Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 12.2010

Чем блеснула наука за уходящий год и за первые десять лет тысячелетия

Журнал Science выделил десяток важнейших естественнонаучных открытий, сделанных за первое десятилетие XXI века. Обложка журнала Science за 17 декабря 2010 года (фрагмент)
Важнейшим научным прорывом 2010 года редакция журнала Science назвала первую квантовую машину — механизм, работающий в соответствии с принципами квантовой, а не классической механики. В дополнение к традиции редакция журнала подвела итоги не только года, но и десятилетия, перечислив десять важнейших открытий, сделанных за первые десять лет третьего тысячелетия.

Ускоренная эволюция бактерий происходила 3 млрд лет назад

Анатомия Архейской экспансии. График из обсуждаемой статьи в Nature
Американские ученые оценили темпы генетической эволюции, которая складывалась из четырех основных процессов — генетических новообразований, горизонтальных переносов, дупликаций и потери генов. Период интенсивных новообразований генов пришелся на поздний архей — 3,3–2,85 млрд лет назад. Наибольший вклад в архейский максимум новообразований внесли гены, связанные с использованием разных субстратов для дыхания микроорганизмов.

Дикие девочки-шимпанзе играют в куклы

Молодая самка шимпанзе с палочкой-куклой. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Current Biology
Наблюдая за сообществом диких шимпанзе в Уганде, американские приматологи пришли к выводу, что молодые самки шимпанзе (гораздо реже — самцы) играют в «дочки-матери», причем в роли кукол выступают деревяшки определенной длины и толщины. Обезьяны таскают «кукол» с собой, берут их на ночь в гнездо, никогда не используют как орудия (в отличие от других палок) и всегда прекращают эти игры после рождения первого ребенка.

Клетки организма общаются с помощью посланий, упакованных в микровезикулы

Схема строения микровезикулы. Рис. из статьи Membrane Microparticles: Two Sides of the Coin
Дифференцированные клетки организма функционируют благодаря сложной системе межклеточной коммуникации. Неожиданные возможности, выводящие эту коммуникацию на качественно новый уровень, обнаружились при исследовании функциональной роли микровезикул — мембранных пузырьков, повсеместно встречающихся в жидких средах организма и до недавнего времени считавшихся лишь побочным продуктом жизнедеятельности клеток.

Всё большему числу видов позвоночных грозит вымирание

Самец «золотой жабы» (Incilius periglenes) — вида, который признан вымершим. Фото с сайта wikipedia.org
Международная группа ученых проанализировала статус 25 780 видов позвоночных животных, включенных в международную Красную книгу. Выяснилось, что в среднем 52 краснокнижных вида ежегодно перемещаются на одну ступень ближе к вымиранию, некоторые уже вымерли. И хотя в 68 из 928 случаев изменений статуса отмечено его улучшение, очевидно, что усилия по сохранению исчезающих видов недостаточны.

Прочтен ядерный геном человека из Денисовой пещеры

Зуб из Денисовой пещеры: слишком большой для сапиенсов, слишком примитивный для неандертальцев. Фото из обсуждаемой статьи в Nature
Отсеквенирован ядерный геном девочки, оставившей фалангу своего мизинца в Денисовой пещере на Алтае 30–50 тысяч лет назад. Подтвердился вывод, сделанный в марте на основе анализа митохондриального генома того же индивидуума: «денисовцы» представляли собой особую расу или вид, отличный от сапиенсов и неандертальцев. Больше всего денисовских генов обнаружено у жителей Меланезии, заселенной сапиенсами около 45 тысяч лет назад.

Ледовая летопись показала, что человеческая деятельность способствует уменьшению лесных пожаров

Сопоставление количества захороненного угля и оценок сгоревшей растительной биомассы за последние 650 лет, рассчитанных по CO. График из обсуждаемого синопсиса «The Burning Issue» в Science
На основе проб антарктического льда ученые оценили, как менялось количество угарного газа в атмосфере за последние 650 лет. Рост и снижение концентрации CO в атмосфере соотносится с потеплениями и похолоданиями. Основной фактор, влияющий на динамику CO, — сгорающая растительная биомасса. Количество лесных и степных пожаров раньше полностью зависело от климата, а теперь во многом ограничивается человеком.

Лазерный луч высокой интенсивности может испытывать фазовый переход

Увеличение интенсивности лазерного луча провоцирует в нём фазовый переход от образующих упорядоченную решетку цепочек фермионных пузырьков к фазе жидкой капли, в которой фермионные пузырьки сливаются в одну толстую нить-филамент. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett
Явление фазового перехода обычно отождествляется с изменением свойств вещества — то есть набора частиц с ненулевой массой. Испанские физики обнаружили, что фазовый переход может испытывать и набор безмассовых частиц — фотонов, образующих лазерный луч. Двигающийся лазерный луч способен кардинально менять свою внутреннюю структуру при увеличении интенсивности лазера, его порождающего.

Самая древняя метка, вырезанная на растущем дереве, была сделана в VI веке

Вырезанный на дубовой коре шестиконечный крест, датированный 6–9 веком. Фото из обсуждаемой статьи в Antiquity
Чешские ученые на одном из сотни полуокаменевших дубовых стволов обнаружили особую метку — шестиконечный крест. Метка была сделана в VI веке н. э. или чуть позже на тогда еще живом дубе. Сложно сказать, с какой целью житель средневековой Европы вырезал на дубе крест, так как этот знак — самый ранний для средневековой культуры и ученым практически не с чем сравнить материал.

Расшифрованы генетические основы трехполости у общественной амебы

Амебы первого пола скрещиваются с амебами второго пола, образуя макроцисты. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Социальные амебы Dictyostelium discoideum делятся на три «пола», каждый из которых может спариваться с любым из двух других. Оказалось, что половая принадлежность амеб определяется единственным генетическим локусом, содержащим 1, 2 или 3 гена. Ключевую роль играют гены двух типов, непохожие ни на какие ранее известные гены. Для половой совместимости необходимо, чтобы один из партнеров имел ген первого типа, другой — второго.

В усталости мышей оказались виноваты митохондрии

Автоматическая дорожка для исследования выносливости у мелких лабораторных грызунов. Изображение с сайта www.kumc.edu
Мышцы человека неоднородны по своей структуре и биохимическим свойствам. Благодаря этому они способны быстро развивать большое усилие и не уставать во время длительной работы. Американские ученые представили новый взгляд на роль белков-рецепторов, которые ранее считались одними из главных регуляторов развития и метаболизма мышц.

Удобряя поверхностные воды океана, киты поддерживают высокую продукцию фитопланктона

«Китовый насос», перемещающий азот (и другие элементы) снизу вверх. Рисунок из обсуждаемой статьи в PLos ONE
Киты, ныряющие для добывания пищи на глубину около 100 м, но проводящие большую часть времени у поверхности и оставляющие там фекалии и продукты выделения, работают как своеобразный «насос», доставляя наверх, в зону обитания фитопланктона, дефицитные элементы минерального питания, прежде всего азот. Значение подобного «китового насоса» было особенно велико до начала коммерческой добычи китов.

Обнаружены нейроны, отвечающие за отличия мужского поведения от женского

Мозг самца дрозофилы. Зеленым цветом выделены нейроны DC1, которых нет у самок. Стрелкой и треугольником отмечены скопления отростков нейронов (нейропили), также отсутствующие у самок. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Самцы и самки дрозофил воспринимают феромон cVA при помощи одних и тех же рецепторов и обонятельных нейронов, однако это по-разному влияет на их поведение: самки сексуально возбуждаются, а самцы начинают проявлять агрессию и меньше интересуются самками. Оказалось, нейронный контур, определяющий реакцию на феромон, состоит всего из четырех нейронов, три из которых имеют различное строение у самцов и самок.

Высокая религиозность населения и низкий уровень общественного благополучия — следствия социального неравенства

Результаты нового социологического исследования показали, что чем больше в обществе обездоленных людей, тем ниже уровень общественного благополучия и выше религиозность. Рис. с сайта psainath.files.wordpress.com
США лидируют среди стран первого мира как по уровню религиозности населения, так и по показателям «общественного неблагополучия». Статистический анализ данных по 50 штатам показал, что связь между религиозностью и неблагополучием, по-видимому, не прямая, а опосредованная. Религиозность и неблагополучие — два относительно независимых следствия высокого уровня социального неравенства в США.

Мышьяк вместо фосфора — это реально!

Внутреннее строение клеток мышьячных бактерий с вакуолями. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Американские ученые вырастили бактерий, способных жить без фосфора — одного из базовых элементов жизни. Вместо фосфора эти бактерии используют его химический аналог — мышьяк, способный подменить фосфор в биохимических реакциях, идущих внутри клетки. Результаты этого эксперимента фантастичны. Возможно, перед нами первый пример живого существа, изменившего репертуар жизненно необходимых элементов.

Исследована проводящая система сердца рыб

Расположение пейсмейкерного участка на 3 ДПО (dpf). Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Немецко-американская группа ученых с помощью оптогенетических методик исследовала развитие проводящей системы сердца у рыбки данио-рерио. Ученые локализовали водитель ритма (пейсмейкер) и обнаружили, что он состоит из необычайно малого количества клеток — всего около десятка. Они также смогли вызвать у рыбок различные нарушения работы сердца, что может оказаться полезным при моделировании сердечно-сосудистых заболеваний.

Максимальный размер наземных млекопитающих рос по экспоненте

Рост максимальных размеров млекопитающих на отдельных континентах. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science
Сразу после вымирания динозавров 65 млн лет назад максимальные размеры наземных млекопитающих начали расти по траектории, близкой к экспоненте — параллельно в разных группах млекопитающих и на разных континентах. В конце эоцена — начале олигоцена (30–40 млн лет назад) максимальные размеры млекопитающих стабилизировались. Колебания данного показателя в кайнозойскую эру коррелировали с изменениями климата и площади континентов.