С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 09.2013

Современный анализ типов развития морских беспозвоночных подтверждает выдвинутую Геккелем теорию гастреи

Онтогенез (индивидуальное развитие) двух животных, одно из которых филогенетически (эволюционно) произошло от другого

Классик эволюционной биологии Эрнст Геккель предполагал, что предком настоящих многоклеточных животных был плавающий организм с ресничками (гастрея), который лишь впоследствии осел на дно. В последние годы ряд ученых активно возражает против этой гипотезы, считая первичной именно донную форму. Датский зоолог Клаус Нильсен, исследовав распределение разных типов индивидуального развития по филогенетическим деревьям, сделал вывод, что Геккель был все-таки прав.

Теория сетей выявляет глобальные связи в земном климате

Высотные струйные течения на нашей планете; атмосферные волны Россби являются колебаниями зигзагов этих течений

Известно, что в климатических данных встречаются устойчивые корреляции между очень далекими областями земной поверхности, и причины их не всегда понятны. Применение теории сетей к анализу приповерхностных температур показало наличие периодической корреляции в Южном полушарии, все свойства которой сходятся с атмосферными волнами Россби. Установление подобных связей станет хорошим подспорьем для традиционных климатических моделей.

В живых организмах обнаружены функционирующие шестеренки

Зубчатая передача между задними конечностями Issus coleoptratus

Нимфы (личинки) мелких цикадовых насекомых Issus coleoptratus для синхронизации работы конечностей при прыжке используют зубчатую передачу. Благодаря такому простому механизму задние ноги насекомого начинают двигаться удивительно слаженно — с разницей не более чем в 30 микросекунд (миллионных долей секунды).

Теория «многоуровневого культурного отбора» позволяет рассчитать время и место появления империй

Распределение «плотности империй» по результатам моделирования

Американские и британские ученые разработали компьютерную модель культурно-социальной эволюции обществ Старого Света, основанную на идее «многоуровневого культурного отбора». Заложив в модель реальные географические данные и несколько простых допущений, связанных с развитием военных технологий, авторы сумели довольно точно воспроизвести реальное пространственно-временное распределение крупных государств на территории Старого Света в период с 1500 года до н.э. до 1500 года н.э.

Так из чего всё-таки складывается спин протона?

Схематичное изображение того, откуда может браться спин протона с точки зрения разных систем отсчета

Из чего складывается спин протона? Теоретическое обсуждение этого вопроса сопровождалось последние несколько лет нешуточными страстями, причем касалась полемика не столько ответа, сколько смысла этого вопроса. Вышедший на днях обзор попытался навести порядок в этой неразберихе.

У хрящевых рыб есть белки, нужные для формирования костей

Химера Callorhinchus milii, живущая в океане у южного побережья Австралии

Австралийские ученые нашли у хрящевой рыбы Callorhinchus milii белки и гены биохимического сигнального пути, который у млекопитающих участвует в образовании костей. У Callorhinchus milii и у человека эти гены очень сходно работают, несмотря на то, что костной ткани у современных хрящевых рыб не бывает. Это значительно подкрепляет старую гипотезу, согласно которой нынешнее «бескостное» состояние хрящевых рыб является эволюционно вторичным: у их предков кости были.

Физики близки к созданию закрученных волн материи

Снимок 5-кратно закрученного конденсата в свободном падении

С помощью оригинальной методики под названием «ловушка с нарисованным потенциалом» авторы недавнего исследования смогли получить бозе-эйнштейновский конденсат с чистым квантовым вращательным состоянием. Тем самым идея закрученных волн, которая уже работает для фотонов и электронов, была успешно перенесена и на когерентные волны материи.

Способность к распознаванию зрительных образов у цыплят врожденная

Цыпленок изучает один из виртуальных объектов

Исследователю из Университета Южной Калифорнии удалось продемонстрировать, что способность мозга создавать абстрактные образы (инварианты) зрительного восприятия является у цыплят врожденной. Инвариантный образ — это модель объекта, которую мы строим в нашем сознании; благодаря наличию этой модели мы можем узнавать объект, видя его с разных расстояний и с различных ракурсов. До сих пор предполагалось, что чтобы научиться создавать такие модели, мозгу нужно накопить определенный зрительный опыт.

Сверхмассивные черные дыры могли образоваться из-за ускоренного поглощения массы при слиянии галактик в ранней Вселенной

Трехмерная структура аккреционного диска при начальном угле наклона к орбитальной плоскости черных дыр 60°

Наклон оси аккреционного диска к оси вращения черной дыры может вызывать нестабильность диска и резкое ускорение темпов аккреции. Аналогичный, но еще более выраженный эффект имеет место и в наклоненных аккреционных дисках вокруг двойных черных дыр, которые образуются при слиянии галактик. Моделирование аккреции помогло понять, как сверхмассивные черные дыры достигли своей массы и почему объекты такой весовой категории существовали уже в ранней Вселенной.

Чтобы получать удовольствие от общения, необходима согласованная работа окситоцина и серотонина в прилежащем ядре

Использование метода «выученного предпочтения места» (conditioned place preference) для определения того, получает ли мышь удовольствие от общения с сородичами

Биологи из Стэнфордского университета еще на шаг приблизились к расшифровке нейрологических механизмов, отвечающих за социальное поведение животных. Как выяснилось, для того, чтобы общение с сородичами воспринималось мышами как положительный стимул (подобно вкусной еде или сексу), необходима согласованная работа сразу двух сигнальных систем (окситоциновой и серотониновой) в одном из отделов мозга (прилежащем ядре).

Новые измерения гравитационной постоянной еще сильнее запутывают ситуацию

Установка, изготовленная в Международном бюро мер и весов, на которой было выполнено новое измерение гравитационной постоянной

Эксперименты по измерению гравитационной постоянной G, проведенные в последние годы несколькими группами, демонстрируют поразительное несовпадение друг с другом. Опубликованное на днях новое измерение, выполненное в Международном бюро мер и весов, отличается от всех них и только усугубляет проблему. Гравитационная постоянная остается на редкость неподатливой для точного измерения величиной.

Необычная химическая реакция объяснила механизм связывания ксенона в недрах Урана и Нептуна

Ксенон

Тяжелый благородный газ ксенон мало реакционно-способен в нормальных условиях, но вступает в реакции гораздо легче под давлением в десятки и сотни тысяч атмосфер, поскольку высокое давление делает некоторые реакции термодинамически выгодными. Исследователи из Эдинбургского университета провели реакцию ксенона со льдом под давлением 50 ГПа (полмиллиона атмосфер) и получили соединение Xe4H12O12.

Выявлен белок, отвечающий за своевременное включение генов у эмбрионов

Мутантные эмбрионы рыбки данио-рерио, лишенные белка pou5f1, через 24 часа после оплодотворения: развитие полностью нарушено

Ранние этапы эмбрионального развития животных идут под контролем материнских генов, а гены самого эмбриона остаются выключенными. Переломным моментом является «переход от материнского типа экспрессии генов к зиготическому», в ходе которого в клетках эмбриона одновременно включаются десятки генов-регуляторов, которые берут на себя управление дальнейшим развитием. Германские ученые показали, что у рыбки данио-рерио переход с «материнской» программы развития на «зиготическую» управляется белком Pou5f1.