Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 02.2013

Какой переносчик инфекций опаснее для человека — грызуны или летучие мыши?

Переносчики инфекционных заболеваний человека

Группа американских и английских ученых провела сравнительный анализ числа вирусов — возбудителей зоонозных инфекций — у грызунов и летучих мышей. Оказалось, что летучие мыши обгоняют грызунов по числу разных вирусов, приходящихся в среднем на один вид хозяина, а потому, возможно, являются более опасным источником инфекций. Авторы исследования пытаются объяснить этот феномен особенностями биологии и экологии летучих мышей.

Стереоинформация о запахе помогает кроту находить пищу

Рис. 1. Экспериментальная установка для исследования ориентации крота Scalopus aquaticus по запаху

Сравнение зрительных или слуховых сигналов, воспринимаемых симметричными органами чувств, помогает быстро определить расстояние до объекта или локализовать источник звука. Но роль стереосигналов в нахождении источника запаха оставалась спорным вопросом. Исследования поискового поведения у восточноамериканского крота подтвердили, насколько важно для этого животного двустороннее восприятие запаха, особенно на расстоянии 4–5 см от источника запаха.

Физики обсуждают варианты «хиггсовской фабрики»

Так в представлении художника могут выглядеть различные варианты «хиггсовской фабрики»

Хиггсовский бозон открыл перед физиками новую грань нашего мира, и теперь им предстоит изучить ее во всех подробностях. Для этого предполагается создать «хиггсовскую фабрику» — ускоритель, оптимизированный именно для этой задачи. Научное сообщество приступило к обсуждению различных схем такой установки.

Ротор из ДНК совершил два оборота на глазах у своих создателей

Микрофотография поворота ротора

Группа японских ученых сконструировала наномотор, работающий за счет смены конформации молекулой ДНК — перехода двойной спирали из правозакрученной формы в левозакрученную. «Запуск» мотора осуществляется путем изменения концентрации ионов в растворе. Закрепив мотор в жесткой рамке, ученые смогли при помощи атомной силовой микроскопии проследить за его работой в режиме реального времени.

Предложен новый модельный организм, способный заменить приматов

Малайская тупайя Tupaia belangeri

Тупайи, будучи близкими родственниками приматов, давно привлекали внимание ученых как потенциальный модельный организм. Однако до последнего времени геном этих зверьков не был расшифрован. Недавно опубликованный прочтенный геном тупайи открывает новые горизонты для биомедицинских исследований и тестирования лекарств.

Бактерии Delftia acidovorans выделяют вещество, способствующее биоминерализации золота

<p>Электронная микрофотография комплекса дельфтибактина с золотом. На микрофотографии видны коллоидные частицы золота (синяя стрелочка) и октаэдрические частицы золота (красная стрелочка), образовавшиеся под действием дельфтибактрина.</p>

Группа канадских ученых обнаружила новый механизм нейтрализации бактериями токсичных для них ионов золота. Бактерии Delftia acidovorans, обитающие на поверхности золотых самородков, выделяют специальное вещество, переводящее ионы золота из раствора в частицы металлического золота. Причем, в отличие от ранее известных способов биоминерализации, дельфтибактин выделяется во внешнюю среду, в результате чего золото образуется вне клетки.

Какой же вклад протеинкиназа M-дзета вносит в формирование памяти?

«Молекула памяти» PKMζ

Механизмы формирования памяти — одна из самых загадочных, интересных и важных областей нейрофизиологии, и в последние годы в ней произошел серьезный прорыв. Обнаружилось, что белок под названием протеинкиназа M-дзета критически необходим на одном из этапов возникновения памяти. Об этой многообещающей молекуле рассказал директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии П. М. Балабан.

Мобильная ДНК заставляет бактерии жертвовать собой

Образование специфических микроколоний (значительно меньших по размеру) клетками с активной интегразой (желтые)

Швейцарские ученые на примере бактерий из рода Pseudomonas уточнили механизм передачи крупных мобильных элементов («геномных островков») от клетки к клетке. Фермент интеграза, вырезающий этот кусок ДНК, включается только у 3–5% бактерий в популяции. Клетки, в которых он включился, формируют специфические маленькие колонии, они плохо делятся и часто погибают. Такую дифференцировку обеспечивает ген shi, содержащийся в геномном островке. Так мобильная ДНК сама контролирует условия своей передачи.

Создана молекулярная машина для сборки пептидов

Синтез пептида молекулярной машиной

Исследователи из Манчестера и Эдинбурга создали ротаксановую наномашину, способную синтезировать пептиды заданного состава. Кольцевая молекула перемещается по линейной молекуле-матрице, состоящей из цепочки ароматических колец, к которым прикреплены аминокислоты, последовательно отсоединяя аминокислотные остатки от стержня и присоединяя их к растущему пептиду.

Могли ли эдиакарские ископаемые жить на суше?

Рис. 1. Отпечаток Dickinsonia Sprigg, 1947 — типичного представителя вендобионтов из красноцветных песчаников эдиакарской пачки в Южной Австралии

О том, кто же такие вендобионты — загадочные гигантские ископаемые организмы, существовавшие в конце эдиакарского периода (580–542 млн лет назад), — ведутся непрекращающиеся споры, но до сих пор никто не сомневался в их морском происхождении. И вот американский палеонтолог Грегори Реталляк из Орегонского университета высказал мнение, что вендобионты жили не в морской среде, а на суше.