Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 09.2015

Зубная эмаль четвероногих появилась на чешуе древних рыб

Пятнистая панцирная щука

Появление и формирование зубной эмали у наземных четвероногих оставались серьезным нерешенным вопросом сравнительной анатомии. Новые данные по геному примитивных панцирных щук и обобщенная информация о распределении эмали на чешуе, костях и зубах современных и ископаемых рыб позволили выяснить начальные этапы ее возникновения. Удалось доказать, что происхождение эмали связано с кожными чешуями древнейших лучепёрых рыб.

Мутирующее человечество: что мы узнали о своих мутациях за 15 лет геномной эры

Влияние разных аминокислотных замен на убиквитин-лигазную функцию белка BRCA1

За 15 лет, прошедших со времени первого чернового прочтения человеческого генома, наши знания о мутациях, то и дело возникающих в наших генах, многократно увеличились, а методы их изучения стали намного эффективнее и разнообразнее. В обзорной статье американских генетиков, опубликованной в журнале Science, подводятся итоги изучения мутационного процесса у Homo sapiens за первые полтора десятилетия «геномной эры».

28 сентября 2015 года — полное лунное затмение

Затмение Луны у горизонта. Фото сделано во время частного лунного затмения 26 июня 2010 года

28 сентября состоится полное лунное затмение. Его будет видно на европейской части России, в Европе, Африке и Америке. Частное затмение начнется в 04:06 и закончится в 07:27 по московскому времени, полная фаза продлится больше часа — с 05:10 по 06:23 по московскому времени. Следующее полное лунное затмение произойдет больше чем через два года — 31 января 2018 года.

Ученые из САО РАН продолжают поиск изолированных карликовых сфероидальных галактик

Типичная карликовая сфероидальная галактика

Группа учёных из Специальной астрофизической обсерватории в Карачаево-Черкессии провела наблюдения еще трёх карликовых сфероидальных галактик за пределами Местной группы и определила их скорости и точное положение. Все три галактики имеют такие же радиальные скорости, как и находящиеся рядом более массивные галактики, а значит, они скорее всего входят в состав небольших групп галактик, то есть не являются изолированными.

Свободный выбор партнера у амадин способствует выживаемости потомства

Зебровые амадины

Немецкие орнитологи, работая с зебровыми амадинами, оценили репродуктивный успех в парах, подобравшихся по любви, с теми, кого соединили насильно с чужим избранником. В «счастливых» парах подрощенной молодежи оказалось на 37% больше, чем в несчастливых. Получается, что при моногамии семейная гармония также является важной точкой приложения естественного отбора.

Элита эгоистична и ставит эффективность выше равенства

Герб Йельской школы права

Изучив решения, принимаемые представителями разных слоев общества в экономических играх, американские экономисты обнаружили радикальные различия между представителями «элиты» и рядовыми американцами. Элита более склонна к эгоизму (в противовес заботе об интересах других людей), а также придает большее значение эффективности (понимаемой как совокупный общий выигрыш), чем равенству в распределении материальных благ.

Дискуссия о роли гребневиков в эволюции продолжается

Гребневик Mnemiopsis leidyi

Одной из самых серьезных проблем современной филогенетики можно назвать проблему положения типа гребневиков на эволюционном древе. Когда-то их считали родственниками стрекающих или даже двусторонне-симметричных, но недавние исследования геномов гребневиков показывают, что они, возможно, являются самой древней эволюционной ветвью среди всех многоклеточных животных в целом. Это может означать, что нервная система возникала в эволюции дважды: у гребневиков и у общих предков стрекающих с двусторонне-симметричными.

Активность группы серотониновых нейронов побуждает дрозофил поглощать пищу

Головной мозг дрозофилы

У взрослых плодовых мушек-дрозофил обнаружили группу нейронов, активация которых приводит к возникновению чувства голода. Если искусственным путём заставить эти нейроны посылать сигналы, даже сытые дрозофилы снова принимаются за еду — но только если она находится прямо перед ними, искать пропитание такие мухи не начинают. Нейроны найденной группы выделяют в основном серотонин и влияют на работу большинства отделов мозга дрозофил.

Эволюция муравьев на «небесных островах» Аризоны оказалась отчасти предсказуемой

Бескрылая форма самки муравья Monomorium emersoni

Пять популяций муравьев Monomorium emersoni, обитающих на пяти разделенных пустыней горах («небесных островах») в Южной Аризоне, независимо друг от друга приобрели важный новый признак — бескрылых самок. Как выяснилось, в основе этого эволюционного новшества лежали похожие, но всё же немного различающиеся изменения экспрессии регуляторных генов в зачатках крыльев.

Плотное ядро галактики — индикатор скорого прекращения звёздообразования

Рис. 1. Спиральная галактика NGC 300

Астрофизики проанализировали большую выборку галактик в диапазоне красного смещения от 0,5 до 3. Их интересовало, связаны ли структурные особенности распределения звезд в галактике с активностью звездообразования в этой галактике. Выяснилось, что в «старых» галактиках, в которых звезды уже не рождаются, плотность центральной части повышенная. Это открытие даёт возможность относительно просто предсказывать эволюцию галактики.

Жаберные мешки вторичноротых могли произойти от органов выделения

Кишечник образует карманы, которым предстоит стать жаберными щелями

Жаберные щели, часто считающиеся уникальным признаком типа хордовых, в действительности, вероятно, появились еще у общего предка всех вторичноротых. При этом детали их возникновения уже больше века остаются загадкой для специалистов по сравнительной анатомии. Согласно новой гипотезе, отверстия, которыми жаберные щели выходили наружу, изначально были общими с наружными отверстиями целомодуктов — выделительных трубочек, связанных с целомическими полостями.

Человек из Диналеди — новый вид примитивных людей

Реконструкция облика человека из Диналеди

Международная команда антропологов под руководством Ли Бергера описала новый вид гоминид, которого она отнесла к роду Homo. Открытое в ЮАР, в пещере Диналеди местонахождение является уникальным по количеству костей и полноте скелетов. В анатомии представителей нового вида H. naledi сочетаются признаки людей и австралопитеков: небольшому мозгу приданы маленькие зубы и развитые, вполне человеческие, руки и стопы.

Перевылов трески привел к увеличению разнообразия рыб

Атлантическая треска

Международная группа ученых проанализировала уникальные данные 41-летнего мониторинга сообществ рыб в районе атлантического побережья Канады. За это время численность трески — наиболее крупного из основных хищников местных вод — значительно сократилась в результате перевылова. Выяснилось, что это привело к увеличению разнообразия других рыб и повышению их относительных численностей.

Родственные интернейроны у эмбрионов мышей расселяются по переднему мозгу независимо друг от друга

Трёхмерное изображение мозга мыши, полученное из серии срезов (вид спереди)

Как развитие мозга у зародыша влияет на работу этого органа в будущем? Что важнее для расселения новообразованных нейронов по головному мозгу — их эмбриональное происхождение или влияние окружающих клеток? Говорить про все нейроны сразу очень сложно, а вот про ГАМК-интернейроны недавно выяснилось, что их конечное расположение в коре больших полушарий не зависит от местонахождения их ближайших родственников.

Полторы тысячи земных минералов еще ждут своего открытия

Римкорольгит

Американские ученые проанализировали частотное распределение земных минералов по местонахождениям и выяснили, что оно подчиняется известному закону Ципфа: часто встречаются лишь немногие виды минералов, а подавляющее большинство видов редки, их можно встретить в одном-двух местах на нашей планете. Эта модель предсказывает, что ученым еще предстоит найти около полутора тысяч новых минералов вдобавок к уже известным почти пяти тысячам.

Неадаптивная пластичность ускоряет адаптивную эволюцию

Тринидадские гуппи

Признаки организмов определяются не только генами, но и условиями, в которых происходит развитие. Ненаследственную изменчивость, порождаемую изменениями среды, называют «фенотипической пластичностью». Она может быть как адаптивной (повышающей приспособленность к новым условиям), так и неадаптивной. Эксперимент на тринидадских гуппи показал, что у этих рыбок неадаптивная фенотипическая пластичность является мощным фактором, ускоряющим адаптацию к новой среде.

Вторичноротость может оказаться первичной для двусторонне-симметричных животных

Главный герой» обсуждаемого эмбриологического исследования — червь Priapulus caudatus

Двусторонне-симметричных животных уже более ста лет принято делить на первичноротых и вторичноротых — по способу возникновения рта в эмбриональном развитии. Однако тип развития, который считается характерным для вторичноротых, встречается и у первичноротых, например у некоторых головохоботных червей. Исследование развития кишечника головохоботного червя Priapulus caudatus дало результаты, хорошо согласующиеся с гипотезой, что именно такой тип развития был исходным для всех двусторонне-симметричных животных.

Бурые водоросли не подтверждают экологическую гипотезу чередования гаплоидной и диплоидной стадий

Гаплоидный гаметофит Ectocarpus на талломе водоросли Scytosiphon lomentaria

Некоторые низшие растения способны чередовать сопоставимые по длительности и морфологической сложности гаплоидную и диплоидную стадии в своем жизненном цикле. Но почему так происходит, до сих пор точно не известно. Одна из популярных гипотез объясняет это тем, что гаметофиты и спорофиты занимают разные экологические ниши и это выгодно виду. Исследование двух видов бурых водорослей рода Ectocarpus показало, что эта гипотеза не выполняется.