Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 11.2007

Для видообразования достаточно одного гена

Многие поколения яблонной мухи-пестрокрылки Rhagolethis pomonella (на фото) живут и размножаются на одном и том же дереве. Такой изолированный жизненный цикл способствует быстрому видообразованию. (Фото © Larry Hull с сайта www.ento.psu.edu)
Группа американских микробиологов исследовала процесс видообразования, взяв в качестве модели вирусы. Ученые показали, что и лучшая приспособленность, и репродуктивная изоляция — основные предпосылки образования нового вида — обслуживаются одним и тем же единственным геном.

Потеря памяти не ведет к утрате «теории разума»

Аллегорическое изображение «теории разума» (рис. с сайта host.uniroma3.it)
Считалось, что способность понимать и предвидеть ход мыслей, эмоции и поступки других людей («теория разума») основана на памяти о событиях личной жизни, которые человек может переносить на других, представляя себя на их месте. Однако пациенты, утратившие «эпизодическую» память в результате травмы, справились с тестами на «теорию разума» ничуть не хуже здоровых людей.

Растения заимствуют гены у «геномных паразитов»

Арабидопсис, любимое растение молекулярных биологов, внимательно следит за колебаниями освещенности при помощи сложной системы светочувствительных белков. Как выяснилось, важнейшую роль в этой системе играют гены прирученных транспозонов. (Фото с сайта www.utoronto.ca)
Американские генетики обнаружили, что ключевые гены-регуляторы, обеспечивающие адекватную реакцию растений на изменения освещенности, были заимствованы предками цветковых растений у мобильных генетических элементов — транспозонов. Открытие еще раз продемонстрировало важнейшую эволюционную роль подвижных участков ДНК, традиционно считавшихся «геномными паразитами».

В человеческой популяции гены сексуального насилия вытесняются генами заботы о детях

Литография Пабло Пикассо «Материнство», 1963 год. Частная коллекция. С открытки Editions Hazan, Paris © SPADEM 1993
Удовольствие от секса, желание оставить наследие, стремление к досугу, любовь к детям — всё это признаки, передаваемые с генами из поколения в поколение и оказывающие влияние на эволюцию Homo sapiens. Но если раньше важную роль играли сексуальная активность и желание оставить наследие, то теперь в популяции распространяются гены, ответственные за любовь к детям и удовольствие быть родителями.

Взлет и падение видов: новые данные подтверждают старую идею «эволюционного цикла»

Развитие «усредненного» рода и вида (рис. из обсуждаемой статьи в Science)
Детальный анализ пространственно-временного распространения 140 вымерших видов моллюсков показал, что виды проходят в своем развитии этапы роста, расцвета и упадка. После появления вида его «распространенность» (площадь ареала и частота встречаемости) постепенно растет в течение нескольких миллионов лет, ненадолго достигает максимума и затем постепенно снижается.

Мозг во сне «проигрывает» дневные события с семикратным ускорением

Теперь уже можно считать доказанным, что во сне крысы, как и люди, заново переживают дневные события (фото с сайта www.odysseymagazine.com)
Американские нейробиологи обнаружили, что в префронтальной коре мозга крысы во время сна происходит семикратно ускоренное воспроизведение серий нервных импульсов, которые наблюдались во время бодрствования. Такое «прокручивание» дневных впечатлений, по-видимому, необходимо для формирования устойчивых воспоминаний.

Тараканы приняли роботов в свой коллектив с правом решающего голоса

Тараканы и роботы в конечном итоге собирались все вместе под одним из полупрозрачных кружков (фото из обсуждаемой статьи в Science)
Ученые из Швейцарии, Бельгии и Франции изготовили маленьких роботов-тараканов, которые пахнут по-тараканьи и адекватно реагируют на поведение своих живых товарищей. Если запрограммировать роботов на выбор худшего из двух укрытий, то группа из 12 тараканов и 4 роботов может в итоге целиком оказаться в плохом укрытии, хотя без роботов тараканы почти всегда выбирают хорошее.

Кастовая принадлежность у термитов предопределена генетически

Рабочие термиты ухаживают за царицей (фото с сайта www.emmitsburg.net)
Считалось, что принадлежность термита к той или иной касте зависит только «от воспитания», то есть от того, чем его кормят другие термиты и какие феромоны они выделяют. Японские и австралийские исследователи показали, что у более продвинутых форм то, по какому из двух возможных путей пойдет развитие, определяется одним-единственным геном, расположенным в Х-хромосоме.

Половые предпочтения у жаб зависят от размера лужи

Spea multiplicata (фото с сайта www.thegeorgewalkerhouse.com)
Карин Пфенниг из Университета Северной Каролины обнаружила, что в мелких, быстро пересыхающих лужах жабы вида Spea bombifrons предпочитают спариваться с самцами другого вида (Spea multiplicata), поскольку гибридные головастики развиваются быстрее и имеют больше шансов стать взрослыми до того, как лужа пересохнет. В глубоких лужах те же самки выбирают «своих» самцов.

Древние копытные были современниками динозавров

Фенакодус (Phenacodus) — один из поздних представителей кондиляртр, живший в эоценовую эпоху (56–40 млн лет назад). Картина Чарльза Найта (Charles R. Knight), 1898 г. Изображение с сайта cache.eb.com
Индийские палеонтологи обнаружили в озерных отложениях конца мезозойской эры (70,6–65,5 млн лет назад) зуб млекопитающего из группы кондиляртр, или древних копытных. До сих пор копытные были известны только из отложений кайнозойской эры, причем встречались они в обеих Америках, Европе, Азии и Африке. В конце же мезозоя Индия была полностью изолированным континентом.

С паразитами не обязательно бороться, к ним можно приспосабливаться

Эта мышка выглядит вполне здоровой. Но кто знает: возможно, ее здоровье — результат высокой устойчивости организма, а не отсутствия болезнетворных микробов в ее организме. Фото с сайта www.newzoo.ru
От паразитов можно защищаться двумя способами — либо уничтожая их в своем организме, либо позволяя им там жить и снижая негативную реакцию организма. Зоологи выяснили, что если животное хорошо сопротивляется паразитам, то оно мало устойчиво и, напротив, если устойчивость высокая, то сопротивляемость паразитам понижается. Причем оба пути защиты определяются генетически.

Сделан еще один шаг к пониманию механизмов регенерации

Тритон, которому в клетки бластемы был введен работающий ген белка nAG. Звездочкой обозначено место, где был перерезан нерв. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Отрезанная конечность у тритона начинает восстанавливаться, только если в культе остался живой нерв. Механизм, посредством которого нерв «руководит» регенерацией, оставался неизвестным. Британские ученые обнаружили белок, играющий ключевую роль в этом механизме. Достаточно заставить клетки культи производить этот белок, чтобы конечность полностью восстановилась даже в отсутствие живых нервов.

Взгляд из-под хвоста: орнитологи придумали новый способ наблюдения за птицами

Новокаледонская галка с видеокамерой под хвостом (фото с сайта users.ox.ac.uk)
Английские орнитологи разработали и опробовали на новокаледонских галках новую методику наблюдения за птицами в естественных условиях при помощи маленьких видеокамер, прикрепляемых к хвостовым перьям. Оказалось, что галки не только извлекают насекомых из древесных стволов при помощи тонких палочек, но и используют соломинки, чтобы ковыряться в рыхлой земле.

Выделение метана из сибирских талых озер ускорило окончание ледникового периода

Талые озера, называемые также термокарстовыми, — один из важнейших источников парниковых газов. На снимке: талые озера в Северном Квебеке (Канада). Фото с сайта www.cen.ulaval.ca
Эколог Сергей Зимов вместе с американскими коллегами недавно обнаружил, что в результате таяния вечной мерзлоты на севере Сибири в атмосферу ежегодно поступает около 4 млн тонн метана, что способствует дальнейшему потеплению климата. В новом исследовании Зимов и его коллеги показали, что тот же механизм работал и во время великого потепления 14–9 тысяч лет назад.