Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 04.2010

Новые виды образуются очень быстро, если меняется система распознавания половых партнеров

Обитающая во влажных тропических лесах Австралии зеленоглазая древесная лягушка Litoria genimaculata служила объектом исследования для Хоскина и Хигги. Снимки © James Reardon с сайта jamesreardon.wordpress.com
Конкуренция и другие межвидовые взаимодействия могут стимулировать быстрое видообразование, когда к ним присоединяется естественный отбор, направленный на совершенствование механизмов, обеспечивающих успешную встречу брачных партнеров в пределах одного из видов. К такому выводу пришли австралийские ученые на основании изучения разных природных популяций одного вида тропических древесных лягушек.

Северные гвоздики эволюционировали быстрее тропических растений

Европейская гвоздика Dianthus arenarius. Фото с сайта floralimages.co.uk
Ученые рассмотрели процесс взрывного видообразования у гвоздик — одного из самых разнообразных растений умеренной зоны Европы. Темпы появления новых видов в этом обширном роде оказались выше, чем у признанных рекордсменов видообразования — тропических растений. Столь стремительное видообразование объясняется приспособленностью гвоздик к сезонному климату и неограниченными возможностями евразийских местообитаний.

Понимают ли обезьяны, что могут ошибаться?

Дизайн эксперимента: перед тем как сделать ответственный выбор, самка орангутана проверяет, в какой из двух трубок лежит угощение. Фото из обсуждаемой статьи в Animal Cognition
Когда человеку не хватает информации для принятия правильного решения, он может попытаться добыть недостающие сведения или уклониться от рискованного выбора. Считается, что для этого нужно обладать способностью к «метапознанию», то есть уметь оценивать достоверность и полноту собственных знаний. Эксперименты с четырьмя видами человекообразных обезьян показали, что у них, по-видимому, тоже есть эта способность.

Ион ОН+ найден в межзвездном пространстве

Рентгеновское изображение молекулярного облака Стрелец В2. Фото с сайта телескопа «Чандра» (chandra.harvard.edu)
Немецкие ученые с помощью 12-метрового радиотелескопа «Апекс», установленного в пустыне Атакама, обнаружили в самом крупном газопылевом облаке центральной части Галактики — Стрельце B2 — ион гидроксила ОН+. Впервые это химическое соединение найдено за пределами Солнечной системы. Это еще и первое наблюдение ОН+ сквозь земную атмосферу с помощью наземного инструмента.

Мозг может преследовать две цели одновременно, разделяя функции между полушариями

Области мозга, в которых отображается информация о награде при выполнении «двойных» заданий. Изображение из обсуждаемой статьи в Science
Важную роль в мотивации поведения играют участки медиальной фронтальной коры (MFC). Французские нейробиологи показали, что при выполнении единичного задания информация о «награде» отражается и в левой, и в правой MFC, а если преследуются одновременно две цели, то первая награда кодируется в левой, а вторая — в правой. При этом передняя префронтальная кора играет роль интегрирующего центра.

Перекомбинирование фрагментов белковых молекул — быстрый способ создания новых признаков

Схема сигнального каскада, запускающего программу «брачного поведения» у дрожжей. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science
Большинство белковых молекул состоит из нескольких функциональных блоков (доменов). На примере сигнального каскада, управляющего половым поведением дрожжей, американские биологи показали, что перекомбинирование блоков является эффективным способом создания новых признаков. Им удалось получить дрожжи, у которых эффективность брачного поведения (вероятность спаривания) выросла втрое по сравнению с «диким типом».

Создан сверхпроводник, состоящий всего из 8 молекул вещества

Проводимость dI/dV системы «игла микроскопа — участок поверхности (BETS)2GaCl4» в зависимости от приложенного межу иглой и исследуемым образцом напряжения. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Nanotechnology
Насколько маленьким может быть сверхпроводник, чтобы еще демонстрировать свои сверхпроводящие свойства? Исследования ученых из США, Германии и Японии на примере органического металла (BETS)2GaCl4 показали, что сверхпроводимость возникает даже тогда, когда вещество состоит всего лишь из 8 молекул.

Australopithecus sediba — австралопитек, похожий на человека

Первую кость нового вида гоминид нашел 15 августа 2008 года девятилетний Мэттью (на фото), сын палеоантрополога Ли Бергера. Фото из популярного синопсиса к обсуждаемой статье в Science
Южноафриканские антропологи сообщили о находке двух скелетов неизвестного ранее вида гоминид, жившего чуть менее двух миллионов лет назад. По строению зубов, черепа и таза новый вид занимает промежуточное положение между австралопитеками и древнейшими представителями рода людей (Homo). Авторы отнесли новый вид к роду Australopithecus, хотя имелись основания и для включения его в род Homo.

Генетические механизмы формирования сложных признаков постепенно проясняются

Филогенетическое древо, показывающее родственные отношения между видами дрозофил с различными элементами узоров на крыльях. Самый сложный орнамент — у D. guttifera. Рисунки из обсуждаемой статьи в Nature
Американские биологи частично расшифровали генетический механизм, отвечающий за формирование затейливого узора на крыльях одного из видов плодовых мушек. Ключевую роль в этом играет ген wingless — многофункциональный регулятор ранних этапов индивидуального развития. На поздних этапах wingless остается почти не у дел, что и позволило некоторым мухам «кооптировать» его для раскрашивания крыльев.

Список видов, включенных в Красную книгу, должен быть радикально расширен

Каждый день на сайте Красной книги IUCN появляется фотография и краткое описание одного из занесенных в книгу видов. Здесь приведен фрагмент страницы, посвященной черному носорогу (Diceros bicornis). Статус вида — «критически угрожаемый». Фото с сайта iucnredlist.org
«Красная книга» Международного союза охраны природы содержит сведения почти о 48 тыс. видов живых организмов. Однако, как полагают ученые, список видов, состояние которых вызывает опасение, следует довести примерно до 160 тыс. видов. Инициативу разработки такого списка, названного «Барометром жизни», приурочили к решению ООН объявить 2010 год «Международным годом биоразнообразия».

Может ли священник быть атеистом?

Дэниел Деннетт — известный американский философ-эволюционист, автор книг Darwin's Dangerous Idea, The Intentional Stance, Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon и ряда других бестселлеров. Фото с сайта www.uib.no
Философ Дэниел Деннетт и социолог Линда Ласкола опубликовали результаты пилотного исследования малоизвестного и с трудом поддающегося изучению социально-культурного явления — атеизма среди действующих священнослужителей. Подробные анонимные интервью с представителями пяти протестантских церквей проливают свет на причины, заставляющие священников-атеистов продолжать служение Богу, в которого они больше не верят.

Кишечные бактерии помогают японцам переваривать водоросли

Красная водоросль Porphyra (нори) — популярный в Японии пищевой продукт, используемый для приготовления суши. Среднестатистический японец съедает 14,2 г нори в день. Фото с сайтов microbewiki.kenyon.edu и www.quickspice.com
Кишечная флора помогает млекопитающим переваривать углеводы растительного происхождения. Оказалось, что микробы, живущие в кишечнике японцев, производят особые ферменты для расщепления углевода порфирана, содержащегося в красных водорослях — важной части рациона японцев. Гены ферментов-порфираназ были заимствованы японскими кишечными микробами у морских бактерий путем горизонтального генетического обмена.

В углеродной нанотрубке обнаружен необычный термоэлектрический эффект

Многостенная углеродная нанотрубка (CNT), обернутая в нанометровый слой гексогена (TNA). Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Materials
Химическая реакция горения нанометрового слоя гексогена может проходить в 10 000 раз быстрее, если он окружает многостенную углеродную нанотрубку. Более того, одновременно с горением гексогена в нанотрубке возникает импульс напряжения, мощность которого в пересчете на единицу суммарной массы гексогена и нанотрубки может на порядок превосходить аналогичную величину, создаваемую в современных литий-ионных аккумуляторах.

Древний фермент подтверждает гипотезу о зарождении жизни в горячих источниках

Крупная клетка термофильной археи Ignicoccus hospitalis с облепившими ее мелкими клетками паразитической археи Nanoarchaeum equitans. Фото с сайта www.astronomie.de
Германские биохимики обнаружили у некоторых микробов необычный фермент с двойной функцией, участвующий в синтезе глюкозы. Свойства фермента и положение его обладателей на эволюционном дереве согласуются с гипотезой о том, что жизнь зародилась в горячих вулканических источниках, а первые живые организмы были хемоавтотрофами, то есть получали энергию из окислительно-восстановительных реакций и производили органику из CO2.

Человечеству могут грозить квантовые болезни

Вскоре физики смогут переводить вирусы в состояние квантовой суперпозиции. Рис с сайта www.nature.com
Ученые разработали схему эксперимента, позволяющего поместить в квантовое состояние суперпозиции вирус гриппа. Будучи — с какой-то долей вероятности — одновременно опасным и безопасным для здоровья человека, такой вирус, в полной аналогии с «котом Шрёдингера», передавшись человеку, переведет его в состояние, когда тот одновременно и болен, и здоров.