С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 02.2009

Тайна происхождения рибосом разгадана?

Авторы предполагают, что переход от РНК-мира к «белковому миру» состоялся после этого этапа. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Исследовав трехмерную структуру рибосомной РНК современных бактерий, канадские биохимики пришли к выводу, что рибосомы могли сформироваться в результате постепенной эволюции из очень простой маленькой молекулы РНК — «проторибосомы». Все остальные структурные блоки последовательно добавлялись к ней, не нарушая ее структуру и постепенно повышая эффективность ее работы.

При взаимодействии с водородом графен превращается в графан

Кристаллическая структура графана. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Хотя графит известен как одно из самых инертных химических веществ, группе ученых из Англии, Голландии и России удалось добиться химической реакции единичного атомного слоя графита — графена — с водородом. Образовавшееся вещество графан тоже имеет двумерную гексагональную кристаллическую структуру, но при очень низких температурах ведет себя как изолятор.

«Твоя победа — моя беда, твоя беда — моя победа»

Системы в мозгу, связанные с обработкой болевых сигналов, включая и социальную боль, и получением положительного подкрепления. Рис. © K. Sutliff из обсуждаемой статьи в Science
Японские ученые с помощью метода функциональной томографии выяснили, что зависть и злорадство формируются в тех же отделах мозга, что и физические ощущения первостепенной важности — боль, жажда, голод. Причем зависть возникает в ответ на негативное сравнение себя с другими людьми только по значимым показателям. Злорадство же берет на себя функцию разрешения возникшего психологического дискомфорта.

Наездники подавляют иммунную защиту своих жертв при помощи прирученных вирусов

Наездник Cotesia flavipes — один из многих тысяч видов паразитических наездников, которые выводят из строя защитные системы своих жертв при помощи «ручных» вирусов. Фото с сайта www.uky.edu
Многие наездники вводят в тела своих жертв «вирусоподобные частицы», которые помогают личинкам паразита подавить иммунную защиту хозяина. Как выяснилось, гены, управляющие формированием этих частиц, были приобретены паразитическими насекомыми от настоящего вируса, который 100 млн лет назад встроился в геном их предка.

В присутствии магнитного поля поверхность феррожидкости становится турбулентной

Рис. 1. Трёхмерная визуализация неустойчивости Розенцвейга на поверхности феррожидкости. Рис. из статьи C. Gollwitzer, G. Matthies, R. Richter, I. Rehberg, L.Tobiska. The Relief of the Rosensweig Instability — a Quantitative Comparison between Experiment and Numerical Simulation
Французские физики экспериментальным образом установили, что в феррожидкости может наблюдаться режим магнитной волновой турбулентности — хаотическое образование поверхностных волн с различной амплитудой. Эти результаты хорошо согласуются с разработанной ранее теорией магнитной волновой турбулентности в феррожидкостях и являются первым прямым ее подтверждением.

Геном неандертальца почти прочтен, осталось в нем разобраться

Скоро генетики смогут выяснить, какими генами обусловлены различия между неандертальцем (слева) и современным человеком (справа). Фото из обсуждаемой статьи в Science
Работа по прочтению полного ядерного генома неандертальца близится к завершению. Общая длина прочтенных фрагментов неандертальской ДНК достигла 3 млрд пар нуклеотидов, что лишь ненамного меньше длины полного генома, однако в этих фрагментах пока много ошибок. Никаких признаков скрещивания неандертальцев с людьми современного типа по-прежнему не обнаружено.

Найдено «недостающее звено» между членистоногими и загадочными кембрийскими чудовищами аномалокарисами

Schinderhannes bartelsi сочетает в себе признаки настоящих членистоногих и загадочных кембрийских аномалокарисов. Реконструкция из обсуждаемой статьи в Science
В отложениях раннего девона (около 400–410 млн лет назад) на западе Германии обнаружено десятисантиметровое существо с двумя парами крупных конечностей и 10 парами мелких, представляющее собой переходную форму между загадочными среднекембрийскими хищниками аномалокарисами и настоящими членистоногими.

Образование рудных залежей шло в сто раз быстрее?

Типичное гидротермальное минералообразование: полупрозрачные кристаллы кальцита и призматические кристаллы кварца растут на сростке кристаллов сфалерита (сернистого цинка) и халькопирита (медного колчедана). Как выяснилось, рудные залежи цинка и свинца образовались очень быстро в результате осаждения солей из гидротермальных растворов. Фото с сайта geo.web.ru
Изучение состава газово-жидких включений в цинковых и свинцовых рудах с помощью новой методики показало, что содержание металлов в материнском соленосном растворе на два-три порядка выше, чем предполагалось ранее. Эти расчеты дали основание для новых оценок длительности формирования промышленных рудных залежей — не миллионы, а «всего» несколько тысяч лет.

Дарвину 200 лет

Дарвин в 1840 году, в возрасте 31 года. Акварельный портрет работы Джорджа Ричмонда. За два года до написания этого портрета Дарвин впервые сформулировал в записной книжке идею, которая легла в основу эволюционной теории: далеко не все организмы, появляющиеся на свет, выживают и оставляют потомство; строение организмов изменчиво, следовательно те особенности строения, которые помогают выжить и оставить потомство, должны сохраняться в природе, обеспечивая совершенствование приспособительных признаков. Репродукция с сайта darwin-online.org.uk
Сегодня большой научный праздник — 200-летие Чарльза Дарвина, основоположника теории эволюции и автора «Происхождения видов», человека, сыгравшего в развитии науки совершенно исключительную роль. Но это еще и повод напомнить людям об открытиях Дарвина и о знаниях, накопленных эволюционной биологией с тех пор, как он положил ей начало.

Цепная реакция видообразования

Мухи Rhagoletis «боярышникового» вида спариваются исключительно на боярышнике. Отделившийся 150 лет назад «яблоневый» вид спаривается только на яблонях. Фото с сайта www.msu.edu
Мухи Rhagoletis pomonella, личинки которых живут в плодах боярышника, на глазах у ученых и садоводов за 150 лет «отделили» от себя новый вид, ставший опасным вредителем яблонь. Это стало стимулом для видообразования у наездников, паразитирующих на этих мухах. Со своей стороны, наездники стимулируют видообразование у мух, заставляя их переходить на новые растения.

Серотонин за два часа превращает скромную пустынную саранчу в хищных налетчиков

Стая саранчи в Мавритании. Фото © Jean-François Hellio & Nicolas Van Ingen с сайта ngm.nationalgeographic.com
Еще в 1920-е годы русский энтомолог Б. П. Уваров установил наличие двух форм одного вида саранчи — одиночной и стадной, но многие детали перехода к «стадности» оставались загадочными. Британские исследователи показали, что этот процесс может развиваться стремительно, и важную роль в нём играет интенсивное выделение в нейронах саранчи гормона серотонина.

Животные появились свыше 635 миллионов лет назад

Губки — одни из самых примитивных и древних животных. На снимке: розовая губка Haliclona. Фото с сайта www.beachwatchers.wsu.edu
В Омане в отложениях возрастом свыше 635 миллионов лет (криогеновый период неопротерозойской эры) обнаружены достоверные химические следы существования губок — низших многоклеточных животных. До сих пор абсолютно достоверные свидетельства существования животных были известны только из следующего за ним эдиакарского, или вендского, периода.

Симбиоз кальмаров со светящимися бактериями зависит от единственного гена

Кальмар Euprymna scolopes светится благодаря симбиотическим бактериям, живущим в особом «светящемся органе». Фото с сайта serc.carleton.edu
Одни разновидности светящейся бактерии Vibrio fischeri живут в симбиозе с рыбами, другие — с кальмарами, причем способность заселять светящиеся органы кальмаров определяется одним-единственным бактериальным геном. По-видимому, бактерия сначала жила в содружестве только с рыбами, а затем путем горизонтального переноса приобрела новый ген, позволивший ей «подружиться» также и с кальмарами.

Психологи доказали, что люди чуют страх

Вот на эти лица девушки должны были посмотреть в течение четверти секунды и оценить, испуганные они или радостные. Естественно, портреты показывали по одному и в случайном порядке! Фото из обсуждаемой статьи в Psychological Science
С помощью серии довольно простых экспериментов ученым из Университета Райса (США) удалось показать, что человек воспринимает запах страха и адекватно реагирует на него. Но в отличие от звуковой и зрительной информации люди не осознают влияния запаха и, следовательно, не могут рассказать об «обонятельных» причинах своих эмоциональных оценок.

Удвоение генов может приводить к видообразованию

Резушка Таля (Arabidopsis thaliana) — повсеместно встречающееся растение семейства крестоцветных, ставшее для специалистов по генетике растений таким же излюбленным объектом, как дрозофила — для исследователей генетики животных. Фото с сайта molbiol.ru
Французские и британские генетики обнаружили механизм, при помощи которого между организмами одного вида может быстро возникнуть частичная репродуктивная изоляция (нескрещиваемость), что в дальнейшем может привести к разделению исходного вида на два. Для этого достаточно, чтобы жизненно важный ген удвоился, а затем у разных представителей вида вышли из строя разные его копии.

Морские рыбы вносят заметный вклад в образование карбонатов

Рентгеновские снимки живой европейской камбалы, долго содержавшейся в пресной воде, а потом перенесенной в морскую воду. Отчетливо видны скопления кальцита, который только что образовался. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Группа ученых из Англии, Канады и США пришла к неожиданному выводу: в осаждении карбоната кальция в океане (а это один из этапов круговорота углерода в биосфере) важная роль принадлежит костистым рыбам. Кристаллы карбоната образуются у них в кишечнике как побочный продукт реакции, направленной на поддержание в тканях необходимого осмотического давления.