С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 04.2012

Избыток серотонина в крови превращает мышей в аутистов

Для аутичных детей характерно раскладывание предметов определенным образом
У людей, больных аутизмом, часто повышен уровень серотонина в крови из-за присутствия редкого варианта гена серотонинового транспортера, который отвечает за обратный захват серотонина клетками. Американские ученые показали, что поведение мышей, имеющих тот же самый редкий аллель, по некоторым параметрам сходно с поведением аутистов.

Сегменты у насекомых развиваются по часам

Закладка сомитов у позвоночных
Греческим ученым в экспериментах на эмбрионах мучного жука удалось показать, что закладка эмбриональных сегментов (сомитов) у членистоногих происходит за счет периодических колебаний активности регуляторных генов — то есть по тому же принципу, что и у млекопитающих. Сходство механизма формирования сегментов у столь далеких групп указывает на то, что последний общий предок всех высших животных, возможно, был сегментированным.

Злокачественные опухоли и их метастазы не только растут, но и активно изменяются независимо друг от друга

Электронная микрофотография раковой опухоли легкого на ранней стадии роста
Одна из самых важных задач при лечении злокачественных опухолей — борьба с метастазами. Поиск мутаций, ведущих к нарушению путей метаболизма и передачи сигналов, общих для раковых опухолей и их метастазов, позволит найти эффективные методы диагностики и лечения рака.

Личинки губок видят нетрадиционным способом

Паренхимула амфимедона вся покрыта ресничками, с помощью которых она двигается. Свободно от ресничек только пигментное пятно на переднем полюсе личинки

Плавательная активность личинок губок регулируется светом, и считалось, что за фототаксис отвечает кольцо из пигментированных клеток на одном из полюсов личинки. Однако полученные недавно результаты по секвенированию полного генома губки Amphimedon queenslandica показали полное отсутствие генов опсинов. Ученые предлагают альтернативный вариант фоторецепторного аппарата губок на основе белков криптохромов.

Искусственные полимеры могут хранить генетическую информацию

Ксенонуклеиновые кислоты
Получены ферменты-полимеразы, способные переписывать генетическую информацию с молекул ДНК на шесть типов не встречающихся в природе полимеров — «ксенонуклеиновых кислот» (КНК). Другие искусственные ферменты осуществляют обратный процесс — синтез ДНК на матрице КНК. Открытие может иметь большое значение для биотехнологии, а также для общего понимания жизни и ее происхождения.

Глобальное потепление после последнего оледенения сопровождалось опережающим повышением содержания СО2 в атмосфере

Места взятия проб (колонки отложений), по которым определяли температуру
Потепление, сменившее последнее оледенение, сопровождалось повышением содержания в атмосфере углекислого газа. Группа ученых из США, Китая и Франции, сравнив данные, полученные при анализе палеотемператур в 80 точках на разных широтах на поверхности Земного шара, вывело четкую временную задержку между изменениями CO2 и следующими за ними изменениями температуры.

Дрожжи занимаются сексом не от хорошей жизни

Жизненный цикл дрожжей Saccharomyces cerevisae
Эволюционные эксперименты, проведенные новозеландскими биологами, показали, что половое размножение не дает дрожжам преимуществ в стабильных благоприятных условиях, зато помогает адаптироваться к неблагоприятным (стрессовым) условиям.

От паразита можно защититься, но иногда выгоднее ему поддаться

Daphnia dentifera - половозрелая самка с яйцами в выводковой камере, не пораженная паразитами
Если устойчивость к паразиту подразумевает снижение плодовитости, то можно себе представить условия, в которых популяции выгоднее поддаться паразитической инфекции, но при этом оставить большое потомство. Данное предположение было подтверждено американскими учеными в исследованиях на планктонных рачках дафниях.

Крысы платят добром за добро

Дизайн эксперимента

Эксперименты, проведенные швейцарскими биологами, показали, что крысы охотнее помогают тем своим соплеменникам, которые в предыдущих опытах помогали им самим. Это свидетельствует о наличии у крыс взаимного альтруизма, основанного на запоминании истории взаимоотношений и репутации других особей.

Веслоногие рачки могут взлетать, спасаясь от хищников

Реакция копеподы Anomalocera ornata на приближение хищника

Американские ученые в статье под названием «Планктон достигает новых высот, спасаясь от хищников» описали способность двух видов веслоногих рачков выпрыгивать из воды и пролетать значительные расстояния по воздуху при реакции бегства от планктоноядных рыб.

В субтропическом лесу близкородственные деревья растут вдали друг от друга

Субтропический лес в районе Чжаоцин, Гуандун, Китай
«Гипотеза Джензена–Коннелла» объясняет возможность существования в тропическом лесу редких видов деревьев тем, что проростки их в силу своей малочисленности не подвергаются поражению видоспецифичными паразитами и животными фитофагами. Исследования распределения близкородственных деревьев в субтропических лесах Китая подтвердили эту гипотезу.

«Прекрасный король в перьях» — новый динозавр из Китая

Т-рекс и прочие динозавры превратились в героев детских мультиков и прочей масс-культуры
В знаменитой формации Ляонин, откуда в последние годы описаны многие находки позвоночных изумительной полноты и сохранности, обнаружены еще три динозавровых скелета. Новый вид примитивных представителей группы тираннозаврид из нижнемеловых отложений палеонтологи назвали Yutyrannus huali, что означает «прекрасный король в перьях».

Мясная диета отбивает вкус к сладкому

Азиатская выдра
Исследования американских биологов показали, что многие хищники не в состоянии ощущать сладкий вкус из-за поломки соответствующего вкусового рецептора. Авторы считают, что потеря вкусовой чувствительности во многом определяется пищевой специализацией.

В эволюции бактерий горизонтальный генетический обмен играет ту же роль, что и половое размножение у высших организмов

Светящаяся бактерия Vibrio fischeri
Американские биологи обнаружили, что адаптивная эволюция бактерий Vibrio cyclitrophicus идет за счет распространения отдельных генов, а не целых геномов, то есть так же, как у организмов, размножающихся половым путем. Иными словами, горизонтальный генетический обмен в некоторой мере заменяет бактериям половое размножение.

Озеро Восток и его обитатели

Подледное озеро Восток в Восточной Антарктиде хорошо видно на спутниковых съемках по рельефу льда
5 февраля этого года российские исследователи сообщили об удачном завершении проекта по бурению подледного озера Восток. Теперь осталось совсем недолго ждать результатов исследований воды из этого озера, которые, возможно, расскажут нам о том, каким образом происходила эволюция микроорганизмов в столь необычных условиях.

Эндоканнабиноиды вызвали эволюцию локомоторного поведения?

Чувство эйфории при длительной физической активности возникает в первую очередь за счет выработки эндоканнабиноидов
Как недавно обнаружилось, эффект «эйфории бегуна» опосредуется не столько эндорфинами, сколько эндоканнабиноидами. Американские исследователи высказали смелое предположение, что каннабиноидная сигнальная система способствовала эволюции локомоторного поведения млекопитающих.

Созданы микробы, использующие электроэнергию для производства жидкого топлива

Ralstonia eutropha
Американские биотехнологи разработали «электромикробный» биореактор для производства жидкого топлива, пригодного для двигателей внутреннего сгорания. Система работает на электроэнергии и использует в качестве сырья углекислый газ. Формиат, образующийся электрохимическим путем из CO2, служит пищей генетически модифицированным бактериям Ralstonia, в геном которых встроены гены для производства жидкого топлива.

Прокрастинация излечима!

Возможно, некоторые животные тоже страдают от прокрастинации
Революционная разработка российских ученых позволит навсегда справиться с прокрастинацией — тяжелым заболеванием, отравляющим человеку повседневную жизнь и разрушающим здоровую структуру общества.

Какой сорт вина лучше индуцирует сверхпроводимость?

Диаграмма, показывающая, какой процент поликристалла FeTe0,8S0,2 перешёл в сверхпроводящее состояние после выдерживания в различных сортах красного вина
Японские исследователи обнаружили, что можно получить сверхпроводимость, если предварительно продержать образец в течение суток в красном вине. При этом, как показали исследования, лучше всего с этой задачей справляется красное вино сорта божоле. Результаты экспериментов могут быть использованы в поиске материала, сверхпроводящего при комнатной температуре.