Первый «тяжелый самолет»

«Илья Муромец» Б (Россия)

«Илья Муромец» Б (Россия)

  • Год выпуска — 1914
  • Взлетная масса — 4600 кг
  • Максимальная скорость — 105 км/ч
  • Мощность двигателя — 4 × 140 л. с.
  • Потолок — 3000 м

Известен тем, что:
кроме своего большого размера имел еще одно существенное отличие от современных ему самолетов: на нем впервые была установлена кабина, в которой размещался экипаж и приборы управления, а четыре расположенных на крыльях мотора можно было ремонтировать в полете.

Четырехмоторный биплан Игоря Сикорского «Гранд», в дальнейших модификациях «Илья Муромец», был наиболее совершенным летательным аппаратом на начало первой мировой войны. Самолет имел закрытую обтекаемую кабину, приборы управления и контроля за двигателями и параметрами полета. Четыре двигателя, расположенные на крыльях, были доступны для осмотра и ремонта бортмеханиками во время полета. По мере развития истребительной авиации «Илья Муромец» утратил свое значение из-за сравнительно малой скорости полета.

Биплан — самолет со сдвоенными крыльями, то есть два крыла расположены одно над другим. Существует также термин «триплан» (самолет с тремя крыльями, расположенными одно над другим).

Вот как описывает первый полет «Ильи Муромца» в январе 1914 года его создатель И. И. Сикорский:

«Скорость корабля возрастала. Толчки делались слабее и, наконец, прекратились совсем. «Илья Муромец» поднялся на воздух. Этот испытательный полет прошел вполне хорошо. Корабль описал несколько кругов по воздуху над аэродромом на небольшой высоте, идя со скоростью 90 верст в час. Он отлично слушался рулей. Можно было держать штурвал двумя пальцами. Слегка отодвигая его от себя, примерно на один дюйм, можно было заставить аппарат заметно приближаться к земле. Притянув к себе двумя пальцами рулевое колесо на 1–2 дюйма, можно было заставить 300-пудовую машину в несколько секунд взлететь кверху на 20–30 саж. Повороты также происходили очень легко и свободно.

Всё вообще управление воздушным кораблем представляется совершенно особенным, мало похожим на управление пароходом или автомобилем и даже значительно отличающимся от управления малым аэропланом. На этом последнем пилот чувствует наклон своей машины, легко чувствует скорость и скольжение в сторону своего аппарата, вообще несколько руководствуется так называемым птичьим чувством. Иное дело на большом воздушном корабле. Его рулевой сидит в удобном кресле в закрытой каюте. Он не чувствует никакого ветра. Значит, о скорости движения, о боковом скольжении, если такое есть, он должен узнавать по приборам. Кроме того, движения и наклоны корабля обычно медленны и плавны, так что и их трудно почувствовать. Но и для этого существуют приборы, указывающие, идет ли аппарат ровно или наклоняется в какую-нибудь сторону. Так что в общем «птичье чувство» рулевому воздушного корабля бесполезно. Но ему совершенно необходимо другое: ему нужны знания, чтобы по тому, что показывают стрелки различных приборов, он мог правильно и безошибочно понимать, что происходит с воздушным кораблем, и в случае необходимости немедля принимать меры.

Этот первый настоящий полет «Ильи Муромца» был произведен на небольшой высоте — саженей 50. Корабль пролетал вдоль всего поля, поворачивал и летел обратно. Интересно было следить из окон кают, как знакомые постройки быстро проносились мимо во время поворотов, а затем так же быстро скользила полоса поля. Во время спуска на землю двигатели на этот раз не были остановлены. Они лишь были переведены на малый ход. Когда корабль коснулся земли своими лыжами, моторы немедля были переведены почти на полный ход, чтобы не дать кораблю остановиться. Благодаря этому корабль, опустившись на землю, продолжал быстро скользить на своих лыжах по траве. Когда оставалось шагов 200 до ангара, моторы были остановлены. С разгона корабль прокатился еще около сотни шагов и потом остановился.»

Далее: Первый самолет с «зализанными» обводами. «Ньюпор-17» (Франция)


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005-2017 «Элементы»