С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 03.2006

Что тревожит больших песчанок

Большие песчанки — типичные обитатели пустыни (фото с сайта www.gerbils.pwp.blueyonder.co.uk)
Как выяснилось в результате многолетних исследований, самцы большой песчанки испытывают стресс не только из-за недостатка корма, но и из-за большого количества жен и детей, скученности, близости самцов-конкурентов. Зверьки, испытавшие сильный стресс весной, имеют пониженные шансы пережить летнюю засуху.

Размножаться лучше на сытый желудок

Пресноводный рачок дафния (фото с сайта ebiomedia.com)
Планктонные рачки дафнии при сильном недоедании тратят большую часть добытых калорий на то, чтобы набрать вес. Если еды становится больше, дополнительная энергия расходуется поровну на набор массы и увеличение числа яиц в кладке. При избытке пищи почти все калории идут на увеличение числа яиц, причем сами яйца становятся мельче.

Двойной облет астероидов все-таки состоится

Космический аппарат Dawn в поясе астероидов (рис. художника Уильяма Хартмана/UCLA с сайта dawn.jpl.nasa.gov)
27 марта руководство NASA отменило свое решение о прекращении работ по осуществлению миссии Dawn («Заря»), объявленное в начале марта этого года. Полет автоматической станции к двум крупным астероидам — Весте и Церере — начнется, как и планировалось, летом 2007 года.

Использование орудий животными не всегда говорит о большом уме

Эта новокаледонская галка вытаскивает корм из трещины при помощи палочки (фото с сайта pharyngula.org)
Использование орудий животными часто рассматривается как показатель незаурядных умственных способностей, однако некоторые особенности орудийной деятельности «братьев наших меньших» заставляют усомниться в правомочности таких оценок.

Получены «этичные» эмбриональные стволовые клетки

Клетки мужских половых желез мышей (изображение с сайта webnt.calhoun.edu)
Группа немецких микробиологов научилась выращивать эмбриональные стволовые клетки из взрослых клеток мужских половых желез мышей. Они готовятся повторить эксперименты на человеческом материале, но, похоже, американцы их уже обошли.

Вязкость дестабилизирует сонолюминесценцию

Типичные траектории сонолюминесцентного пузырька в вязкой жидкости (изображение из статьи Physical Review Letters, 96, 114301, 2005)
Голландские физики объяснили явление «блуждающей сонолюминесценции» в жидкостях с большой вязкостью. Ключевую роль играет эффект памяти, появляющийся в вязких жидкостях.

Родина самого далекого гамма-всплеска оказалась пыльной

На снимке, полученном Космическим телескопом имени Хаббла, видна далекая галактика, в которой в сентябре прошлого года вспыхнул гамма-всплеск (изображение из статьи E. Berger et al., astro-ph/0603689)
С помощью наблюдений на Космическом телескопе имени Хаббла и на инфракрасной космической обсерватории имени Спитцера удалось получить изображение галактики, в которой вспыхнул самый далекий гамма-всплеск. Эта галактика уже обогащена тяжелыми элементами, и в ней достаточно много пыли. Всё это говорит о высоком темпе формирования звезд.

Астероиды и кометы — близкие родственники?

Снимки всех комет основного пояса получены на 2,2-метровом телескопе Гавайского университета. Фото с сайта: www.ifa.hawaii.edu
Группа ученых из Астрономического института Гавайского университета обнаружила новое семейство комет с орбитами, типичными для астероидов основного пояса.

Саранча учится на горьком опыте

Что же такое интеллект, если даже кузнечики помнят, почем фунт лиха? (Рис. из статьи в Science)
Ученые из Оксфордского университета, изучив процесс выбора пищи у кобылок (родственников саранчи), пришли к выводу, что на их предпочтения влияют не только прямые раздражители, но и память о прошлом опыте, связанном с этой пищей. Оказывается, кобылки, с их примитивной нервной системой, способны к некоему подобию ассоциативного мышления.

Гренландские ледники трещат по швам

Эпицентры 136 ледниковых землетрясений, зарегистрированных в Гренландии за период с 1993 по 2005 год, совпадают с основными спусками к морю ледников гренландского щита (рис. с сайта www.ldeo.columbia.edu)
В Гренландии наблюдается резкий рост числа так называемых ледниковых землетрясений. Это говорит о серьезных разрушительных процессах, идущих в гренландском ледниковом щите.

26.03.2006 | Астрономия

29 марта — полное солнечное затмение

Полное солнечное затмение
29 марта 2006 года произойдет полное солнечное затмение. Его можно будет наблюдать и на территории России (полная фаза — Кавказ, Прикаспийская низменность, Алтай, а также Казахстан).

Марихуану будут вычислять по генам

Cannabis sativa, Конопля посевная (полезная), рис. с сайта ru.wikipedia.org.
Новая методика, основанная на генетическом анализе, позволяет быстро и уверенно отличать марихуану от обычной конопли, которая почти не содержит психотропных веществ.

Тяжело быть серой вороной

Уничтожая наших соседей по городу, мы нарушим даже то хрупкое равновесие, которое существует, и серых ворон заменят серые крысы (фото с сайта flickr.com)
Предложение Геннадия Онищенко уничтожать ворон, чтобы помешать распространению птичьего гриппа, кем-то уже было воспринято как призыв к действию. О том, какой эффект может дать уничтожение ворон и поможет ли это в борьбе с птичьим гриппом, рассказал ведущий специалист по воронам доктор биологических наук В. М. Константинов.

Существование планет-гигантов не находит объяснения

Внутренняя миграция протопланет (изображение с сайта www.physorg.com)
Моделирование образования планет в протопланетных дисках сталкивается с серьезной проблемой: никак не удается удовлетворительным образом добиться формирования планет гигантов. Планеты попросту падают на звезду. Британские астрономы попробовали обойти эту проблему, смоделировав движение сразу множества формирующихся планет.

Вега вертится волчком

Примерно так видна Вега с Земли (изображение из статьи astro-ph/0603520)
Новые интерферометрические наблюдения позволили выявить распределение яркости по диску Веги. Результаты этих наблюдений показывают, что Вега — очень быстро вращающаяся звезда, которую мы видим с полюса.

Обнаружен сверхпроводник с необычной электронной структурой

Структура соединения Ag5Pb2O6 (изображение из статьи Physical Review B 70, 184523, 2004)
Опыты показали, что электроны в свинцово-серебряном оксиде Ag5Pb2O6 движутся на удивление свободно, но при этом обеспечивают сверхпроводимость. Понимание этого явления будет важным шагом на пути к теории высокотемпературной сверхпроводимости.

Китайские лягушки квакают в ультразвуковом диапазоне

Громкий плеск горного ручья не так-то просто переквакать маленькой лягушке. Некоторые китайские земноводные решили проблему оригинальным способом — перешли на ультразвук (фото с сайта www.abc.net.au)
Некоторые лягушки, живущие вблизи бурных ручьев, научились квакать в ультразвуковом диапазоне, чтобы «перекричать» шум воды. Ранее способность издавать и воспринимать звуки с частотой выше 20 кГц была известна только у млекопитающих — китообразных, летучих мышей и грызунов.

Опубликованы результаты трех лет работы спутника WMAP

Карта анизотропии температуры реликтового излучения с наложенными данными по его поляризации. Данные получены по итогам трехлетней работы спутника WMAP (изображение с сайта Проекта WMAP)
Появилась серия статей, посвященная результатам трех лет наблюдений космического микроволнового фона на спутнике WMAP. В целом, подтверждены предыдущие результаты, полученные на этом аппарате. Из новых результатов главное то, что удалось получить данные по поляризации реликтового излучения, а также уточнить время, соответствующее эпохе реионизации.

Недостаток млекопитающих в Новой Зеландии компенсируется гигантскими насекомыми

Этот вид новозеландских бескрылых кузнечиков (Deinacrida rugosa) достигает 7 см в длину. Фото из статьи в Science
Предположение о том, что гигантские насекомые в Новой Зеландии заняли пустующие ниши грызунов, получило новое подтверждение. Выяснилось, что огромные новозеландские кузнечики взяли на себя роль распространителей семян растений с сочными плодами. Ранее считалось, что на это способны только позвоночные.

Ученые обсуждают вопрос, не глина ли породила животных на Земле

Бактерии, использующие ионы металлов из глинистых минералов для клеточного дыхания (фото с сайта www.biogeosciences.org)
Американские ученые из Калифорнийского и Мэнского университетов, проведя исследование глин 500–800-миллионолетней давности, обнаружили существенные изменения в их химическом и минералогическом составе, происходившее именно в то время. Специалисты литологи объяснили эти изменения активной деятельностью наземных бактерий.