Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 04.2011

Как сохранить биоразнообразие в условиях меняющегося климата?

Благородный и северный олени после последнего крупного оледенения сменили места своего обитания. Фото из обсуждаемой статьи в Science

В последнее время появилось много публикаций об угрожаемом состоянии всё большего числа видов и о попытках предотвратить их исчезновение. В статье, опубликованной в журнале Science, предлагается общая схема, позволяющая упорядочить имеющиеся данные о влиянии меняющегося климата на разные виды организмов и предложить более рациональную систему мер по сохранению биоразнообразия.

Адрес доставки белка указан уже в матричной РНК

У мРНК, кодирующих мембранный белок, локализация вдоль клеточной мембраны не нарушается даже при ингибировании трансляции. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в Science

Считалось, что распределение белков внутри бактериальной клетки определяется исключительно свойствами самих белковых молекул. Ученые из Израиля показали, что «адрес доставки» будущего белка закодирован уже в матричной РНК (мРНК). То есть молекулы мРНК могут заранее перемещаться в места назначения белков, которые они кодируют.

Слияние нейтронных звезд может служить источником энергии коротких гамма-всплесков

Моделирование эволюции двойной системы и образования магнитного поля. «Моментальный снимок  соответствуют времени t = 7,4 сек (слияние двух нейтронных звезд). Изображение из обсуждаемой статьи

Международная группа астрофизиков с помощью компьютерного моделирования показала, что столкновение двух массивных нейтронных звезд приводит к рождению вращающейся черной дыры, окруженной сверхсильным магнитным полем с тороидальной и полоидальной компонентой. Именно такая конфигурация поля, по-видимому, способствует формированию релятивистских джетов, генерирующих гамма-всплески.

Недавний результат Тэватрона не вызвал у физиков особого энтузиазма

Распределение событий по инвариантной массе двух струй. Изображение из обсуждаемой статьи

Недавно многие СМИ объявили, что Тэватрон открыл новую частицу. На самом деле утверждение физиков было намного менее громким, но даже этот скромный результат не вызвал у специалистов большого энтузиазма.

Микроэволюция в микромасштабе: данные полевых наблюдений

Огромная популяция пецилий из Серной пещеры служит превосходным объектом для изучения становления различных адаптаций. Фото с сайта исследователя этой популяции Мартина Плата faculty-staff.ou.edu

Группа ученых на уникальном природном объекте изучала адаптацию малых популяций к человеческой деятельности. Компактная популяция пещерных рыб в течение нескольких столетий подвергалась раз в год действию ритуального яда. В результате у рыб, обитающих в местах проведения ритуала, выработалась устойчивость к этому яду, а в других частях этой небольшой пещеры устойчивость к яду осталась низкой. Теперь предстоит понять, как устроен обмен генами в этой популяции.

Языки, как и гены, родом из Африки

Географическое распределение 504 языков, данные по которым использовались в исследовании. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Известно, что генетическое и морфологическое разнообразие людей снижается по мере удаления от Африки. Это указывает на африканское происхождение современного человечества. Теперь такая же закономерность обнаружена в фонетике: чем дальше от Африки, тем ниже разнообразие фонем в языках. По-видимому, это означает, что современные человеческие языки, как и генофонд, имеют в основном африканское происхождение.

Симбиотическая бактерия распространяется, заставляя зараженных самок рожать дочерей

Белокрылка Bemisia tabaci — один из самых опасных сельскохозяйственных вредителей в тропических и теплоумеренных районах всего мира. Фото с сайта hightunnels.cfans.umn.edu

В последние годы в американских популяциях белокрылки Bemisia tabaci, опасного сельскохозяйственного вредителя, быстро распространилась бактерия из рода Rickettsia, передающаяся от матери к детям и почти не способная заражать своих хозяев иными путями. Как выяснилось, причина «эпидемии» в том, что бактерия резко повышает жизнеспособность и плодовитость зараженных самок и заставляет их производить на свет больше дочерей, чем сыновей.

Горячее лето 2010-го. Возможно ли повторение?

Москва, 7 августа 2010 года, Красная площадь. Фото: Viacheslav Lopatin/IP с сайта fototelegraf.ru

Жара, наблюдавшаяся в Европе летом 2003-го и 2010 года, оказалась рекордной при сравнении с данными за последние 500 лет. Особенно выделяется 2010 год — как по достигнутым значениям температуры, так и по площади охваченной территории. Результаты модельных экспериментов показывают, однако, что повторение ситуации лета 2010 года крайне маловероятно — по крайней мере в первой половине XXI века.

Беспорядок ведет к дискриминации

Вокзал в Утрехте, где проводился один из экспериментов. Фото с сайта de.academic.ru

Голландские психологи в пяти изящных экспериментах показали, что беспорядок в окружающей среде (будь то мусор на полу, неправильно припаркованная машина или слово «хаос» на экране компьютера) усиливает в людях тягу к порядку и способствует дискриминации и стереотипным суждениям о представителях других групп. Поддержание чистоты и порядка в общественных местах может оказаться простым и эффективным способом борьбы с дискриминацией и ксенофобией.

Рибозимы могут размножать друг друга

Рис. 1. Схематическое изображение нового рибозима (tC19 или tC19Z) и его «достижений». Рисунок из синопсиса к обсуждаемой статье в Science

Согласно теории РНК-мира, на заре жизни должны были существовать рибозимы (молекулы РНК с каталитическими свойствами), способные осуществлять матричный синтез (размножение) молекул РНК. В природе такие рибозимы не обнаружены, а созданные искусственно работают очень плохо. Американские ученые изготовили улучшенный рибозим с РНК-полимеразной активностью, способный копировать молекулы РНК длиной до 95 нуклеотидов.

Транспозоны — это потомки гигантских вирусов, полагают канадские ученые

В компьютерной игре Mega Man роботы-реплоиды (реплики с робота прообраза) поражаются вирусом под названием Maverick, который переориентирует их поведение (на рисунке — один из таких реплоидов). Вирус, открытый канадскими учеными, получил имя Mavirus (от Maverick Virus): он паразитирует на гигантском вирусе CRoV и меняет его патогенность. Изображение с сайта giantbomb.com

Канадские ученые открыли новые вирусы, которые в качестве мишени выбрали не клетки бактерий или эукариот, а других вирусов. Их генетическая последовательность оказалась во многом схожа с последовательностями гигантских транспозонов — особых мобильных элементов клетки. Это сходство дало основание предположить, что гигантские транспозоны произошли от «двойных» паразитов, подобных новому вирусу.

В созвездии Дракона зарегистрирован уникальный гамма-всплеск

Комбинированный снимок GRB 110328A, полученный ультрафиолетовым/оптическим (белый и пурпурный цвет) и рентгеновским (желтый и красный) телескопами космической обсерватории «Свифт». Изображение из пресс-релиза НАСА: NASA/Swift/Stefan Immler

28 марта 2011 года американская космическая обсерватория «Свифт» зарегистрировала в созвездии Дракона необычный источник рентгеновского излучения — чрезвычайно продолжительный, яркий и изменчивый. Он был отнесен к категории гамма-всплесков и получил номер GRB 110328A. К его исследованию без промедления подключились космический телескоп «Хаббл» и рентгеновская орбитальная обсерватория «Чандра».

Сверхпроводимость отмечает столетний юбилей

Хейке Камерлинг-Оннес в своей лейденской лаборатории, ок. 1911. Фото из обсуждаемой статьи в Physics Today

Великие научные открытия часто делаются в процессе вполне традиционных исследований. 8 апреля 1911 года, когда Хейке Камерлинг-Оннес с ассистентами изучал в лаборатории Лейденского университета электрические свойства металлов, охлажденных до температур жидкого гелия, он обнаружил, что тонкий провод из сверхчистой ртути при охлаждении до 3 кельвинов практически перестает сопротивляться электрическому току.

Приобретенный иммунитет у бактерий может быть связан с механизмами РНК-интерференции

Схема участия необходимых компонентов в работе CRISPR. Из обсуждаемой статьи в Nature

Европейские ученые расшифровали один из необходимых этапов работы иммунной системы CRISPR у бактерий. На этом этапе бактерии используют универсальный фермент РНКазу, а также распространенный у эукариот механизм подготовки иммунного ответа, схожий с РНК-интерференцией. Таким образом, появилась возможность более содержательно интерпретировать происхождение и эволюцию иммунитета у бактерий.

Предложен наземный метод измерения геомагнитного поля в средних масштабах

Измерение геомагнитного поля в масштабе порядка 100 км. Рисунок из обсуждаемой статьи в PNAS

Измерения индукции магнитного поля Земли на расстояниях порядка 100 км важны для изучения поведения верхней мантии, эволюции океанических течений и воздействия магнитного поля Солнца на ионосферу планеты, но, к сожалению, дорогостоящи. Ученые из Германии и США предложили более дешевый, наземный, способ измерения геомагнитного поля, обладающий высокой точностью и нечувствительный к магнитным помехам.

Количество черной икры увеличится вдвое

Фото с сайта agriculture.by

Международная команда ученых разработала технологию получения икры осетровых рыб не только от самок, но и от самцов. На гипофиз рыб воздействуют слабым электромагнитным излучением, ингибирующим регуляторы тестостерона. В этих условиях бóльшая часть мальков, в том числе и самцов, вырастает в самок. Ученые вырастили группу рыб от мальков до половозрелого возраста; первые пробы икры от этих рыб уже прошли технологические тесты.

Источником энергии коричневых карликов может оказаться холодный термояд

Холодный коричневый карлик WD-0806-661B может оказаться представителем давно предсказанного, но до сих пор не открытого класса объектов, промежуточного между звездами и планетами. Изображение из статьи Cold Almost-Stars May Herald Hordes of Unseen Lurkers // Science. 18 March 2011. V. 331. P. 1377
По одной из версий, недавно открытый необычный объект WD-0806-661B, входящий в состав двойной звездной системы вместе с белым карликом WD-0806-661 (в 63 световых годах от Земли), с массой всего в 7 масс Юпитера и температурой всего 300 кельвинов, является коричневым карликом. А недавно появилась теория, которая значительно повышает шансы WD-0806-661B принадлежать к этому классу «несостоявшихся звезд».