Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 03.2005

Оглашен экологический итог тысячелетия

Отмечены районы, в которых не менее 30% земель культивированы. Они занимают уже 24% суши. Схема из Сводного доклада оценки экосистем на пороге тысячелетия.

Подведен итог самого масштабного в истории исследования экологии Земли. Почти все важнейшие ресурсы, необходимые для жизни людей, деградируют. Но в ближайшие 50 лет всё может стать еще значительно хуже.

На МКС поселился разговорчивый сосед

Кларисса выполняет анализ питьевой воды (фото с сайта www.nasa.gov)
В экипаже Международной космической станции (МКС) пополнение. Там поселилась Кларисса (Clarissa) — виртуальный ассистент, наделенный функцией голосового вывода информации.

Найден дешевый способ получения клеток головного мозга

Светящаяся мышь (фото с сайта www.sciencentral.com)

Американские исследователи из города Сан-Диего, работающие в компании AntiCancer Inc., нашли способ превращения стволовых клеток взрослых волосяных фолликулов в нервные клетки головного мозга.

Через 50 млн лет на месте Японского моря вырастут горы

Фото из журнала «Эксперт»

Созданная в России модель «плавающих континентов» позволяет понять, как возникают и распадаются суперконтиненты, какие процессы происходят в мантии Земли, почему меняется уровень мирового океана.

Число известных источников жесткого гамма-излучения удвоилось

Фото с сайта www.mpi-hd.mpg.de

Сразу восемь новых источников сверхмощного гамма-излучения обнаружено в пределах Млечного пути. Новые сведения помогут пролить свет на загадочную природу высокоэнергетических частиц, более известных как «космические лучи».

25.03.2005 | Экология

Ледяной покров Антарктиды скорее растет, чем тает

Фото с сайта derstandard.at

Потепление климата, таяние ледников, подъем уровня моря — на самом деле все это совсем не так очевидно. Последние исследования говорят о том, что антарктический ледяной покров становится все толще.

Нефть образуется благодаря круговороту воды

Мы все учили в школе, что нефть и газ образуются из ископаемых остатков живых организмов. А российский ученый Азарий Баренбаум считает, что нефтяными месторождениями мы обязаны круговороту воды.

Вода озера Байкал станет эталоном для российских водоемов

Озеро Байкал. Фото с сайта www.geosite.com.ru

Российские ученые создают единый стандарт чистоты пресной природной воды. Его основу составит глубинная вода озера Байкал.

21.03.2005 | Экология

Швейцарский лед укроют одеялом

Ледник Гуршен. Фото с сайта reinhardkirsch.dsc24x7web.de/mt

Швейцарские ученые, обеспокоенные стремительным исчезновением ледниковых потоков, тающих под воздействием необычайно активного солнца и парникового эффекта, собираются использовать специальную пену, которая предотвратит таяние льда.

21.03.2005 | Астрономия

Разгадан механизм образования мощных полярных сияний Юпитера

Изображение с сайта chandra.harvard.edu

Команда ученых во главе с Роном Элснером из Маршалловского центра космических полетов NASA в Хантсвилле разгадала механизм образования мощных полярных сияний на Юпитере. В результате исследований, основанных на данных совместных наблюдений двух орбитальных телескопов — Chandra и Hubble, ученые смогли пролить свет на природу мощнейших полярных сияний Юпитера.

По строению мозга стрекозы напоминают позвоночных

Стрекоза. Рисунок с сайта bio.1september.ru

Считается, что стрекозы появились на Земле более 350 млн лет назад, на десятки миллионов лет опередив других насекомых. Тонкое строение участка мозга этих древнейших высокоорганизованных животных впервые исследовали российские ученые.

Сход лавины нельзя предотвратить, но можно предсказать

Фото с сайта www.vladik.net

Свежа в памяти трагедия, произошедшая в Кармадонском ущелье в сентябре 2002. В институте Географии РАН считают, что комплексный космический мониторинг позволит предсказывать пульсации ледников и предотвращать новые катастрофы.

19.03.2005 | Медицина

«Умные» T-лимфоциты борются с раком эффективнее

Исследователи из Центра по изучению онкологических заболеваний Университета Джонса Хопкинса обнаружили, что разные группы иммунных клеток отличаются по способности поражать злокачественные клетки. Самыми эффективными оказались T-лимфоциты, выделенные из костного мозга.

История астрономических наблюдений в Китае древнее, чем считалось прежде

Каменный нож, найденный в провинции Чинхай. Фото с сайта агентства «Синьхуа»

В северо-западном Китае обнаружен каменный нож с изображениями Большой Медведицы и Альтаира. По словам археологов, это открытие позволит внести коррективы в историю астрономических наблюдений в Поднебесной.

X-фактор, или почему женщины отличаются от мужчин

Изображение с сайта www.sanger.ac.uk

Ученые расшифровали хромосому, отвечающую за различия между мужчинами и женщинами и хранящую секреты по крайней мере 300 наследственных болезней.

17.03.2005 | Медицина

Врачи поднимутся на Эверест, чтобы провести эксперименты на себе

Эксперименты на высоте 8 тыс. м в сильно разреженном воздухе в будущем помогут выжить пациентам палаты интенсивной терапии. Фото с сайта www.ucl.ac.uk

Эксперименты в горной «зоне смерти», возможно, будут вписаны в историю медицины. Группа-врачей-добровольцев из Великобритании собирается выяснить, как человеческий организм справляется с экстремальными условиями.

В Ингушетии найден фрагмент челюсти доисторического животного

В Ингушетии на Сунженском хребте, вблизи селения Ачалуки Малгобекского района, обнаружен фрагмент челюсти неизвестного доисторического животного. Подобная находка на территории Ингушетии зафиксирована впервые, и по ее поводу уже ведутся консультации со специалистами Московского палеонтологического института.

Против ведущего эколога Бурятии возбуждено уголовное дело

С.Г.Шапхаев. Фото с сайта Бурятского регионального объединения по Байкалу

Вчера руководитель центра геоэкологических исследований Восточно-Сибирского государственного технологического университета Сергей Шапхаев сообщил, что против него возбуждено уголовное дело по статье «Разглашение государственной тайны».

15.03.2005 | Биология

Железо спасает растения от токсического действия алюминия

Сотрудники Обнинского государственного университета атомной энергетики исследовали влияние ионов двух металлов на развитие ячменя и пшеницы.

14.03.2005 | Экология

Таяние ледников приведет к кризису в Азии

Всемирный фонд дикой природы сообщает о быстром таянии ледников в Гималаях, вызванном глобальным потеплением. По мнению специалистов, это может повлечь наводнения в Индии, Непале и Китае.