Серийный дирижабль Германии времен Первой мировой войны

Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин», 1928 г.

Дирижабли жесткой системы «Цеппелин», 1914–1935 гг.
Дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» (на фото), 1928 г.

  • Объем оболочки — 105 000 м3
  • Максимальный диаметр — 30,5 м
  • Длина — 236,6 м
  • Максимальная скорость — 128 км/ч
  • Крейсерская скорость — около 115 км/ч
  • Дальность полета — более 10 000 км
  • Высота полета — до 3000 м
  • Несущий газ (водород) размещался в 17 отсеках
  • Экипаж — 40–45 человек
  • Пассажировместимость — 20 человек

Известен тем, что:
само наименование «Цеппелин» стало нарицательным для обозначения дирижаблей жесткой конструкции.

Первый дирижабль жесткой конструкции с алюминиевым каркасом был поднят в воздух 3 ноября 1897 года. Автором конструкции был венгр Давид Шварц, а изготовление обеспечил граф Цеппелин.

Фердинанд фон Цеппелин (1838–1917) — немецкий пионер дирижаблей жесткой системы, граф, генерал. Организатор производства и серийного выпуска дирижаблей жесткой конструкции.

В 1900 году в Германии совершил первый полет дирижабль Ф. Цеппелина. С 1900-го по 1937 год дирижабли графа Цеппелина не имели себе равных.

Всего за годы дирижаблестроительного бума в Германии было построено 130 жестких дирижаблей, за которыми закрепилось название «цеппелины».

Это были дирижабли жесткой системы, конструкция которых вскоре стала основной для дирижаблей, строившихся в Германии, Англии и США.

В итало-турецкой войне 1911–12 годов итальянские войска наряду с привязными змейковыми аэростатами впервые использовали для бомбометания и разведки три дирижабля полужесткой системы. Накануне и во время Первой мировой войны 1914–18 годов. в наиболее развитых капиталистических странах на вооружении находились разные типы дирижаблей объемом от 1500 м3 (английский мягкий дирижабль для обнаружения подводных лодок) до 68 тыс. м3 (немецкий жесткий дирижабль для бомбардировки и дальней разведки). Скорость их полета была 80–130 км/ч, высота 3500–5000 м. Во время войны они эффективно участвовали в морской разведке и охране берегов, в борьбе с подводными лодками на местах стоянок морских судов и при сопровождении судов в море.

После окончания Первой мировой войны в США, Франции, Италии, Германии и других странах продолжалось строительство дирижаблей различных систем объемом от 1400 м3 (полужесткая система) до 184 тыс. м3 (жесткая система) для перевозки пассажиров, грузов и для военных целей.

Достижения воздухоплавания в этих странах нашли свое отражение в полетах дирижаблей 20-х годов.

Желание более равномерно распределить вес гондолы, силовой установки, топлива и полезного груза по всей длине дирижабля побудило конструкторов создать килевую конструкцию, с рамой внизу дирижабля, которая равномерно распределяет нагрузку на баллон с газом, которая в конце 1910-х годов воплотилась в дирижаблях полужесткой конструкции.

Это новое направление в дирижаблестроении приобрело наиболее преданных сторонников во Франции (братья Поль и Пьер Лебоди) и особенно в Италии, где Умберто Нобиле в 1919 году построил полужесткий дирижабль «Рома». Фирма «Goodyear» («Гудиер») построила свой первый полужесткий дирижабль RS-1 объемом 19 440 м3 в 1923 году. За ним последовали дирижабли «Норвегия» и «Италия» (1928 год.).

В мае 1926 года норвежец Руаль Амундсен на дирижабле полужесткой системы «Норвегия» (конструкции итальянского инженера Умберто Нобиле) объемом 18,5 тыс. м3, оборудованном тремя двигателями мощностью по 185 кВт (250 л. с.), совершил за 71 ч беспосадочный перелет с острова Шпицберген через Северный полюс на Аляску. В 1928 году на таком же дирижабле Нобиле отправился в полет через Северный полюс. В 1929 году немецкий дирижабль жесткой системы «Граф Цеппелин» объемом 105 тыс. м3 совершил кругосветный перелет протяженностью 35 тыс. км за 21 день (с тремя промежуточными посадками). Средняя скорость полета была 177 км/ч. Позже, в 1932–37 годах, дирижабль, совершив 136 полетов в Южную Америку и 7 полетов в США, перевез 13 110 пассажиров.

Одним из принципиальных отличий дирижабля LZ 127 «Граф Цеппелин» от других цеппелинов было использование для работы двигателей как жидкого, так и газообразного горючего (блау-газа), плотность которого была близка к плотности воздуха, а теплотворная способность значительно выше, чем у бензина. Это позволяло существенно увеличить дальность полета и избавляло от необходимости затяжелять дирижабль по мере выработки топлива (затяжеление дирижаблей осуществлялось путем выпуска части несущего газа, что создавало ряд экономических и пилотажных неудобств); кроме того, применение блау-газа вело к меньшей, чем в случае установки многочисленных тяжелых баков с бензином, нагрузке на каркас. Блау-газ находился в 12 отсеках в нижней трети каркаса дирижабля, объем которых мог быть доведен до 30 000 м3 (для водорода в таком случае оставалось 105 000 м3 – 30 000 м3 = 75 000 м3). Бензин брался на борт в качестве дополнительного топлива.

Полезная нагрузка дирижабля «Граф Цеппелин» составляла порядка 25 т (при заполнении водородом мешков, предназначенных для блау-газа, — около 55 т), максимальная скорость — 128 км/ч, крейсерская — около 115 км/ч. Дальность полета — более 10 000 км. Экипаж насчитывал 40–45 человек. Этот дирижабль длиной 241 и диаметром до 40,5 м был первым летательным аппаратом, совершавшим трансатлантические коммерческие рейсы. Его двигали четыре дизельных мотора. Дирижабль был оснащен новейшими навигационными приборами и оборудованием, множество технических приспособлений обеспечивало комфорт.

Снизу, непосредственно к корпусу дирижабля, в передней его части жестко крепилась главная гондола, длина которой составляла 40 м, ширина — 6 м и максимальная высота — 2,25 м (самая большая в истории дирижаблестроения гондола). В передней части гондолы находилась рубка управления, за ней — служебные и далее — пассажирские помещения. По комфортабельности LZ 127 значительно превосходил тогдашние (а в некоторых отношениях и современные) самолеты. Пассажиры размещались в десяти двухместных оборудованных каютах со спальными местами. В передней части пассажирского отсека находилась просторная кают-компания площадью 25 м3, в которой одновременно могли разместиться 28 человек. Через наклонные окна кают и салона обеспечивались достаточно хороший обзор и освещение. Кухня была рассчитана на обслуживание более 50 человек в течение нескольких суток. Кроме того, имелись почта, умывальные комнаты и пр.

Далее: Гелиевые дирижабли США. «Акрон» (USS Akron, ZRS-4), на фото, 1931 г. и «Макон» (USS Macon, ZRS-5), 1933 г.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005-2017 «Элементы»