С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 07.2013

В ответ на возрастание содержания CO2 в атмосфере леса увеличивают эффективность фотосинтеза

Испарения, поднимающиеся над лесами в районе Уиллоу-Крик (Willow Creek, Калифорния)

Как выяснила недавно группа исследователей из США и Германии, в ответ на непрерывное возрастание концентрации углекислого газа в атмосфере леса умеренного пояса увеличивают интенсивность фотосинтеза, а следовательно, и чистую первичную продукцию экосистемы. При этом возрастает эффективность использования воды, потребляемой при связывании определенного количества СО2. Дело в том, что в условиях избытка CO2 растения слегка прикрывают устьица, от чего уменьшается испарение воды.

Закрученный свет шагнул на два порядка вверх по шкале энергий

Экспериментально измеренное распределение интенсивности излучения в двойном ондуляторе

Закрученный свет — необычная световая волна, несущая вращательный момент, — используется в физике уже давно, но до сих пор он не выходил за пределы оптического диапазона. Сейчас немецким физикам удалось получить яркий пучок закрученного рентгена с энергией фотонов 99 эВ. Это открывает новые возможности как в фундаментальной физике, так и для многочисленных приложений.

Области наибольшего разнообразия наземных позвоночных занимают менее 10% поверхности суши

Области высокого разнообразия всех млекопитающих

Детальный анализ пространственного распределения наземных позвоночных (более 21 тыс. видов птиц, млекопитающих и земноводных) по всем континентам выявил центры их максимального видового разнообразия. Все они располагаются в тропиках и занимают только 8% поверхности суши. Полученные результаты позволяют более рационально подходить к выбору территорий, отличающихся необычайно высоким биоразнообразием и потому нуждающихся в строгой охране.

Наличие суперкомплексов в дыхательной цепи переноса электронов обеспечивается белком SCAFI

Рис. 1. Дыхательная цепь переноса электронов в митохондрии

Дыхательная цепь переноса электронов — это плавающие на внутренней мембране митохондрии белковые комплексы и переносчики электронов, вырабатывающие энергию. Дыхательных белковых комплексов четыре, и до сих пор толком неясно, как же они организованы на мембране. Группа испанских исследователей обнаружила, что белок под названием SCAFI (supercomplex assembly factor I) специфически регулирует объединение дыхательных комплексов в суперкомплексы.

Аэрогель из графена и углеродных нанотрубок лишен недостатков своих предшественников

Абсорбция композиным аэрогелем органических жидкостей (подкрашенного толуола)

Сочетание графена и углеродных нанотрубок позволило получить углеродный аэрогель, который помимо обычных свойств — чрезвычайно низкой плотности, твердости и низкой теплопроводности — обладает также высокой эластичностью (способностью восстанавливать форму после многократных сжатий и растяжений) и прекрасной способностью абсорбировать органические жидкости. Это последнее свойство может найти применение для ликвидации разливов нефти.

Костные трансплантаты можно получать из перепрограммированных человеческих клеток

3D-модель искусственно созданной косточки, полученная методом компьютерной томографии

Американские исследователи впервые прошли весь путь по превращению специализированных клеток человека (фибробластов кожи и клеток костного мозга) в клетки костной ткани. Косточки, выращенные из этих клеток в специальном биореакторе, обладали свойствами природных костей человека — имели сходную плотность клеток, содержали необходимые белки, выделяли необходимые внеклеточные вещества.

Земледелие возникло независимо в разных районах Плодородного полумесяца

Плодородный полумесяц (Fertile Crescent) — плодородные земли, названные так американским археологом Джеймсом Генри Брэстедом в его книге «Древние летописи Египта» («Ancient Records of Egypt») в 1906 году

Введение в культуру диких хлебных злаков и становление земледелия происходило независимо в разных районах западной части Плодородного полумесяца 10500–10000 лет назад. Раскопки, проведенные немецкими и иранскими археологами в иранских горах Загрос, позволили получить очень подробную картину введения в культуру диких видов пшеницы. Произошло это 9800 лет назад, несколько позже, чем в западных районах «полумесяца».

Экзосомы опухолей, страдающих от гипоксии, стимулируют рост сосудов и миграцию клеток

Изображение экзосомы, продуцируемой клетками глиобластомы, сделанное с помощью электронного микроскопа

Экзосомы (мембранные пузырьки), выделяемые опухолевыми клетками, позволяют определить степень гипоксии в опухоли и сделать предсказание об ее агрессивности. Оказалось, что экзосомы из страдающих от гипоксии клеток глиобластомы не только индуцируют выделение сигнальных молекул для привлечения клеток, регулирующих образование стенок мелких сосудов, но также посылают другим клетками опухоли сигналы, запускающие их миграцию, что играет важную роль в образовании метастаз.

Суперсимметрия в свете данных LHC: что делать дальше?

Пример процесса рождения и каскадного распада суперсимметричных частиц в столкновении протонов
Загадки LHC. Поиск суперсимметрии

Результаты первых трех лет работы Большого адронного коллайдера не продемонстрировали никаких признаков существования суперсимметрии, разочаровав тем самым многих физиков. Насколько критичны эти данные для самой идеи суперсимметрии и для различных ее моделей? Как теперь физикам оптимизировать поиск суперсимметрии в будущих данных LHC?