С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 10.2005

В Китае обнаружена древняя обсерватория

Остатки древней обсерватории в Таосы (фото с сайта www.kaogu.cn)

По мнению китайских археологов, древнее сооружение, обнаруженное два года назад в провинции Шаньси и датируемое возрастом 4100 лет, выполняло роль обсерватории. Таким образом, это одна из самых старых обсерваторий в мире, возможно даже старше знаменитого Стоунхенджа.

Опубликован каталог вариаций человеческого генома

Рост объема информации об SNP по кварталам за последние 5 лет (рисунок на базе иллюстрации к статье в журнале Nature)
Международный консорциум HapMap опубликовал самый полный на сегодня каталог вариаций человеческого генома. Новая база данных позволит ускорить поиск генов, связанных с различными наследственными заболеваниям, а также будет незаменимым источником информации для исследований в области этногеномики.

Электричество и серебро против микробов

Альтернативный метод обеззараживания питьевой воды изобрели российские электрофизики. Вода, обработанная новым способом, целый год не заселяется микробами.

Агентство NASA выпустило трехмерный фотоатлас Луны

Центральная горка кратера Тихо из лунного атласа NASA World Wind
Агентство NASA предоставило в свободное пользование трехмерный фотоатлас лунной поверхности, созданный по данным межпланетной станции «Клементина» (Clementine). Атлас включен в новую версию системы World Wind, которая ранее содержала только атлас Земли.

Большой бинокулярный телескоп открыл один глаз

Большой бинокулярный телескоп введен в строй пока с одним зеркалом (фото с сайта medusa.as.arizona.edu)
На построенном в Аризоне Большом бинокулярном телескопе (Large Binocular Telescope, LBT) получены первые снимки. Тем самым можно говорить о переходе инструмента из разряда строящихся в разряд действующих. Однако самым большим в мире он пока не стал.

Восприятием цвета заведует мозг

Фото с сайта www.rochester.edu

Первые изображения живой сетчатки преподнесли сюрприз: несмотря на то что люди воспринимают цвета практически одинаково, количество цветочувствительных колбочек в их сетчатке может различаться в 40 раз. Очевидно, что главную работу по «цветоделению» выполняет не глаз, а мозг.

Птичий грипп победят трансгенные куры

Фото с сайта www.prnewswire.com

Шотландские биологи надеются победить эпидемию птичьего гриппа, создав новую породу генетически модифицированных кур, невосприимчивых к этому вирусу.

Липиды играют важную роль в развитии нервной системы

Рыбы-зебры (фото с сайта www.mcg.edu)

Как оказалось, блокирование работы одного из сигнальных липидов может приводить к серьезным нарушениям в развитии нервной системы, начиная от торможения роста новых нервных окончаний и заканчивая гибелью нейронов.

Дизайнер элементарных частиц ищет работу

Кварки, как их увидел Ян-Хендик Андерсен. Рисунок с сайта www.physicsweb.org.
В Мичиганском университете художник-дизайнер в сотрудничестве с физиками разработал символические изображения элементарных частиц Стандартной модели.

В кольцах Сатурна обнаружен новый тип деталей

Волны, распространяющиеся по кольцу F, под влиянием гравитационных возмущений со стороны Прометея (кадр из фильма, снятого станцией «Кассини»)
Межпланетная станция «Кассини» обнаружила, что спутник Сатурна Прометей периодически порождает в самом внешнем кольце F длинные пылевые волны.

Кислород в древней атмосфере: «железное» доказательство подвергнуто сомнению

ПЖФ (фото с сайта z.about.com)

Считается, что примерно 2,7 млрд лет назад жившие в океане цианобактерии научились добывать кислород из воды и солнечного света, а спустя еще 300-400 млн лет кислород начал накапливаться в земной атмосфере. Однако результаты недавнего исследования, возможно, заставят уточнить эту гипотезу.

27.10.2005 | Медицина

В мозгу найден интерфейс для управления кровяным давлением

Расположение области periaqueductal gray matter (PAG). Рисунок с сайта http://highered.mcgraw-hill.com.
Британские нейрофизиологи из Оксфордского университета обнаружили возможность корректировать артериальное давление, подавая электрические сигналы на имплантированные в мозг электроды.

Сверхредкий ядерный распад обнаружить не удается

NEMO 3 (изображение с сайта nemo.in2p3.fr)

Результаты первых полутора лет работы детектора NEMO 3 не подтверждают возможность безнейтринного двойного бета-распада. В ближайшие годы ожидается существенное улучшение точности эксперимента.

Теперь российские биотехнологи будут работать по программе

Институт биоорганической химии РАН (фото с сайта www.ibch.ru)

На III съезде Общества биотехнологов России, проходящем 25-27 октября в Институте биоорганической химии РАН, принята национальная программа «Развитие биотехнологии в Российской Федерации на 2006-2015 гг.».

26.10.2005 | Биология

Поклоняются ли слоны могилам предков?

Слоны выбирают, какой из трех черепов им более интересен. Фото с сайта www.sussex.ac.uk.
О том, что слоны с большим интересом относятся к костям своих погибших сородичей, известно давно. Однако только сейчас зоологи подробно изучили эту уникальную для животного мира особенность поведения.

26.10.2005 | Медицина

Рак легких лечат замораживанием

Фото с сайта newsimg.bbc.co.uk

Глубокая заморозка раковой опухоли легкого может стать спасительной альтернативой для пациентов, слишком ослабленных, чтобы перенести обычную операцию.

«Извините, лифт не работает»

Один из прототипов «космического лифта» (фото с сайта news.com.com)

50 000 долларов, обещанные команде, которая представит работоспособный прототип «космического лифта», так и остались в кармане NASA и фонда Spaceward Foundation по причине отсутствия победителя.

Синтез белка: девять месяцев на две наносекунды

Изображение с сайта news.com.com

Сотрудникам Лос-Аламосской лаборатории удалось создать динамическую модель работы рибосомы, синтезирующей молекулу белка. Чтобы воспроизвести крохотную долю одного из фундаментальных биологических процессов, понадобилась вычислительная мощность 768 микропроцессоров, работавших 260 дней.

25.10.2005 | Астрономия

В пыли коричневых карликов зарождаются планеты

Изображение с сайта www.jpl.nasa.gov

Наблюдения молодых коричневых карликов, выполненные орбитальным телескопом Spitzer, указывают на наличие вокруг них пылевых дисков, в которых идет формирование планет.

Создан переключатель на основе нанотрубок

Изображение с сайта physicsweb.org

Исследователи из Великобритании и Кореи использовали углеродные нанотрубки для создания электромеханического ключа нанометровых размеров. Примененный ими относительно простой метод создания ключа может в будущем лечь в основу производства разнообразных наноэлектронных устройств.