Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 11.2014

Ученые повысили эффективность плазменного ускорителя, увеличив плотность пучков

Схема плазменного кильватерного ускорения

Традиционные методы ускорения частиц до высоких энергий практически уперлись в потолок своих возможностей. Создание ускорителей следующего поколения требует разработки принципиально новых подходов. Одной из наиболее перспективных альтернатив является плазменное ускорение. В недавней статье сотрудники ускорителя SLAC сообщают, что им удалось значительно повысить эффективность плазменных ускорителей, увеличив число ускоряемых частиц.

Грибы могут регулировать скорость мутирования своих клеток

Толстоногие опята <i>Armillaria gallica</i>

В 1992 году было доказано, что грибницы некоторых грибов могут существовать не одну тысячу лет, занимая территорию в десятки гектаров и веся около 100 тонн. Всё это время мицелий растет, его клетки делятся и мутируют. При этом гриб остается единым организмом с цельным геномом. Новое исследование канадских микологов намечает пути для понимания базовых механизмов такой генетической стабильности.

Монополизация самок самцами способствует детоубийству, женская сексуальная свобода препятствует ему

Распространение мужского инфантицида

У многих млекопитающих встречается «мужской инфантицид»: самцы убивают детенышей, рожденных самками от других отцов. Сравнение данных по поведению, социальной организации и эволюционной истории 260 видов млекопитающих показало, что инфантицид чаще всего развивается при такой социальной организации, которая позволяет немногим самцам монополизировать доступ ко многим самкам. При этом инфантицид не ведет к радикальным изменениям социальной организации, но способствует развитию у самок склонности к промискуитету.

Переносчиков желтой лихорадки стал привлекать запах человека из-за изменений в одном гене

Желтолихорадочный комар <i>Aedes aegypti</i>

Ученые исследовали поведение и генетические различия двух форм комаров Aedes aegypti, одна из которых селится в лесу, а другая — ближе к человеку. Этот вид, и в особенности его «домашняя» форма, является переносчиком многих опасных заболеваний. Как выяснилось, адаптация комаров к новым антропогенным условиям произошла быстро и потребовала совсем небольших изменений, а их пищевые предпочтения изменились и вовсе из-за единичных генов. Информация о генах, которые контролируют привлекательность того или иного хозяина, поможет изготовить наилучшие репелленты.

Найдены нейронные цепи, ответственные за врожденные реакции на запахи

Траектория мыши на арене для оценки запахов

На некоторые запахи у животных существуют врожденные реакции, которым не нужно обучаться. Эти запахи могут влиять на важные для выживания и размножения животного типы поведения. Американские ученые опубликовали работу, в которой описали нейронные пути, отвечающие за эти реакции, а также эксперименты по манипуляции такими нейронами. Оказалось, что, управляя работой нейронов, отвечающих за врожденные реакции на определенные запахи, можно влиять на поведение животных.

Генетическое разнообразие популяции связано обратной зависимостью с уровнем заботы о потомстве

Уровень генетического разнообразия у 76 видов животных

Виды животных сильно отличаются друг от друга по уровню генетического разнообразия (полиморфизма), однако причины этих различий точно не установлены. Анализ транскриптомов 76 видов животных, относящихся к 31 семейству и восьми типам, позволил выявить ключевой фактор, коррелирующий с уровнем генетического полиморфизма. Им оказался уровень родительского вклада в потомство, который можно оценить по размеру особей на той стадии, когда они покидают родителей и переходят к самостоятельной жизни.

Коллективисты и жулики приходят к соглашению — так формируется сложный жизненный цикл

Бактерия Pseudomonas fluorescens

Ученые из Новой Зеландии в течение пяти лет вели эволюционный эксперимент, моделируя отбор коллективов клеток. Им удалось сделать так, чтобы две группы клеток — соматические и генеративные — функционировали не только эгоистически, но и на благо всего коллектива. При этом клетки, которые раньше были обманщиками и пользовались плодами коллективных вложений, затем превратились в тех, кто выполняет функцию размножения всего коллектива.

Снижение разнообразия хищников и длительная изоляция делают островных ящериц менее осторожными

Ящерица <i>Podarcis erhardii</i>

Исследование, проведенное на Кикладских островах в Эгейском море, показало, что у ящериц Podarcis erhardii защитные адаптации («пугливость» и склонность к отбрасыванию хвоста) выражены тем меньше, чем менее разнообразны хищники на данном острове. При этом «пугливость» (измеряемая как расстояние, на которое ящерицы подпускают человека) ослабляется еще и с увеличением времени изоляции острова от крупного массива суши.

Устойчивость к стрессу связана с особенностями периферической иммунной системы

Содержание лейкоцитов в крови мышей

Исследователям из Англии, США и Голландии удалось обнаружить в крови мышей факторы, которые позволяют предсказать, разовьется ли у данного животного депрессия после стресса из-за столкновений с более агрессивной особью. Оказалось, что устойчивость к такому стрессу определяется количеством лейкоцитов в крови животных, а также количеством интерлейкина-6, который выделяют лейкоциты.

Найден древний круглый червь с остатками конечностей

Echinoderes kristenseni, типичный представитель киноринхов. Хорошо видна внешняя сегментация

Германские палеонтологи описали древнего головохоботного червя, относящегося к существовавшей более 500 миллионов лет назад фауне Бёрджес. Этот червь уникальным образом имеет пару конечностей — признак, сближающий его с родственниками членистоногих. Таким образом, между членистоногими и головохоботными (а значит, круглыми) червями найдена очередная переходная форма. Правда, вопрос о направленности эволюции этих групп, то есть о том, кто от кого произошел, остается пока открытым.

Потери и обретения в мире амфибий

Огненная саламандра

С разницей в два дня в журналах Science и PLOS ONE вышли статьи, связанные с проблемами видового разнообразия амфибий. Первая посвящена исследованию гриба Batrachochytrium, который паразитирует на европейских саламандрах и представляет серьезную угрозу их популяции. Вторая описывает открытие нового вида леопардовых лягушек на восточном побережье Северной Америки — в Нью-Йорке, всего в 15 км от статуи Свободы.

Созданы рибозимы, синтезирующие зеркальные копии самих себя

Схема репликации рибозимов

Американские ученые еще на шаг приблизились к созданию саморазмножающихся комплексов молекул РНК, подобных тем, с которых могла начаться земная жизнь. Методом искусственной эволюции получены рибозимы, катализирующие матричный синтез молекул РНК противоположной хиральности. Новые рибозимы умеют синтезировать в том числе и собственные зеркальные копии, которые, в свою очередь, катализируют репликацию исходных рибозимов.