Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 05.2006

Гонококки обманывают иммунную систему, внося контролируемые изменения в свой геном

Гонококки на поверхности лимфоцита (фото с сайта neisseria.org)
Гонококк Neisseria gonorrhoeae способен вносить изменения в ген своего поверхностного белка пилина, что затрудняет выработку иммунитета у зараженных людей. Этот процесс предполагает наличие в клетке гонококка двух копий генома. Американским микробиологам удалось показать, что действительно так и есть.

Подводные леса контролируются «сверху»

Подводные «леса» в районе островов Чаннел (фото с сайта www.sanctuaries.nos.noaa.gov)
Экосистема подводных «лесов» — зарослей крупных бурых водорослей — зависит не столько от притока биогенных элементов, сколько от воздействия хищников. Регуляция «сверху вниз» (от потребителей к пище), а не «снизу вверх» (от пищи к потребителям) характерна как для нижнего трофического уровня (водорослей), так и для следующего за ним уровня растительноядных животных.

Обезьяны думают о будущем

Бонобо охотится на насекомых, используя острую палочку как копье (фото с сайта www.pangeainstitute.us)
С помощью серии тщательно продуманных экспериментов немецкие этологи показали, что способностью предвидеть будущее обладает не только человек. Обезьяны — орангутаны и бонобо — тоже планируют свои действия. Оба вида обезьян припасали нужные орудия для получения в дальнейшем той или иной награды.

Жесткое облучение и высокие давления приводят к необычным превращениям вещества

При бомбардировке тяжелыми ионами под высоким давлением графит испытывает неожиданные структурные превращения (изображение с сайта scifun.chem.wisc.edu)
Немецкие ученые открыли новый тип фазовых переходов. В их экспериментах облучение тяжелыми ионами твердых материалов под высоким давлением приводило к неожиданным структурным изменениям вещества.

Новый метод лечения рака объединяет вирусы с клетками иммунной системы

Контрабанда «наемных убийц» в раковую опухоль (изображение из статьи в Nature Medicine)
Селективно убивать раковые клетки можно с помощью специфических онколитических вирусов. Однако против таких «полезных» вирусов восстает наша собственная иммунная система. Антивирусные барьеры могут быть преодолены, если для доставки онколитического вируса к раковым опухолям использовать сами клетки иммунной системы.

На описание нового вида плезиозавра японские палеонтологи потратили 38 лет

Реконструированный скелет футабазавра (изображение из обсуждаемой статьи в Nature)
В то время как в молекулярной биологии статья трехлетней давности уже считается устаревшей, в других областях исследования замедляются из-за отсутствия финансирования. Так, только на днях вышла статья с описанием нового вида плезиозавра, найденного в 1968 году старшеклассником Тадаши Судзуки в 200 км к северу от Токио.

Способность к сложному коллективному поведению может возникнуть благодаря единственной мутации

Плодовые тела, образованные бактериями Myxococcus xanthus (фото с сайта www.umanitoba.ca)
В экспериментах по искусственной эволюции удалось зарегистрировать мутацию, в результате которой бактерии Myxococcus xanthus приобрели сразу два полезных свойства: способность к образованию плодовых тел и защищенность от паразитов. Мутация состояла в замене одного нуклеотида в регуляторной области гена.

Открыты трехмерные солитоны

Открытие новых типов солитонов случается редко, но каждый раз оно сопровождается бурным прогрессом в теории нелинейных дифференциальных уравнений (изображение с сайта www.lboro.ac.uk)
После тридцатилетнего поиска найдены нелинейные дифференциальные уравнения, обладающие трехмерными солитонными решениями. Ключевой стала идея «комплексификации» времени, которая может найти дальнейшие приложения в теоретической физике.

После удаления 15% генов бактерии становятся совсем ручными

Многочисленные отростки на поверхности клеток E.coli относятся к числу «необязательных для жизни» структур (фото с сайта www.astrosurf.org)
Кишечная палочка E.coli — излюбленный объект генных инженеров, используемый в качестве универсальной биохимической фабрики. После долгих лет работы наконец удалось вывести породу кишечной палочки, практически лишенную способности сопротивляться их манипуляциям. Для этого у бактерий было удалено 15% генома.

Чтобы жить, глубоководные черви заражаются полезными бактериями

Вестиментиферы Riftia. Из хитиновых трубок торчат красные жаберные лепестки, через которые проникают в кровь и сероводород, и углекислый газ (фото с сайта www.sb-roscoff.fr)
Глубоководные черви вестиментиферы могут существовать только в симбиозе с автотрофными бактериями. Считалось, что личинки вестиментифер, изначально лишенные бактерий, заглатывают их с пищей. Однако новое исследование показало, что симбиотические бактерии внедряются в личинку непосредственно через кожу, напоминая процесс заражения патогенными микроорганизмами.

Одна из причин старения может быть устранена

Изучение редчайшего генетического заболевания — детской прогерии (преждевременного старения), возможно, позволит ученым найти действенные способы продления жизни человека (фото с сайта www.federalpost.ru)
Американские ученые обнаружили, что белок ламин А играет важную роль в старении не только у больных прогерией (преждевременным старением), но и у здоровых людей, и разработали метод, позволяющий устранить некоторые симптомы старения. К сожалению, этот метод пока применим только для отдельных клеток, но не для целого организма.

Когда нельзя выбирать самцов, можно выбрать детей

Пресноводный рак Austropotamobius italicus в угрожающей позе (© F.Tomasinelli; фото с сайта www.isopoda.net)
Самки большинства видов животных активно выбирают самцов, руководствуясь, к примеру, размером хвоста или песней и окраской. Однако в определенных случаях самка может сделать выбор уже после оплодотворения, инвестируя в потомство разное количество энергии в зависимости от «качества» самца. Такой скрытый выбор самок был изучен на примере европейского пресноводного рака.

«Хоббиты» с острова Флорес не были микроцефалами

Карликовые люди Homo floresiensis охотились на гигантских крыс и карликовых слонов (изображение с сайта img.slate.com)
Новые анатомические данные подтверждают, что ископаемые карликовые гоминиды, обнаруженные в 2004 году на острове Флорес, — это особый вид людей, а вовсе не уроды-микроцефалы, как считают некоторые скептически настроенные ученые.

Мартышки произносят фразы из двух слов

Большая белоносая мартышка Cercopithecus nictitans в Санкт-Петербургском зоопарке (фото с сайта www.spbzoo.ru)
Большие белоносые мартышки, предупреждая сородичей о приближении хищников, иногда используют простейшую фразу из двух звуковых сигналов pyowhack («леопард—орел»), смысл которой отличен от простого суммирования смыслов двух составляющих ее слов. Исследователи видят в этом первый шаг на пути развития синтаксиса.

Прожить в озере, не питаясь едой с суши, нельзя

Озера Питер и Пол (Пётр и Павел) в США, на которых проводились исследования. Фото с сайта www.ecostudies.org
Суммарное дыхание всех организмов водоема превышает первичную продукцию, а значит, озера получают «субсидию» от суши в виде готового органического вещества. В этом американские и шведские ученые убедились, проследив, как вещество, синтезированное озерным фитопланктоном, используется в пищевых цепях экосистемы.

Война — естественное проявление коллективизма?

Паукообразные обезьяны живут на деревьях, а воюют на земле (фото с сайта www.ambergriscaye.com)
Военные рейды с целью запугивания или убийства иноплеменников характерны не только для людей и их ближайших родственников шимпанзе, как считалось ранее, но и для паукообразных обезьян, обитающих в лесах Центральной Америки. Правда, в отличие от шимпанзе и людей, ни в одном из семи зарегистрированных рейдов дело у них не доходило до убийства.

Склонность к альтруизму сильнее у тех, кому нечего терять

Гнездо осы Liostenogaster flavolineata (фото с сайта www.dbag.unifi.it)
Британские ученые установили, что осы Liostenogaster flavolineata, ведущие общественный образ жизни, тем охотнее помогают родственницам в выкармливании потомства, чем ниже их шансы занять место «царицы» и произвести на свет своих собственных детей.

Разрушение кометы: шоу для любителей

Фрагмент C кометы Швассмана-Вахмана 3. Снимок сделан 16 апреля 2006 года Мишелем Джагером (Австрия) при помощи 20-сантиметрового телескопа-рефлектора. Диаметр комы составляет около 10 угловых минут. Фото с сайта cometography.com
В настоящее время вблизи Земли проходит необычная разрушающаяся комета Швассмана—Вахмана 3. Наблюдать ее на этой неделе можно в бинокль или небольшой любительский телескоп в созвездии Пегаса.

Различия людей по цвету кожи не связаны с половым отбором

Большинство современных антропологов полагают, что деление человечества на расы — вещь чисто условная, не имеющая под собой глубоких биологических оснований. Тем не менее существующие различия по цвету кожи нуждаются в научном объяснении (фото с сайта en.wikipedia.org)
Американские антропологи показали, что различия между мужчинами и женщинами по цвету кожи не зависят от географической широты местности. Это противоречит гипотезе о том, что светлокожесть обитателей высоких широт возникла благодаря половому отбору, обусловленному большей сексуальной привлекательностью светлокожих женщин.

Первобытные охотники не были главной причиной вымирания мамонтов

По мнению многих ученых, охотники, вооруженные этим оружием, всего за 1–2 тысячи лет перебили большую часть крупных млекопитающих обеих Америк (© 2000 Peter A. Bostrom; фото с сайта lithiccastinglab.com)
Сопоставив все имеющиеся радиоуглеродные датировки ископаемых остатков шести видов крупных млекопитающих, обитавших на территории Аляски и Юкона 18–9 тысяч лет назад, американский исследователь Дейл Гатри пришел к выводу, что главной причиной гибели тундростепных экосистем и мамонтовой фауны были климатические изменения.