С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 04.2006

Организаторы миссии Deep Impact не собираются останавливаться на достигнутом

Оставшийся после Deep Impact зонд с тремя рабочими инструментами может встретиться с кометой Бетина в декабре 2008 года (изображение с сайта ovni.do.sapo.pt)
В течение последних пяти лет три космических миссии — Deep Impact, Deep Space 1 и Stardust — дали огромное количество информации о кометах. Однако полученные данные, зачастую противоречивые, вместо того чтобы прояснить истинную природу этих космических объектов, поставили под сомнение практически всё, что ученые знали о кометах раньше.

Европейский сорняк губит американские леса

Чесночная горчица Alliaria petiolata, заполонившая североамериканские леса (фото с сайта www.ipaw.org)
Завезенная в Америку из Европы в XIX веке чесночная горчица быстро расселяется по Северной Америке, вытесняя местную флору. Ученые из США, Канады и Германии обнаружили, что выделяемые сорняком вещества препятствуют развитию симбиотических грибов, необходимых для роста местных деревьев, угрожая самому существованию лесов.

27.04.2006 | Астрономия

Закономерная случайность помогла увидеть зарождение массивных звезд

Район формирования массивных звезд ISOSS J18364-0221 (изображение с сайта www.esa.int)
С помощью Инфракрасной космической обсерватории (Infrared Space Observatory, ISO), принадлежащей Европейскому космическому агентству, ученые впервые смогли наблюдать рождение огромных звезд, которые светят в 100 тысяч раз ярче Солнца.

Хочешь быть здоров? Впадай в спячку

Впадая в спячку, бурундук сворачивается калачиком, накрывая нос хвостом, чтобы подольше сохранять тепло (фото с сайта mdn.mainichi-msn.co.jp)
Известно, что во время зимней спячки организм теплокровных животных обладает повышенной устойчивостью к инфекциям, нарушениям в сердечно-сосудистой системе и развитию рака. Изучая действие «гормонов спячки», ученые надеются найти пути к предотвращению этих заболеваний.

Биологи проектируют новые ферменты

Трехмерная модель активного центра фермента гамма-гумулен синтазы
Американские ученые изготовили семь новых ферментов (четыре из которых не имеют природных аналогов) путем замены нескольких ключевых аминокислот в активном центре белка гамма-гумулен синтазы, участвующего в образовании смолы у пихты. Новые ферменты осуществляют синтез различных терпенов — душистых природных углеводородов.

Асимметрия взаимовыгодных отношений способствует высокому биоразнообразию

Модель, показывающая сеть ассиметричных связей между животными (желтые шарики) и растениями (зеленые шарики). Рис. из статьи: J. N. Thompson. Science. 2006. V. 312. P. 372-373
Животные нередко играют важную роль в жизни растений, опыляя цветки или распространяя семена. Эти взаимовыгодные связи образуют сложную, но строго закономерную структуру. Исследование показало, что связь между одним видом растений и одним видом животных в среднем слабая и к тому же ассиметричная: растения сильнее зависят от животных, чем животные от растений.

Полный контроль над трехмерной поляризацией света — возможен

Сфокусировав пучок света с неоднородной поляризацией, можно получить область продольно поляризованного светового поля (изображение с сайта www.scientific.ru)
Свет в фокусе линзы может обладать поляризацией, как угодно ориентированной в трехмерном пространстве. Расчеты американских физиков показали, как достичь произвольно заданной поляризации в простой схеме с обычным лазерным лучом.

«Тонкая подстройка» многофункционального гена может приводить к появлению новых признаков

В ходе эволюции пятна на крыльях дрозофилы несколько раз утрачивались и появлялись вновь (фото с сайта kyotofly.kit.jp)
Американские генетики расшифровали генетические основы многократного и независимого появления и утраты пятен на крыльях у разных видов мух-дрозофил. Оказалось, что все эти эволюционные изменения связаны с модификациями регуляторных участков многофункционального гена yellow, ответственного за пигментацию разных частей тела.

Перелетные птицы переводят часы

По наблюдениям орнитологов, за последние сто лет стриж стал прилетать в район Калуги на две недели раньше (фото с сайта www.springalive.net)
Поздний приход весны в этом году как-то не вяжется с глобальным потеплением. А как реагирует на изменения климата природа Европейской части России, в том числе и перелетные птицы? На этот вопрос ищут ответ ученые-фенологи и орнитологи.

Близнецы у шимпанзе: разнояйцовые или разноотцовые?

Шимпанзе Гремлин и ее две дочери-близняшки — Голден и Глиттер, родившиеся в национальном парке Гомбе в Танзании (фото с сайта www.tycho.dk)
Пересмотр данных о рождении детенышей у содержащихся в неволе шимпанзе показал, что однояйцовые близнецы у шимпанзе рождаются с той же частотой, что и у человека, тогда как разнояйцовые — в 2-3 раза чаще. Как и у человека, разнояйцовые близнецы шимпанзе могут иметь разных отцов.

Самке выгодно быть экстравагантной только при избытке самцов

Морские ежи Strongylocentrotus franciscanus в природной обстановке у западного побережья Канады (фото с сайта jellieszone.com)
У морских ежей яйцеклетки распознают подходящие сперматозоиды по особому белку — байндину. Американские ученые обнаружили, что при низкой плотности популяции больше всего потомства оставляют самки с распространенными вариантами байндинового гена, а при высокой в выигрыше оказываются носительницы редких вариантов.

Что было до Большого взрыва и откуда взялось время?

В теории квантовой гравитации привычное нам гладкое и непрерывное пространство на сверхмалых масштабах оказывается структурой с очень сложной геометрией (изображение с сайта www.aei.mpg.de)
В рамках теории петлевой квантовой гравитации удалось проследить, как именно происходил Большой взрыв, что было до него и как в этом процессе возникло время.

Обнаружено самое жароустойчивое животное

Червь Paralvinella sulfincola на морском дне вблизи горячего источника (фото с сайта www.unites.uqam.ca)
Морской глубоководный кольчатый червь Paralvinella sulfincola, обитающий в окрестностях гидротермальных источников на дне Тихого океана, возможно, является самым теплолюбивым животным на планете. Эксперименты показали, что эти черви живут при 40–50°C и легко выдерживают временное повышение температуры до 55°C.

Еще один шаг на пути к квантовым компьютерам: интерференция двух разных фотонов

Игра цветов на мыльном пузыре — это результат интерференции каждого фотона с самим собой (фото с сайта www.brynosaurus.com)
Французские физики добились интерференции между фотонами, испущенными совершенно независимыми атомами. Это важный шаг на пути к созданию квантовых компьютеров.

Анаэробные бактерии научились окислять метан, восстанавливая нитраты

Загадочный консорциум бактерий (фото с сайта noorderlicht.vpro.nl)
Группа голландских ученых обнаружила, что в анаэробных условиях на дне водоема неизвестные ранее бактерии способны окислять метан, восстанавливая при этом нитраты и нитриты и выделяя во внешнюю среду молекулярный азот. Причем выяснилось, что участвуют в этом процессе представители двух совершенно разных групп — архебактерии и «настоящие» бактерии, или эубактерии.

Найдены новые жаропрочные суперсплавы

Суперсплавы представляют собой плотно упакованные кубики микрокристаллов в неупорядоченном сплаве (изображение с сайта www.msm.cam.ac.uk)
Японские исследователи создали суперсплавы на основе кобальта и иридия, которые смогут улучшить характеристики газотурбин и ракетных двигателей. Новые сплавы значительно тверже и более жаропрочны, чем используемые сейчас никелевые суперсплавы.

Сомик показал, как первые позвоночные осваивали сушу

Клариевый сомик Channallabesаpus apus (фото с сайта www.planetcatfish.com)
Бельгийские ихтиологи, изучив пищевое поведение африканских сомиков, обнаружили у них способность питаться на суше. Рыбы, и сомики в том числе, питаясь в воде, свою добычу всасывают. Сомики же приспособились ловить и наземных насекомых, изгибая специальным образом шею. Эта поза характерна также для древнейших наземных позвоночных.

14.04.2006 | Физика

Недостижимое равновесие

Классическая «Колыбель Ньютона» (изображение с сайта physicsweb.org)
Американским физикам удалось создать газ, никогда не достигающий термодинамического равновесия. Одномерный бозе-газ сверххолодных атомов рубидия вел себя как квантовая «Колыбель Ньютона» — эквивалент популярной игрушки из пяти стальных шариков, висящих на нитях вдоль одной прямой. Эксперимент поможет лучше понять поведение многочастичных систем.

Безногие земноводные кормят детенышей собственной кожей

Детеныши кенийской яйцекладущей червяги питаются телом своей матери (фото из статьи в Nature)
Ученые обнаружили крайне необычный вариант заботы о потомстве у одного из видов безногих земноводных. Детеныши этих червеобразных животных при помощи специальных «молочных зубов» соскребают верхние слои кожи с тела своей матери.

Ксена одержала победу над Плутоном с минимальным перевесом

Изображение объекта пояса Койпера 2003 UB313, полученное на Космическом телескопе им. Хаббла (изображение из статьи M.E. Brown et al., astro-ph/0604245)
Прямые измерения на Космическом телескопе им. Хаббла показали, что Ксена (объект 2003 UB313) все-таки больше Плутона! Правда, совсем ненамного. Разница гораздо меньше, чем, возможно, хотелось бы ее первооткрывателю — Майклу Брауну.