Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 02.2014

В спектрах скоплений галактик обнаружена неизвестная линия излучения

Участок скопления галактик в Персее

Сразу две группы исследователей сообщили о том, что в рентгеновских спектрах скоплений галактик обнаружена новая линия излучения с энергией 3,57 кэВ. Это излучение должно идти от горячего межгалактического газа, заполняющего скопление галактик, но, в отличие от других, идентифицированных, линий излучения, эту не удается приписать никакому атомному переходу. Если нестандартное происхождение этой линии подтвердится, она может указывать на распад частиц темной материи с массой 7,1 кэВ.

Эволюция полового размножения у дрожжей: надстройка меняется, базис остается

Схема жизненного цикла пекарских дрожжей Saccharomyces cerevisae

Американские биологи обнаружили, что генные сети, регулирующие половое размножение, по-разному устроены у разных видов дрожжей. У обычных пекарских дрожжей и ряда других видов спаривание (слияние двух гаплоидных клеток в одну диплоидную) и мейоз (образование гаплоидных спор из диплоидной клетки) разнесены во времени, а в жизненном цикле преобладает диплоидная фаза. У других видов мейоз происходит вскоре после спаривания, и поэтому в жизненном цикле преобладает гаплоидная фаза.

Передача информации закрученными фотонами работает и в реальной атмосфере

Переданное изображение в ходе эксперимента

Для передачи квантовой информации с помощью фотонов обычно используется поляризация света. Однако очень заманчивые перспективы откроются, если для той же цели приручить другую характеристику фотонов — их «закрученность». До сих пор считалось, что передача фотонов на километровые расстояния через реальную турбулентную атмосферу сильно исказит сигнал и приведет к потере информации о закрученности. Новые и довольно простые эксперименты австрийской группы физиков под руководством Антона Цайлингера доказывают, что это не так.

Геном доисторического мальчика показал, что современные индейцы — прямые потомки кловисских охотников на мамонтов

Степень родства кловисского мальчика Anzick-1 с представителями 143 современных человеческих популяций

Международная команда генетиков отсеквенировала геном мальчика, жившего 12,6 тысяч лет назад на территории нынешней Монтаны. Вместе с человеческими останками обнаружены каменные и костяные орудия, характерные для культуры Кловис — древнейшей хорошо изученной археологической культуры Нового Света. Анализ генома подтвердил азиатские (сибирские) корни кловисцев и их близкое родство с современными американскими индейцами, а так же теорию о нескольких волнах миграции предков индейцев из северо-восточной Азии.

Как роботы прикинулись термитами и построили дом

Последовательные стадии строительства модели Эмпайр-стейт-билдинг

Наблюдения за сооружением монументальных термитников вдохновили ученых на создание специальных роботов-строителей. Эти роботы, подобно термитам, были лишены централизованного управления и руководствовались при этом простыми правилами поведения, актуальными «здесь и сейчас». Роботы воспринимали присутствие других роботов и положение стопок строительных кирпичей и, умея манипулировать кирпичами, возводили требуемые постройки.

Найден ген, превращающий простые листья в сложные

Поломка гена RCO приводит у упрощению форму листа (слева), а его включение - к усложнению (справа)

Изучение мутантных растений, у которых вместо сложных листьев формируются простые, позволило генетикам из Великобритании, Германии и США частично расшифровать генетические основы эволюции формы листа. Ученым удалось превратить простые листья резуховидки Таля (Arabidopsis thaliana) в более сложные, добавив в геном ген RCO сердечника шершавого (Cardamine hirsuta). Это важный успех в понимании деталей эволюции такого сложного эволюционного признака.

«Национальная поджигательная установка» резко повысила эффективность термоядерного синтеза

Центральная область мишени с дейтериево-тритиевым топливом

Американский проект NIF по изучению инерциального управляемого термоядерного синтеза преодолел важный рубеж. В двух сеансах работы энергетический выход термоядерной реакции в микрокапсуле с дейтериево-тритиевым топливом оказался больше, чем подведенная к топливу энергия. Также был впервые зарегистрирован сильный самостоятельный разогрев топлива за счет альфа-частиц. И хотя главная цель NIF — зажигание полноценной самоподдерживающейся термоядерной реакции — пока не достигнута, эти результаты вселяют оптимизм.

Паразиты регулируют разнообразие

Семенная ловушка — мелкоячеистая сеть, установленная на высоте 80 см, в которую попадают семена большинства окружающих растений. Такие ловушки были использованы в исследовании на тропической станции Лас-Куэвас в Белизе

На тропической станции в Центральной Америке продолжаются натурные экологические эксперименты по изучению феномена биоразнообразия в условиях естественного комплекса факторов. Результаты нового эксперимента позволяют оценить влияние фитопаразитов на разнообразие тропической флоры. Как выяснилось, они повышают растительное разнообразие, уничтожая в основном массовые виды и давая возможность вырасти редким видам. Таким образом осуществляется плотностная регуляция численности массовых видов.

В бозе-конденсате реализован синтетический магнитный монополь

Облачко бозе-конденсата с необычным сверхтекучим вращением

Эксперименты с атомными бозе-конденсатами позволяют реализовывать и изучать очень необычные квантовые эффекты. В них даже можно создавать синтетическое магнитное поле — некоторую величину, которая не имеет прямого отношения к магнетизму, но описывается теми же уравнениями, что и магнитное поле. В рамках этого искусственного магнетизма исследователям удалось реализовать синтетический магнитный монополь — коллективный объект, аналога которого в настоящем магнетизме пока не открыто.

Простая система межклеточной коммуникации обеспечивает разнообразное коллективное поведение

Схема действия сигнальной системы «secrete and sense»

Эксперименты на генетически модифицированных дрожжах показали, что разнообразные формы коллективного поведения клеток могут порождаться простой системой межклеточной коммуникации, основанной на том, что одни и те же клетки и производят химический сигнал, и реагируют на него. Полученные результаты проливают свет на столь разные биологические явления, как «чувство кворума» у микробов и избирательное размножение Т-лимфоцитов в ходе иммунного ответа.

Новости из Солнечной cистемы: гейзеры на Европе и водяной пар над Церерой

Европа

Вблизи южного полюса спутника Юпитера Европы обнаружены выбросы водяного пара, усиливающиеся или ослабевающие в зависимости от ее положения на орбите. Они свидетельствуют о трещинах в ледяной коре, которые периодически открываются под действием приливных сил, позволяя воде из подледного океана испаряться и выходить наружу. Выбросы водяного пара обнаружены и на Церере, самом большом теле главного пояса астероидов, но там они, вероятно, связаны с испарением поверхностного льда из-за солнечного нагрева.

Гены рабочей касты у пчел отбирались эффективнее, чем гены королев

Семья медоносных пчел в поисках места для нового улья

Новое исследование становления эусоциальности у пчел построено на сравнении генов, работающих по-разному в двух пчелиных кастах. Выяснилось, что гены, которые экспрессируются больше у рабочей касты, прошли сильный положительный отбор, а интенсивность отбора у них даже выше, чем у активных генов королев. Получается, что рабочие пчелы не менее важны для отбора. Гипотеза родственного отбора, таким образом, получает еще одно мощное подтверждение.

В эксперименте ASACUSA заработала линия по производству антиводорода

Общий вид установки ASACUSA в ЦЕРНе, предназначенной для получения и изучения антиводорода

Одна из групп, изучающих в ЦЕРНе свойства антиматерии, — ASACUSA — сообщает о том, что после десятилетия разработок и технических приготовлений их установка начала производить антиводород. Главная цель этого эксперимента — измерить величину сверхтонкого расщепления в антиводороде, сравнить результат с водородом и тем самым попытаться обнаружить различие между их энергетическими уровнями. В случае положительного результата это будет иметь радикальные последствия для современной физики микромира.

Между сапиенсами и неандертальцами существовала частичная репродуктивная изоляция

Неандерталец и сапиенс. Рисунок Николая Ковалева

Американские и германские палеогенетики выяснили, что частота встречаемости неандертальских аллелей в хромосомах 1004 современных людей с разных континентов понижена в функционально важных участках генома и в Х-хромосоме, а также в генах, работающих в семенниках. Это означает, что многие неандертальские гены, попавшие в генофонд сапиенсов в результате гибридизации, оказались вредными для наших предков и постепенно отбраковывались отбором в последующие эпохи.