Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 04.2014

Нейтроны в гравитационном поле Земли позволяют проверить модели темной энергии и темной материи

Квантовые состояния нейтронов в потенциальной яме

Десять лет назад было экспериментально доказано, что за счет силы тяжести лежащие на подложке ультрахолодные нейтроны обладают квантовыми уровнями энергии, наподобие электронов в атоме. Совсем недавно физики научились перебрасывать нейтроны между этими энергетическими уровнями. И вот сейчас нейтронная спектроскопия в гравитационном поле позволила получить результаты космологического масштаба, касающиеся некоторых экзотических теорий темной материи и темной энергии.

У пещерных насекомых самцы и самки поменялись ролями

Сеноед Neotrogla curvata

В бразильских пещерах обнаружено четыре вида насекомых из отряда сеноедов с уникальным строением половых органов. У самок всех четырех видов, объединяемых в род Neotrogla, имеется большой копулятивный орган — «гиносома», который они используют при спаривании в качестве пениса. Сидя на самце сверху, самка вводит гиносому в углубление на конце его брюшка, напоминающее вагину. Частичная инверсия половых ролей, связанная с высоким мужским вкладом в потомство, характерна для ряда животных, но ни у кого дело не зашло так далеко, как у пещерных сеноедов Neotrogla.

Эволюция фаун разобрана на примере слизней Британии

Слизень Arion vulgaris

Команда британских ученых обновила данные о разнообразии безраковинных моллюсков (слизней) Британских островов. Сравнение генетических и морфологических видов показывает, что в текущий момент фауна испытывает сильнейшие преобразования: аллопатрическое и симпатрическое видообразование, интродукцию, гибридизацию редких видов с обильными, замещение одних видов другими. Это своеобразный портрет эволюционных процессов, происходящих в целой островной фауне, а не с одним видом.

Как фитоплазма превращает арабидопсис в зомби

Цветок арабидопсиса, пораженный фитоплазмой: все лепестки у него позеленели, а пестики и тычинки тоже позеленели и сильно видоизменились

Фитоплазма — внутриклеточный паразит растений, который меняет облик и специфические черты своих хозяев в свою пользу. Она преображает цветки в листья, вызывает болезненное разрастание побегов, увеличивая привлекательность растения для насекомых — переносчиков фитоплазм. При этом заболевшее растение теряет способность к размножению и погибает. В ходе экспериментов с разными линиями арабидопсиса удалось расшифровать молекулярный механизм, с помощью которого фитоплазма перепрограммирует растения для своих нужд.

Эксперимент LHCb окончательно доказал реальность экзотического мезона Z(4430)

Предполагаемый кварковый состав частицы Zc(3900)

Коллаборация LHCb опубликовала результаты исследования распада B-мезона на тройку адронов: ψ', π и K+. Данные совершенно однозначно свидетельствуют в пользу того, что в процессе распада на короткое время появилась и распалась «вопиюще экзотическая» частица Z(4430). Эта частица — необычный мезон, не вписывающийся в стандартные рамки и состоящий как минимум из двух кварк-антикварковых пар. Его существование было известно и раньше, но только сейчас стало окончательно доказано, что это реальная экзотическая частица.

Родич аномалокариса отказался от хищничества

Фильтровальная «гребенка» современных членистоногих

Новые находки в лагерштетте Сириус Пассет в Грендандии позволили понять, как жили и чем питались близкие родичи хищника аномалокариса. На их конечностях удалось разглядеть длинные шипы с тонкой фильтровальной гребенкой. Это говорит о том, что они перешли к другому типу питания — сестонофагии, то есть отфильтровыванию мелкой живности из толщи воды. Значит, уже в раннем кембрии толща морской воды была обитаема и в ней сформировалась полная пищевая цепочка от фитопланктона до хищников и сестонофагов.

Скорость эволюции зависит от способа закладки первичных половых клеток

Эволюционное дерево, отражающее генеалогию групп позвоночных, рассмотренных в обсуждаемой статье

На определенном этапе эмбрионального развития животных часть клеток зародыша превращается в «первичные половые клетки», которые потом дают начало яйцеклеткам или сперматозоидам. Это превращение либо управляется химическими сигналами, поступающими от других клеток зародыша (эпигенез), либо предопределяется исходной биохимической разметкой яйца (преформация). Сравнительный анализ ДНК показал, что в группах, практикующих преформацию, эволюция белок-кодирующих генов идет быстрее.

Перенаправление упругих колебаний почвы — шаг к сейсмической экранировке зданий

Коэффициент усиления/ослабления локальной вибрационной энергии

Теоретические расчеты и проведенные по их результатам реальные эксперименты продемонстрировали, что экранировка участков земной поверхности от сейсмических волн и вибрационных воздействий техногенного происхождения вполне достижима. Простейший «сейсмокристалл» с тремя рядами скважин позволил в несколько раз снизить вибрации земной поверхности в выбранной области.

Создан атлас активности генов в клетках и тканях человека

Эмблема проекта FANTOM

Международный консорциум ученых рапортовал о завершении очередного этапа проекта FANTOM, цель которого — составить карту генов, работающих в различных тканях и клетках млекопитающих, в первую очередь человека. Теперь можно увидеть не только где и какие гены работают, но и как они регулируются, то есть понять, как на генном уровне происходит разметка организма на органы и ткани. Атлас имеет огромный потенциал как для исследований, так и для развития индивидуальной и регенеративной медицины.

Получены первые намеки на эффект Михеева–Смирнова–Вольфенштейна при движении нейтрино сквозь Землю

Нейтринный детектор Super-Kamiokande — огромный подземный бак, заполненный водой, в которой пролетающие нейтрино изредка выбивают электроны и порождают вспышки света

Коллаборация Super-Kamiokande, работающая на одноименном детекторе нейтрино, сообщает, что в данных, накопленных за 18 лет работы, начинает проступать эффект Михеева–Смирнова–Вольфенштейна, вызванный прохождением нейтрино сквозь толщу Земли. До сих пор этот теоретически предсказанный эффект проверялся только косвенно; новый результат представляет собой первую прямую его проверку.

Фрагменты земной коры, выброшенные в космос при ударах крупных астероидов, могли занести жизнь на спутники Юпитера и Сатурна

Столкновение крупного астероида с планетой в представлении художника

Удары астероидов выбивают некоторое количество материала с поверхности Земли и Марса в космос. При этом часть обломков не падает назад, а остается в межпланетном пространстве и через некоторое время может попасть на другие тела Солнечной системы. Согласно результатам моделирования, выполненного американскими учеными, за последние 3,5 млрд лет таким способом на Марс могло попасть около 100 млн тонн, а на спутник Юпитера Европу — около 2000 тонн земного материала.

Найден современный родственник вымерших трилобитов

Трилобитоподобное животное, сфотографированное на месте его находки; рядом для сравнения ископаемый трилобит типичной морфологии

Найдено современное животное, обладающее всеми признаками внешнего строения, по которым определяются представители вымершего еще в конце пермского периода класса трилобитов. Данный экземпляр нашли среди лесного опада, и в настоящее время он помещен в камеру глубокой заморозки в калифорнийском Институте биоразнообразия и устойчивости окружающей среды. Готовится проект по изучению этого уникального экземпляра.