Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 07.2010

Маленькая рыбка поддерживает продукцию некогда подорванной экосистемы

Бородатый бычок Sufflogobius bibarbatus, играющий важную роль в современной экосистеме Бенгельского апвеллинга. Фото Hege Vestheim с сайта wired.com
Небольшая рыбка — бородатый бычок Sufflogobius bibarbatus — оказалась ключевым видом в экосистеме прибрежных вод юго-западной Африки. Днем эти рыбы прячутся на дне, в среде, богатой сероводородом. Вечером поднимаются к поверхности, где у них восстанавливаются процессы нормальной жизнедеятельности. Ведя столь необычный образ жизни, бычки смогли достичь высокой численности и стать пищей для более крупных рыб и морских птиц.

Синтезировано третье соединение с графеном — флюорографен

Один из этапов получения флюорографена. Рисунок из обсуждаемой статьи
Международная группа ученых получила флюорографен — продукт реакции графена с фтором. Это уже третье синтезированное соединение графена с другими химическими элементами. Как и два предыдущих, флюорографен является полупроводником, однако выгодно отличается от них термической и химической устойчивостью. Кроме того, он всего лишь в три раза уступает в механической прочности графену.

Обнаружен еще один способ, с помощью которого нейроны контролируют свою возбудимость

Разница в местоположении ИСА (определялась по характерному для ИСА белку анкирину G) у нейронов, подвергавшихся хроническому возбуждению, по сравнению с контрольными. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Инициальный сегмент аксона (ИСА) — это участок между аксонным холмиком и началом аксона. Чем дальше находится ИСА от тела нервной клетки, тем меньше вероятность, что возникнет нервный импульс. Английским нейробиологам удалось показать, что ИСА может сдвигаться вдоль аксона ближе или дальше к телу клетки в зависимости от электрической активности нейрона.

Многоклеточные организмы, возможно, появились свыше 2 млрд лет назад

Экземпляры, демонстрирующие вариабельность формы и строения габонских организмов. Изображения из обсуждаемой статьи в Nature
Международная группа палеонтологов обнаружила в Габоне в отложениях возрастом 2,1 млрд лет ископаемые остатки живых существ сантиметрового размера, напоминающих плоских червей. С большой вероятностью эти организмы были многоклеточными эукариотами. До сих пор древнейшими свидетельствами многоклеточной жизни считались спиралевидные углеродистые ленты Grypania возрастом до 1,9 млрд лет, трактуемые как водоросли.

Новооткрытые рыбьи гены помогли понять, почему первые четвероногие были многопалыми

У древнейшего позвоночного животного с настоящими пальцами — акантостеги — было по 8 пальцев на передних конечностях. Изображение с сайта evolbiol.ru
Международная команда исследователей обнаружила неизвестное ранее семейство генов, необходимых для развития плавников у рыб. Отключение этих генов ведет к изменениям в работе ряда ключевых генов-регуляторов, которые есть не только у рыб, но и у четвероногих и от которых зависит передне-задняя полярность зачатка конечности (будь то плавник или нога). Похожие изменения, возникающие в результате некоторых мутаций, приводят к многопалости.

Разная скорость разлета облаков сверхновых типа Ia объясняется асимметричностью взрыва

Взрыв сверхновой со смещенным центром. Рис. из обсуждаемой статьи Daniel Kasen в Nature
Астрономы используют сверхновые типа Ia, благодаря их одинаковой оптической светимости, для определения расстояний до далеких галактик. Однако в последние годы выяснилось, что некоторые сверхновые выбрасывают свое вещество со скоростями, в полтора раза превышающими средние показатели. Японец Кеичи Маэда с соавторами предложил объяснение этому феномену, не требующее пересмотра устоявшейся теории.

Люди судят о других на ощупь

«Сенсорный гомункулюс»: схематическое изображение человека с пропорциями, соответствующими представленности осязательных ощущений от различных частей тела в коре головного мозга. Видно, что главные наши «органы осязания» — это кисти рук. Изображение с сайта www.motorbikestoday.com
В ходе развития мышления у ребенка многие абстрактные понятия формируются на основе простых телесных ощущений, причем связь между ними остается и у взрослых. Эксперименты американских психологов показали, что ощущение тяжести активирует идеи «важности» и «серьезности», а ощупывание шершавых поверхностей наводит на мысли о трудностях в человеческих отношениях.

Ихтиологи выяснили, зачем самцам усы

Самец моллинезии (Poecilia sphenops) с усами над верхней губой. Фото из обсуждаемой статьи в Behavioral Ecology and Sociobiology
В мексиканских популяциях пресноводных рыбок Poecilia sphenops часто встречаются самцы со странными кожными выростами на верхней губе, напоминающими усы. Эти выросты не могут служить органами чувств, потому что лишены нервов, и их роль оставалась загадочной. Эксперименты показали, что усатые самцы нравятся самкам больше, чем безусые. А значит, усы не служат никакой другой цели, кроме повышения сексуальной привлекательности.