Принятие репродуктивных решений в контексте «быстрого» жизненного цикла (на примере жёлтого суслика <I>Spermophilus fulvus </I>)
Потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят
Поскольку репродуктивный вклад самок млекопитающих значительно превосходит таковой самцов, то соотношение потенциальных половых партнеров смещается в сторону преобладания последних. Поэтому очевидна ситуация конкуренции самцов за самку. Однако наблюдения за индивидуально мечеными желтыми сусликами показали, что в условиях короткой продолжительности жизни (всего 2-3 года) именно самки, а не самцы, сталкиваются с дефицитом половых партнеров. В результате этого около трети самок желтых сусликов не размножаются. В статье приводятся данные многолетних исследований факторов, определяющих репродуктивные тактики в популяции желтых сусликов в Саратовской области.

Конгруэнтность интраназальной аэродинамики и функциональной неоднородности ольфакторного эпителия
У грызунов функциональным особенностям носовой полости соответствует неоднородность обонятельного эпителия
Ранее группой ученых из Новосибирска была показана специфическая геометрия носовых ходов грызунов, определяющая неоднородность аэродинамических свойств обонятельной системы в разных ее отделах. Такая геометрия позволяет минимизировать осаждения пылевых частиц в одних зонах (обонятельных) и, наоборот, усиливать осаждение в других (очищающих) зонах. В новых исследованиях методом магнитно-резонансной томографии показано, что эффективность поглощения пылевых частиц (в эксперименте – магнитно-контрастных соединений) обонятельным эпителием не везде одинакова. Установлено, что интенсивность захвата частиц эпителием связана с механизмами эндоцитоза, которые различаются в эпителии разных отделов носовой полости. Неоднородность эпителия носовых ходов сопряжена с выявленными ранее морфо-функциональными зонами обонятельной системы.

Пространственная организация эпителиальных структур концевого органа клюва птиц отряда гусеобразных (Anseriformes, Aves)
Поздороваемся… клювами
Исследованы особенности морфологии органа, обеспечивающего высокую тактильную чувствительность клюва – концевого органа клюва – у более 30-ти видов гусей, лебедей и разнообразных уток. Показано, что различия между видами в строении этого органа связаны с адаптациями к разным способам кормодобывания: растительноядности, подводному преследованию и фильтрации. Среди исследованных видов наибольшая тактильная чувствительность отмечается у речных уток, которые являются специализироваными фильтраторами. Наименьшее число осязательных единиц обнаружено у морских уток, приспособленных к преследованию и добыванию пищевых объектов под водой. Автор предполагает наличие коммуникативных функций этого сенсорного органа, реализуемых через восприятие колебаний воды, создаваемых другими птицами.

Тональные сигналы (свисты) афалин (<I>Tursiops truncatus </I>) как система персонифицированных акустических коммуникативных сигналов
Дельфины раздают «автографы»
Ученые из Института океанологии исследовали звуковой репертуар тональных сигналов (свистов) дельфинов афалин в нескольких дельфинариях Крыма и Краснодарского края. Результаты подтвердили наличие и преобладание у дельфинов среди других тональных сигналов индивидуальных звуковых «автографов»: повторяющихся частотно-временных модуляций, издаваемых разными индивидуумами. «Автографы» составляют большую часть тональных сигналов в репертуаре особи, однако имеются и другие типы повторяющихся сигналов («псевдоавторграфы», сигналы-подражания другим особям) и вариабельные свисты. Авторы предложили модель информационного поля в сообществе афалин, создаваемого тональными сигналами дельфинов, в рамках концепции биологического сигнального поля.

Эколого-географический потенциал ели сизой (<I>Picea glauca </I> (Moench) Voss, Pinaceae) и возможность ее интродукции в северную Евразию
Хорошо ли американке в Евразии?
Сделан эколого-географический анализ факторов, ограничивающих распространение ели сизой (Picea glauca) в ее природном ареале – Северной Америке. На основе установленных лимитирующих факторов и экологических условий, в числе которых теплообеспеченность, увлажненность и конкуренция с широколиственными породами деревьев на южных границах ареала, построена модель потенциала распространения ели сизой. Сравнение эколого-географической модели распространения ели сизой с ареалами елей Евразии показало почти полное совпадение ареалов в европейской и западносибирской частях, тогда как в восточной Сибири и на Дальнем Востоке гипотетический ареал ели сизой выходит за границы обобщенных фактических ареалов местных видов. Авторы предполагают наличие некоторых факторов, не учтенных моделью, которые имеют место быть на новых для ели сизой территориях (например, вечная мерзлота, антропогенные факторы).

Траектории эволюции в пространстве параметров секционной модели кроны ели. Появление
Сколько веток у ели?
В статье развивается предложенное ранее представление о вертикальной секционной (метамерной, с периодическим ростом) структуре дерева, которое позволило распределить известную динамику (зависимость от возраста) зеленой биомассы всего дерева по его секциям (т. е. по высоте). Таким образом, удалось получить из одномерной динамики (зависимости от возраста) трехмерную секционную модель динамики биомассы дерева. Биомасса каждой секции состоит из зеленых биомасс существующих на данный момент ветвей всех порядков этой секции. Эти представления вместе с известными фактами – модель пропорционального (изометрического) роста и её несоответствие реальному начальному торможению роста высоты дерева, наличие межмутовочных ветвей у ели и фрактальная (степенная) связь зеленой биомассы и размера (высоты) дерева позволили найти параметры комбинированной модели и получить почти идеальное соответствие натурным данным – временам жизни ветвей всех порядков ели обыкновенной из Подмосковья. Распространение этой комбинированной модели на весь реальный в нашем трехмерном мире диапазон фрактального параметра демонстрирует некоторые особенности траекторий в пространстве параметров модели дерева, которые могут иметь фундаментальное значение для понимания закономерностей эндосимбиотического происхождения и дальнейшей эволюции растений.

Анализ мелкомасштабной динамики двух видов-доминантов в сосняке чернично-бруснично-долгомошном. I. Однородная марковская цепь и показатели цикличности
Черника против брусники: марковская модель сосуществования в бореальном лесу
Построена и проанализирована модель изменений распространения двух доминантных видов вересковых (брусники и черники) в сосняке чернично-бруснично-долгомошном. Для моделирования использовали данные 25-летних наблюдений за состоянием стационарных площадок. Фиксировали четыре возможных варианта распределения этих видов на площадках: 1) есть только брусника, 2) есть только черника, 3) присутствуют оба вида, 4) оба вида отсутствуют. С помощью откалиброванной модели провели анализ устойчивого состояния и времени, необходимого для его достижения. Устойчивый результат сукцессии был определен как соотношение площадок с разными вариантами: 30 % - на площадке произрастает только черника, 11% - только брусника, 18% - оба вида, 41 % - нет обоих видов. По предсказанию построенной модели такое устойчивое состояние достигается после низового пожара через 45 лет.

О физиологической роли постоянного и временного накопления антоциановых пигментов в листьях древесных растений
Чувствительные растения тоже краснеют
Ученые сравнили некоторые биологические показатели пурпурнолистных и зеленолистных форм барбариса обыкновенного. Оказалось, что разные формы растений не отличаются по качественному составу пигментов, но различаются по количественному. Оценка физиологической реакции разных форм растений на освещенность показала, что пурпурнолистный барбарис более чувствителен к изменениям освещенности и менее эффективно использует световую энергию при низком уровне освещения. На взрослых растениях различий в продуктивности разных форм барбариса не обнаружено, но сеянцы с зелеными листьями демонстрируют большую интенсивность прироста и накопления массы.

Диссоциация - реагрегация клеток книдарий как экспериментальная система для изучения регуляции развития Metazoa
Удивительная способность к регенерации книдарий: 100 лет исследований
В статье сделан обзор литературных данных по экспериментальному изучению удивительной способности книдарий (или Стрекающих) к самовосстановлению, а именно, к созданию целого организма из разобщенных отдельных клеток взрослого организма. Исследования этого феномена позволяют значительно продвинуться в понимании того, как формируется план строения в ходе развития многоклеточного организма, каковы механизмы самоорганизации в этом процессе. Эксперименты по реагрегации проводятся уже более 100 лет на разных представителях этого типа животных и являются актуальными сегодня.

Филогенез репродуктивных стратегий у ползуновидных рыб (Anabantoidei) и в сестринских группах
Отцы и дети: решение спорных вопросов филогенеза
В статье анализируется разнообразие и распространение признаков репродуктивного поведения в подотряде ползуновидных рыб. Автор предлагает рассматривать поведенческие признаки аналогично морфологическим и с их помощью реконструировать (корректировать) филогенез группы. Большинству ползуновидных рыб присуща родительская забота, при этом сложность поведения отличается высоким разнообразием: уход за икрой, отложенной на субстрат, строительство разнообразных гнезд, инкубация потомства в полости рта. Однако у некоторых представителей этой группы рыб забота о потомстве отсутствует. Сформулированная автором гипотеза об эволюционном происхождении и путях эволюции заботы о потомстве у костных рыб и анализ многообразия стратегий в подотряде приводит к выводу, что репродуктивная стратегия предковых для рассматриваемой группы форм включала в себя определенные формы обеспечения потомства кормом. Тогда отсутствие заботы, о потомстве, наблюдаемое у некоторых современных таксонов этой филогенетической ветви, следует рассматривать как случай упрощения репродуктивной стратегии.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 29