За пределами электромагнитного спектра

Большую часть информации человек получает благодаря зрению, то есть улавливая электромагнитное излучение в узком диапазоне видимого света. То же самое можно сказать и об астрономах, только доступный им спектр порядков на 30 шире. Но электромагнитное излучение — не единственный канал получения информации.

Человек чувствует тепло близких нагретых предметов, а астрономы регистрируют нейтрино — едва уловимые частицы, которые в несметных количествах рождаются в недрах звезд, в том числе Солнца, и беспрепятственно выходят наружу.

Человек воспринимает запахи, переносимые летучими веществами. Аналог в астрономии — космические лучи — энергичные заряженные частицы, в основном протоны, которые разгоняются до огромных скоростей в разных космических катаклизмах, а потом долетают до Земли.

У человека есть осязание, и астрономы могут пощупать космическое вещество — упавшие на Землю метеориты, грунт соседних небесных тел, просто частицы пыли и газа, собранные в космосе.

А совсем скоро астрономия должна обрести аналог слуха — способность регистрировать гравитационные волны, колебания самого пространства, порождаемые резкими перемещениями огромных масс, например, нейтронных звезд и черных дыр.

Космический гравитационный телескоп LISA (проект)

Нейтринный телескоп (Садбери, Канада)

Вернуться к плакату

• storen  | 18.11.2012 | 12:19 Ответить
    Есть ли предел сверху по частоте электромагнитного излучения? Чем он ограничен? Где об этом можно прочитать?
    • Arbnos > storen | 17.03.2015 | 18:04 Ответить
      Вроде нет: http://elementy.ru/posters/spectrum/radio и http://elementy.ru/posters/spectrum/gamma .