Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 12.2009

2009 год — год Арди

Обложка журнала Science за 18 декабря 2009 года: «Прорыв года — Ardipithecus ramidus» (фрагмент). Ардипитек — вероятный предок человека, обитавший на территории современной Эфиопии около 4,5 миллионов лет назад
Важнейшим научным прорывом уходящего года, по мнению редакции журнала Science, следует назвать серию работ, анализирующих обнаруженный в 1994 году ископаемый скелет самки нашего возможного предка — ардипитека Ardipithecus ramidus. Эти исследования проливают свет на происхождение ряда отличительных признаков человека, в частности двуногости, маленьких клыков и тенденции к моногамии.

Эволюция цветного зрения у африканских цихлид шла двумя путями

В озере Виктория около 500 видов цихлид произошли от общего предка не более, чем за 120 тысяч лет. Рис. с сайта evolution2.narod.ru
В ходе стремительного видообразования у африканских цихлид сформировались разнообразные системы цветного зрения, ориентированные на световые волны разной длины. Изменение активности генов светочувствительных белков-опсинов позволяло перенастраивать цветовое восприятие внутри границ воспринимаемого спектра, а сами эти границы менялись благодаря изменениям кодирующих участков генов.

К чему приводят катастрофы в звездных скоплениях

Столкновения звезд — один из двух путей возникновения аномально массивных звезд — так называемых «голубых отставших звёзд» — в звездных скоплениях. Рис. из обсуждаемой статьи Melvyn B. Davies
Интернациональная группа астрономов опубликовала в последнем выпуске журнала Nature работу, подтверждающую две общепринятые модели рождения аномально массивных звезд, замеченных во многих звездных скоплениях. К аналогичным выводам пришли два сотрудника астрономического факультета Висконсинского университета в Мэдисоне, чья статья появилась в том же выпуске журнала.

Женская привередливость способствует видообразованию

Путем сознательного или бессознательного отбора люди создали декоративные породы голубей с причудливым оперением. Фото с сайта www.pigeoncote.com
Компьютерное моделирование показало, что вероятность симпатрического видообразования резко повышается, если у самок есть возможность выбирать партнеров на основе признаков, свидетельствующих о хорошем здоровье самца. Половой отбор резко ускоряет видообразование даже в том случае, если самки двух зарождающихся видов используют при выборе самцов одни и те же критерии.

Предки Homo sapiens разумно разграничивали жилое пространство

Так предки человека, жившие 700-800 тысяч лет назад в долине Мертвого моря, с помощью деревянных кольев и каменных орудий разделывали слоновьи головы. Рис. с сайта archaeology.huji.ac.il
Анализ пространственного распределения орудий труда и следов человеческой деятельности на одной из стоянок нижнего палеолита показал, что уже у предков человека разумного сложилось представление о функциональном разделении жилого пространства. Большая часть предметов была найдена вокруг древнего очага, а на расстоянии 5–6 метров — другое скопление, в основном осколки кремневых и базальтовых орудий, кости и зубы рыб.

Инвазийный вид прибрежных трав не по зубам канадским гусям

Канадская казарка. Фото с сайта magazinewood.co.uk
Гибрид двух близких видов злаков рода Spartina необычайно быстро распространился по Тихоокеанскому побережью Северной Америки. Успех гибридного вида связан с тем, что он почти не поедался канадскими казарками. Дело в том, что ткани его стеблей и листьев оказались значительно крепче на разрыв, чем у произраставшего там издавна местного вида, и казарки просто не могут сорвать его молодые побеги.

«Место, где много воды»

Новооткрытая экзопланета GJ 1214b имеет жезезо-никелевое ядро и силикатную мантию, над которыми, возможно, лежит водный океан глубиной в сотни километров, окруженный водородно-гелиевой атмосферой. Изображение из обсуждаемой статьи Geoffrey Marcy
Заголовок известного рассказа Айзека Азимова прекрасно подходит и для этой заметки. Речь пойдет об изрядно нашумевшем открытии внесолнечной планеты, которая может примерно наполовину состоять из воды — правда, пока нельзя сказать, в каком фазовом состоянии.

Обнаружить птенца-подкидыша — слишком сложная задача для птичьих мозгов?

Американская лысуха (Fulica americana) с птенцами. Фото с сайта www.berkeleydailyplanet.com
Гнездовой паразитизм процветает благодаря удивительной неспособности птиц-родителей отличить своих птенцов от чужих. Как выяснилось, американские лысухи считают своими тех птенцов, которые вылупились первыми, и обращаются жестоко с теми, кто вылупился позже и при этом отличается от первенцев. Такая примитивная система обучения, называемая импринтингом, непригодна для борьбы с кукушатами, которые обычно вылупляются раньше хозяйских птенцов.

Ученые прояснили механизм формирования новых синапсов у больных склерозом мышей

При развитии нейродегенеративных болезней вроде латерального (бокового) амиотрофического склероза нарушаются контакты между нервными и мышечными волокнами. Ученые постепенно подбирают вещества, такие как белок Hsp70 или микро-РНК-206, способные сохранить эти контакты и вызвать компенсаторный рост разрушенных синапсов. Изображение с сайта scientificamerican.com
Американские ученые исследовали роль регуляторной микро-РНК в развитии одной из разновидностей склероза. Регуляторный каскад, включающий эту микро-РНК, действует единообразно и у здоровых мышей при повреждении нервов, и у мышей, больных склерозом. Присутствие этой микро-РНК в высоких дозах способствует формированию новых контактов между мышечными и нервными волокнами и тем самым замедляет развитие болезни.

Патогенная бактерия использует простой аминокислотный код для управления генами своих жертв

Гамма-протеобактерии рода Xanthomonas вызывают заболевания как минимум у 124 видов однодольных и 268 видов двудольных растений, в том числе у перца. Фото с сайта www.umassvegetable.org
Бактерия Xanthomonas вводит в растительные клетки белки TAL, которые проникают в ядро и регулируют активность генов. Две независимых группы исследователей расшифровали аминокислотный код, при помощи которого белки TAL безошибочно распознают регуляторные участки нужных им генов. Открытие позволяет целенаправленно проектировать белки, присоединяющиеся к строго определенным участкам ДНК.

Сверхпроводящее кольцо моделирует ранние этапы развития Вселенной

Схематический рисунок сверхпроводящего кольца с напылённым на него 200-нанометровым слоем ниобия. Критическая температура перехода ниобия из нормального состояния в сверхпроводящее приблизительно 9 К. Изображение из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. B
Согласно сценарию Киббла—Зурека, эффекты стремительного расширения и охлаждения Вселенной, которые привели к вероятному формированию в ней топологических дефектов (струн), можно изучать в сверхпроводящем кольце, где аналогом космических струн являются квантовые вихри, генерирующие единичные кванты магнитного потока — флюксоиды. Впервые проведенный корректный эксперимент по наблюдению флюксоидов в кольце косвенно доказывает существование струн во Вселенной.

Продолжительность жизни зависит от баланса аминокислот в пище

Самка мушки-дрозофилы занята самым важным делом в своей жизни — откладкой яиц. Фото с сайта www.sciencecentric.com
Ограничительная диета продлевает жизнь многим животным, одновременно снижая их плодовитость. Однако эксперименты на дрозофилах показали, что плодовитость зависит от содержания в пище метионина, а долголетие — от количественного соотношения метионина и других незаменимых аминокислот. Это позволяет подобрать такую диету, при которой жизнь продлевается без снижения плодовитости.

Браконьерство — основная причина деградации популяций сайгаков

Сайгаки устюртской популяции сейчас в наиболее угнетенном состоянии. Их численность снизилась более, чем в 20 раз по сравнению с 2000-м годом, а самки чаще приносят одного детеныша, а не двойни, как в других популяциях. Фото с сайта ferghana.ru

По сравнению с серединой XX века численность сайгака в России и Казахстане снизилась в 25–40 раз — в большой мере за счет самцов, доля которых резко уменьшилась по сравнению с нормой. По-видимому, основной причиной депрессии некогда многочисленных популяций сайгака стал неконтролируемый отстрел самцов для добычи дефицитных и дорогостоящих рогов.

Мелодика плача новорожденного зависит от языка его родителей

Плачущий («сердитый») мальчик (Sinnataggen) — одна из самых известных скульптур в парке Вигеланда (Осло, Норвегия). Фото с сайта www.flickr.com/photos/34471881@N07
Группа ученых записала плач 30 французских и 30 немецких новорожденных и проанализировала его акустические характеристики. Оказалось, что уже 2–5-дневные младенцы плачут по-разному: у французских детей тон к концу крика поднимается, а у немецких — падает. Скорее всего, дети приобретают способность воспроизводить мелодические особенности родного языка еще до рождения.

Вероятность вымирания в позднем плейстоцене разных видов млекопитающих зависела от их размера

Ландшафт позднего плейстоцена (примерно 13 тыс. лет назад) в Северной Америке. Рис. © Barry Carlsen из статьи: Christopher Johnson. Megafaunal decline and fall // Science. 2009. V. 326. P. 1072–1073
Вероятность вымирания разных видов млекопитающих в конце плейстоцена (примерно 12 тыс. лет назад) определялась прежде всего размерами их тела. Чем крупнее был вид, тем с большей вероятностью он мог исчезнуть с лица земли. Подобный вывод плохо согласуется с популярной гипотезой, согласно которой основная причина массового вымирания млекопитающих в позднем плейстоцене — истребление их человеком.

Сверхновая SN 2007bi подтверждает предсказания 45-летней давности

Сверхновая SN 2007bi вспыхнула в апреле 2007 года в безымянной карликовой галактике, расположенной неподалеку от Млечного Пути. Фото с сайта www.astrosurf.com
Международная коллаборация астрономов опубликовала результаты более чем полуторагодовых наблюдений сверхновой звезды SN 2007bi. Анализ собранных данных позволяет предположить, что рождение этой сверхновой обусловлено специфическим механизмом дестабилизации ядра звезды-предшественницы, впервые очерченным в классической работе Уильяма Фаулера и Фреда Хойла в 1964 году.

Формирование воспоминаний теперь можно увидеть под микроскопом

Формирование новых шипиков на отдельном участке одного дендрита. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Обучение и формирование долговременных воспоминаний у животных основано на постоянном образовании новых и отмирании старых связей между нейронами мозга. Оказалось, что из множество новых веточек, которые образуют дендриты в ходе обучения у мышей, большая часть после окончания тренировок атрофируется, но некоторые сохраняются на всю жизнь, что обеспечивает длительное хранение приобретенных воспоминаний и навыков.