Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 12.2011

Хороший подарок — залог долгой копуляции

Самец паука Pisaura mirabilis соблазняет самку, предлагая ей «свадебный подарок», упакованный в яркий белый кокон из паутины

Самцы некоторых насекомых и пауков во время ухаживания преподносят самкам «свадебные подарки» — свежепойманную добычу, но иногда и несъедобный предмет. У пауков Pisaura mirabilis самки одинаково охотно спариваются с кавалерами, предлагающими настоящие и «символические» подарки, а самцы без подарков имеют вдвое меньше шансов. Однако самка, получившая несъедобный подарок, быстрее прекращает копуляцию.

Табачная белокрылка заражается симбиотическими бактериями через кормовое растение

<p>Табачная белокрылка <i>Bemisia tabaci. </i>
Бактерии из рода Rickettsia — симбионты сельскохозяйственного вредителя, белокрылки Bemisia tabaci. До последнего времени считалось, что эти бактерии могут передаваться только от матери к детям. Однако молекулярные и цитологические исследования израильских ученых показали, что возможен горизонтальный перенос от одной белокрылки к другой через кормовое растение.

Одну треть рыбных запасов оставить птицам — новый закон в экологии

Стаи альбатросов летят за рыболовецкими судами, привлеченные наживленной на снасти рыбой. Множество птиц гибнет из-за этого, но еще больший ущерб, как выяснилось, наносит птицам подрыв их кормовой базы, вызванный чрезмерным выловом. Фото с сайта www.oregonlive.com

Американские ученые на основе анализа глобальных баз данных вывели новое экологическое правило: сохранение устойчивости популяций морских птиц требует, чтобы им доставалось для пропитания не менее одной трети максимального запаса их кормовых объектов. Причем важно, что порог устойчивости птичьих популяций оказался единым для всех районов и для всех видов птиц, взятых для исследования.

Самые маленькие насекомые обладают уникальной нервной системой

Паразитическая оса Megaphragma mymaripenne сходна по размеру с инфузорией Paramecium caudatum

К самым мелким летающим насекомым, сходным по размеру с одноклеточными организмами, относят паразитических ос из рода Megaphragma. Оказалось, что в нервной системе взрослых ос 95% нейронов не имеют ни клеточных тел, ни ядер. Несмотря на уникальное строение нервной системы, эти насекомые демонстрируют типичное для паразитических ос поведение, включая полет, питание и способность искать хозяина для откладки в него яиц.

Крохотные раскаленные экзопланеты могут быть останками газовых гигантов

Схема превращения звезды в белый карлик под влиянием вращающихся вокруг нее планет

Интернациональный коллектив астрономов из Тулузского университета вычислил пару экзопланет, одна из которых имеет все шансы стать самой маленькой из открытых на сегодняшний день. Планеты, вращающиеся вокруг бывшего красного карлика на расстоянии всего лишь 0,9 и 1,1 миллиона километров, вообще не могут иметь атмосферу, а значит, их дневные полушария нагреты примерно до 8–9 тысяч градусов (в полтора раза горячее поверхности Солнца).

Многоклеточный организм надежнее строить из схожих по генетике клеток

Плодовые тела <i>Dictyostelium discoideum</i> на агаре
Американские ученые исследовали эффективность размножения у социальных амеб. Они сравнили темпы появления клеток-обманщиков и эффективность размножения в ассоциациях генетически разнородных и однородных клеток. Выяснилось, что в однородных ассоциациях клетки-обманщики появляются исключительно редко, зато в разнородных ассоциациях это явление задает тон.

Стойкость органического вещества почвы объясняется не столько его строением, сколько условиями, в которых оно пребывает

Алексей Гаврилович Венецианов. «На пашне. Весна». 1820-е гг.  Государственная Третьяковская галерея. Изображение с  сайта ru.wikipedia.org

Необычайную устойчивость органического вещества почвы принято объяснять структурой крупных молекул гуминовых веществ, образующихся из материала отмерших растений. Однако в последнее время всё больше исследователей приходят к выводу, что гуминовые вещества, выделяемые в лаборатории, могут быть артефактами процесса экстракции. Устойчивость же органического вещества объясняется не столько его молекулярным строением, сколько условиями, в которых оно находится.

Как влияет рост мужчин на их репродуктивный успех?

Южный морской слон (на фото – самка) – пример крайне выраженного полового диморфизма в размерах тела. Изображение с сайта www.travelwild.com

Для большинства животных характерны различия в размерах тела у особей противоположного пола, который часто объясняют результатом действия полового отбора. У людей мужчины в среднем выше женщин на 8%, и эти различия также ассоциируются с репродуктивным успехом. Голландские биологи решили проверить, есть ли корреляция между ростом мужчин и количеством их детей, используя базу данных выпускников высших школ Висконсина, США.

Неинформированные массы мешают меньшинству переубедить большинство

Североамериканские стайные рыбки Notemigonus crysoleucas. Фото с сайта www.extension.org

Коллектив может последовать за меньшинством вопреки мнению большинства, если меньшинство уверено в своей правоте и проявит достаточно упрямства. Компьютерное моделирование и эксперименты на рыбах показали, что способность информированного меньшинства повести за собой группу снижается, если в группе много неинформированных индивидов, не имеющих собственного мнения и ориентирующихся только на поведение соседей.

«Живые ископаемые» саговники оказались вовсе не такими старыми

Саговники (Cycas revoluta ?), выращиваемые как декоративные растения в саду при вилле на Лигурийском побережье Средиземного моря, Италия. Фото Дмитрия Гилярова, воспроизводится на «Элементах» с любезного разрешения автора

Саговники — группа голосеменных растений, процветавших в мезозое, но представленная сейчас всего 300 видами, — считаются классическим примером «живых ископаемых». Однако проведенные недавно молекулярно-генетические исследования показали, что разнообразие современных саговников возникло совсем недавно, 10–5 миллионов лет назад. Начало ему положила небольшая группа этих растений, прошедших через «бутылочное горлышко».

Сегрегация по национальной принадлежности снижает общественное благосостояние

Знаменитый мост, построенный в середине XVI века в городе Мостар, вошел в список наследия ЮНЕСКО. Во время Боснийской войны в 1993 году мост был взорван, его восстановление в 2004 году стало символом примирения страны. Фото с сайта www.turinfo.ru

Американские ученые провели серию экономических игр с подростками из города Мостар, в котором действуют как сегрегированные общеобразовательные школы, так и интегрированные. Подростки из интегрированных школ продемонстрировали большую готовность к кооперации и большую заинтересованность в общественном благосостоянии, чем подростки национальных школ.

Диверсификация животных началась задолго до кембрийского взрыва

Некоторые эдиакарские и кембрийские ископаемые. «Базальное» (то есть не относящееся ни к одному из современных классов) членистоногое Marella из сланцев Бёрджесс. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Комплексный анализ новейших палеонтологических и молекулярно-генетических данных подтвердил, что кембрийскому взрыву (внезапному появлению большинства современных типов животных в начале — середине кембрия, около 540–500 млн лет назад) предшествовал период «скрытой» эволюции животного царства длительностью в четверть миллиарда лет.

Крысы выручают друзей из беды и делятся с ними шоколадом

«Свободная» крыса (с черной точкой на голове) уже догадалась, как открыть дверь и вот-вот выпустит своего товарища из ловушки. Кадр из фильма, прилагающегося к обсуждаемой статье в Science

Эксперименты американских биологов показали, что крысы целенаправленно помогают своим попавшим в беду товарищам и даже делятся с ними лакомством, которое могли бы съесть в одиночку. Крысы выпускают друг друга из ловушки даже в том случае, если освобожденный оказывается после этого в отдельном помещении, так что наблюдаемое просоциальное поведение нельзя объяснить желанием скрасить свое одиночество.

Посткопуляционные, презиготические барьеры мешают близкородственным видам сверчков скрещиваться

Близкородственные виды сверчков Gryllus firmus (вверху) и G. pennsylvanicus (внизу). Изображения с сайтов entnemdept.ufl.edu и www.pbase.com

У гибридизирующих видов американских сверчков скрещивания в одном направлении дают жизнеспособное и фертильное потомство, тогда как реципрокные скрещивания не дают потомства вообще. Оказывается, основная причина этого — барьер при оплодотворении гетероспецифической спермой яйцеклеток, который, по-видимому, возникает благодаря быстрой эволюции видоспецифических семенных белков.

Регуляцией термогенеза занимается не только нервная, но и иммунная система

Макрофаг, вытянувший свои псевдоподии, чтобы поглотить патогенные частицы. Изображение с сайта en.wikipedia.org

До недавнего времени считалось, что регуляция термогенеза (процесса выработки тепла теплокровным организмом в холодных условиях внешней среды) происходит только за счет нервной системы, однако результаты работы, опубликованной в последнем номере журнала Nature, значительно расширяют представления об этом вопросе.

Осы узнают друг друга по лицам, чтобы поддерживать жесткую социальную структуру

Северная бумажная оса Polistes fuscatus, у которой превосходно развита способность распознавать своих родичей по лицам (фото с сайта www.myrmecos.net)

Американские ученые экспериментально показали, что одни виды бумажных ос превосходно различают друг друга по лицам, а другие, близкие им виды не могут узнать своих товарок. Результаты позволили заключить, что распознавание лиц — не столько следствие высокого развития нервной системы, сколько специализированная адаптация к социальному образу жизни.

Если братья конкурируют друг с другом, родителям выгоднее рожать дочерей

Паутинные клещи — опасные вредители и прекрасные лабораторные объекты. Фото с сайта plantdiagnostics.umd.edu

Большинство раздельнополых организмов производят потомков мужского и женского пола в соотношении 1:1, потому что такое соотношение является «эволюционно стабильным». Согласно теории, это правило должно нарушаться при острой конкуренции за самок между близкородственными самцами: тогда соотношение полов смещается в сторону преобладания самок. Это предсказание удалось подтвердить в изящном эволюционном эксперименте на клещах.