В помощь читателю
Элементарные частицы
Движение континентов

Главная / Масштабы: времена / Йоктосекунды / Вглубь йоктосекунды

Йоктосекунды: 3. Вглубь йоктосекунды

Физики подозревают, что в самые первые, невообразимо короткие мгновения после Большого взрыва наша Вселенная прошла через ряд необыкновенных превращений

Физики подозревают, что в самые первые, невообразимо короткие мгновения после Большого взрыва наша Вселенная прошла через ряд необыкновенных превращений. Хитроумные астрофизические наблюдения позволяют, в принципе, заглянуть в те времена — однако на пути к настоящему открытию ученым придется преодолеть огромное число технических сложностей. Изображение с сайта physicsworld.com

Десятые доли йоктосекунды — это самые короткие временные интервалы, про которые мы хоть что-то знаем достоверно. Здесь проходит граница между точно известным и пока только предполагаемым. Есть множество теорий, в которых постулируется существование новых, еще более тяжелых гипотетических частиц. Эти частицы зачастую очень нестабильны и распадаются за времена много меньше йоктосекунды. Некоторые из этих теорий стараются также описать состояние всей нашей Вселенной спустя ничтожно малые промежутки времени после Большого взрыва. Здесь физики часто оперируют совершенно сногсшибательными числами, например так называемым планковским временем, которое составляет примерно 10−43 с — то есть на 19 порядков меньше йоктосекунды!

Однако все эти теории пока не подтверждены экспериментально. Новые частицы пока не обнаружены, поэтому пока что неизвестно, какие из этих теорий относятся к реальному миру, а какие — всего лишь красивые фантазии. Физики надеются, что новые эксперименты на коллайдерах, а также специальные астрофизические наблюдения позволят приоткрыть завесу тайны над тем, как функционирует наш мир на таких масштабах времен.

Назад: Столкновение тяжелых ядер  |  Далее: От секунды до года