С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 01.2012

Больные муравьи становятся асоциальными

Муравей-древоточец Camponotus aethiops

Паразиты представляют собой серьезную угрозу общественным насекомым, образующим колонии с высокой плотностью популяции. Поэтому в процессе эволюции отбираются признаки, снижающие риск распространения инфекции. Муравьи-древоточцы, зараженные паразитическими грибами, радикально меняют свое поведение, в результате чего существенно уменьшается риск заражения других особей муравьиной семьи.

Изменение ветров, дующих над Южным океаном, пошло на пользу альбатросам

Странствующий альбатрос над поверхностью океана в проливе Дрейка
Умело используя силу ветра, странствующий альбатрос легко преодолевает тысячи километров над поверхностью океана в поисках добычи. Наблюдаемое за последние десятилетия усиление ветров в Южном океане позволило этим птицам увеличить скорость облета кормовой акватории, и поэтому они стали добывать за единицу времени больше пищи, что положительно сказалось на выживаемости птенцов.

Экспериментально показано образование многоклеточных эукариот из одноклеточных предков

Обычные дрожжи превратились в многоклеточный организм с помощью закрепления нужных мутаций в ходе искусственного отбора

Американские ученые с помощью изящной методики смогли получить многоклеточный организм из одноклеточных дрожжей. Кластеры нарастали за счет того, что дочерние клетки после деления оставались вместе с материнскими, а не из-за слипания одиночных клеток, как в бактериальных пленках. Мутации, обеспечившие многоклеточность, оказались устойчивыми, а в пределах многоклеточных кластеров даже наметилось разделение функций.

Половой отбор порождает иллюзии

Большой серый шалашник и его постройка, служащая для соблазнения самок

Самцы больших серых шалашников раскладывают предметы на площадках перед шалашом, сортируя их по размеру: крупные подальше, мелкие поближе. Новое исследование австралийских ученых показало, что такое расположение предметов на площадке повышает репродуктивный успех самца: чем точнее отсортированы предметы по размеру, тем чаще самки, посетившие шалаш, благосклонно принимают ухаживания его владельца.

Обезьяны-дихроматы лучше различают насекомых с приспособительной окраской

Усатый тамарин Saguinus mystax
Среди обезьян Нового Света в одной популяции можно встретить как трихроматов (имеющих, как человек, три типа фоторецепторов), так и дихроматов. Ученые из Великобритании сравнили, как зрительный статус влияет на эффективность нахождения насекомых у обезьян тамаринов, и выяснили, что тамарины-трихроматы вылавливают больше насекомых, чем дихроматы, зато дихроматы успешнее в нахождении насекомых с покровительственной окраской.

Ископаемые эмбрионы из Доушаньтуо, вероятно, не эмбрионы

Реконструкция клеточных ядер в ископаемом эмбрионе с использованием микротомографии
Ученые под руководством Стефана Бенгтсона изложили новую версию о природе загадочных эмбрионов из Доушаньтуо. До сих пор считалось, что эти ископаемые являются ранними стадиями развития самых древних многоклеточных животных. Однако факты таковы, что строение и различные формы данных образований могут представлять и разные стадии жизненного цикла простейших одноклеточных животных.

Новая методика позволяет изучать белки, тесно соседствующие с ДНК

Трехмерная реконструкция размеров, формы и местоположения внутреннего тела в головке капсида
При интерпретации электронномикроскопических исследований часто возникают трудности из-за того, что тесно упакованные макромолекулы выглядят единым целым на микрофотографии. Группа американских биологов предложила остроумный способ решения этой проблемы, основанный на том, что белки, соседствующие с ДНК, обладают повышенной чувствительностью к радиации.

Стресс помогает справиться с вредными мутациями

Одна из мутаций, изучавшихся в обсуждаемой работе, нарушает работу гена lin-31, участвующего в регуляции развития половой системы
Эксперименты на червях C. elegans показали, что эффекты многих вредных мутаций отрицательно коррелируют с силой реакции организма на перегрев. У особей, энергично реагирующих на тепловой стресс, многие вредные мутации не проявляются в фенотипе. Однако такие особи «платят» за свои преимущества пониженной плодовитостью. Поэтому оптимальной стратегией оказалось сохранение стохастической изменчивости по данному признаку.

Обнаружено хищное растение, которое ловит почвенных нематод подземными листьями

Внешний вид Philcoxia minensis, растения-эндемика горных субтропических саванн Бразилии.
Хищные растения давно удивляют нас многообразием форм и способов ловли своих жертв. Недавно описанный род растений Philcoxia из горных саванн Бразилии имеет специализированные подземные листья, выделяющие липкий секрет, к которому приклеиваются нематоды, служащие для растения источником азота и фосфора. Такой способ питания ранее не был известен у хищных растений.

Параллельная эволюция касты «сверхсолдат» у муравьев получила объяснение

Муравьи P. morrisi: обычный солдат и сверхсолдат

У нескольких видов муравьев из обширного рода Pheidole кроме обычных рабочих и солдат есть каста «сверхсолдат», защищающих колонию от набегов кочевых муравьев. Ученые из Канады и США показали, что если личинок тех видов Pheidole, у которых сверхсолдат нет, обработать ювенильным гормоном, личинки превращаются в сверхсолдат. У некоторых из этих видов аномальные особи, похожие на сверхсолдат, изредка встречаются в природе.

Принимая коллективное решение, пчелы-разведчики убеждают оппонентов замолчать

Пчелиный рой ожидает, пока разведчики выберут место для поселения
Механизмы принятия решений нейронными сетями мозга и коллективами общественных животных во многом сходны. Американские и британские биологи обнаружили, что ключевая особенность нейронных сетей, способных к принятию решений — взаимное торможение — характерна и для пчелиного роя, выбирающего место для поселения.

Для фитопланктона не действует закон Кляйбера

Различные планктонные диатомовые водоросли.

В 1930-е годы швейцарский физиолог Макс Кляйбер обобщил экспериментальные данные по интенсивности дыхания разных млекопитающих. По закону Кляйбера, уровень метаболизма живого существа пропорционален массе этого существа в степени 3/4. То есть чем больше организм, тем меньше ему требуется энергии на единицу массы. Однако работа испанских исследователей показала, что для фитопланктона этот закон не соблюдается.