Человеческий фактор

Если мы посмотрим на рекорды человека, например при езде на велосипеде, или на лодке, то увидим, что рекорды скорости установлены не на тех устройствах, которые участвуют в самых престижных официальных спортивных соревнованиях, включая олимпийские игры. Рекорд езды на обычном велосипеде — 73 км/ч, а на веломобиле, где абсолютно тот же принцип кругового движения ног при вращении педалей — 130 км/ч! Рекорд в академической гребле — 18 км/ч, а у велолодки — 35 км/ч. И там и там почти вдвое быстрее. Почему же эти виды устройств не стали доминирующими и даже не очень хорошо известны? Тут дело в человеческом факторе, в желании существующих спортивных федераций сохранить завоеванные позиции.

Сопротивление движению в воздухе пропорционально плотности воздуха, площади сечения устройства, коэффициенту обтекания и квадрату скорости. То есть сопротивление воздуха очень быстро растет со скоростью. Чтобы увеличить скорость ракет, самолетов, автомобилей, мотоциклов, необходимо использовать принципы аэродинамики. Все эти устройства уже много лет обдуваются в огромных аэродинамических трубах, чтобы исследовать и улучшить их технические качества, в частности, не только аэродинамическое сопротивление, но и прочность. Но и для велосипедистов, конькобежцев, лыжников сопротивление воздуха — основной тормозящий фактор. При скорости велосипедиста 30 км/ч лобовое сопротивление воздуха составляет 80% суммарной силы торможения. На это и тратится большая часть энергии человека. Почему же вот уже много десятилетий велосипедисты не улучшают аэродинамику своих велосипедов?

Дело в том, что с 1938 года Международный союз велосипедистов запретил использовать в соревнованиях обтекатели, улучшающие аэродинамику, и лежачие велосипеды.  Это, пожалуй, главная причина, по которой массовый велосипед остается неизменным целое столетие. Лишь с 1976 года велогонщикам разрешили облегающие комбинезоны, обтекаемые шлемы, в конструкции велосипедов стали возможны каплевидные сечения трубок, обтекаемые рукоятки тормозов, но был категорически подтвержден запрет на аэродинамические панели, облегающие велосипедиста целиком.

Скорее всего, Международный союз велосипедистов пошел на эти уступки, так как в том же 1976 году была основана Международная ассоциация по развитию транспортных средств, использующих мускульную силу человека. Она начала проводить официальные соревнования среди велосипедов любых конструкций. Сразу же скорости велосипедов с обтекателями стали быстро расти и уже достигли огромной величины 130 км/ч (не так давно с такими скоростями мчались серийные автомобили с мощными двигателями). Подчеркнем, во всех веломобилях сохраняется круговое движение ног при вращении педалей — наиболее эффективный метод передачи энергии от человека к машине.

И еще одно важное проявление человеческого фактора — отсутствие веломобилей в спортивных магазинах. Пусть Международный союз велосипедистов и запрещает спортсменам использовать аэродинамику, но что мешает выпустить веломобили для массового пользования? Разрешенная скорость движения в крупных городах всего мира 50-60 км/ч. С такой скоростью может без всякого напряжения ехать в веломобиле практически любой здоровый человек. В веломобиле к тому же человек может быть защищен от дождя и холода, брызг, пыли, ему не нужно надевать очки. Скорее всего причины две. Первая — дороговизна. Такой велосипед должен быть легким и производиться если не из углепластика, то из алюминиевых сплавов. Второе — в бизнесе, как и в науке и технике, прогресс состоит из небольших, а иногда и из больших открытий и изобретений. Кто-то должен поверить в веломобили и вложить деньги и время в создание и продвижение именно этих транспортных средств. А главное, заставить поверить в это потребителя, который считает, что «глупо изобретать велосипед». Оказывается, не глупо.

Замечание. Многие технологические рекорды, которые приведены в третьем «поясе» нашего плаката, далеко не предельные для человечества. Они ограничены целесообразностью и реальными задачами, которые решают люди. Ракету, если задаться целью, можно разогнать в космическом пространстве до скоростей, значительно превосходящих достигнутые. Создать еще более мощный подъемный кран или грузоподъемный самосвал тоже несложно, но пока под них нет реальных задач.

А вот скорость движения по воде и земле практически достигла разумного предела. Здесь остается только спортивный интерес. Увеличивать стоит скорость больших кораблей, а не катеров. Все равно самолет быстрее, чем катер, пересекает океаны (реальная транспортная задача). Рекорд скорости движения по земной поверхности тоже близок к пределу. Двигаться с такими скоростями просто негде.

Далее: Поднятие тяжестей


1
Показать комментарии (1)
Свернуть комментарии (1)

  • ORustle  | 06.04.2012 | 17:56 Ответить
    Замечательная статья! - пояснения к плакату.
    ОЧЕНЬ много ценной информации, и не одного пустого слова. :) Нашла массу интересного для себя. Спасибо большое! Отныне Ваш, постоянный читатель. ;)
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005-2017 «Элементы»