Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 01.2010

Взаимопомощь среди сперматозоидов основана на семейственности

Группировки сперматозоидов хомячка Peromyscus maniculatus. Фото из обсуждаемой статьи в Nature
Сперматозоиды могут объединяться в небольшие плотные стайки, что позволяет им обгонять конкурентов-одиночек. Как выяснилось, у хомячков Peromyscus maniculatus, у которых самки спариваются с несколькими самцами подряд, сперматозоиды умеют отличать родню от чужаков и объединяются преимущественно со «своими». У близкородственного моногамного вида P. polionotus сперматозоиды лишены подобной избирательности.

Плащ-невидимку можно обнаружить при помощи пучка быстро движущихся заряженных частиц

Распределение в реальном физическом пространстве электрической компоненты электромагнитного излучения, возникающего при прохождении пучка из 1000 электронов через идеальный плащ-невидимку (скорость движения частиц составляет 90% от скорости света в вакууме). Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Американские физики-теоретики предложили механизм детектирования идеального плаща-невидимки. Для этого в предполагаемое место нахождения плаща надо выстрелить пучком очень быстро двигающихся заряженных частиц. Как показали ученые, попадание частиц в материал оболочки и их прохождение через нее будет генерировать электромагнитное излучение, по которому и можно обнаружить присутствие плаща-невидимки.

Мировая статистика научно-технического развития: Китай рвется вперед, Россия сдает позиции

Динамика числа научных работников (в тысячах). График из обсуждаемой сводки Science and Engineering Indicators 2010
Национальный Научный Фонд США опубликовал подробную статистическую сводку по глобальной динамике научно-технического развития за 1995–2009 годы. Быстрее всего наука развивается в Китае, который уже сравнялся с США по количеству научных работников. В Западной Европе и США продолжается умеренный рост. В России основные показатели научно-технического развития не растут, а снижаются.

Следы древнейших четвероногих животных вынуждают пересмотреть эволюцию амфибий

Так выглядит каменная поверхность со следами. Фото с сайта news.nationalgeographic.com
Польские ученые сообщили об удивительной находке — отпечатках лап животных, живших 395 млн лет назад. Форма следов и порядок шагания позволяют допустить, что следы оставили четвероногие животные. При этом возраст древнейших известных остатков четвероногих никак не больше 385 млн лет. Новые данные вынуждают пересмотреть концепцию эволюции амфибий.

В железосодержащих сверхпроводниках обнаружен изотопический эффект

Кристаллическая решетка BaFe2As2. Изображение с сайта www.natureasia.com
Открытые два года назад железосодержащие сверхпроводники возродили интерес к построению теории высокотемпературной сверхпроводимости. Однако процессы внутри вещества, ответственные за его сверхпроводящее состояние, не понятые до сих пор. Результаты экспериментальной работы японских ученых могут внести некоторую ясность в понимание этих внутренних механизмов сверхпроводимости с высокой критической температурой.

Бактерии наследуют приобретенный иммунитет

Бактерии защищаются от вирусов, стараясь опознать паразитов еще до того, как те внедрят свою ДНК в клетку. Но если заражение всё же произошло, бактерии используют другой тип защиты; он обеспечивается присутствием в клетке особого локуса CRISPR. Фото с сайта www.hybridmedicalanimation.com
В последние годы биологи активно исследуют недавно открытый особый тип иммунитета у бактерий и архей. Специальные РНК, гены которых располагаются в особых локусах CRISPR, распознают чужеродную ДНК и помогают ее уничтожить. Замечательно, что при внедрении нового вируса формируются новые соответствующие гены в системе CRISPR у зараженной бактерии, и родительская клетка передает приобретенный иммунитет по наследству.

Полярные крачки пролетают 80 000 километров в год

Основную пищу полярной крачки составляют мелкие рыбешки и крупный зоопланктон. Фото с сайта en.wikipedia.org
При помощи миниатюрных геолокаторов, прикрепленных к ногам 11 полярных крачек, удалось проследить маршруты ежегодных перелетов этих птиц, проводящих северное лето в Арктике, а южное — в Антарктике. Исследование утвердило за крачками титул чемпионов по дальности миграций. За свою 30-летнюю жизнь крачки покрывают расстояние, равное трем полетам на Луну и обратно.

Белок Hsp90 контролирует активность мобильных генетических элементов

Дефицит белка Hsp90 у дрозофил приводит к разнообразным уродствам. Изображение из статьи: Rutherford S.L., Lindquist S. Hsp90 as a capacitor for morphological evolution // Nature. 1998. V. 396. P. 336–342
Мутации белка Hsp90, придающего правильную трехмерную конфигурацию другим белкам, дестабилизируют индивидуальное развитие животных и растений, что приводит к разнообразным аномалиям и уродствам. Как выяснилось, Hsp90 также участвует в инактивации мобильных генетических элементов, которые, оставшись без контроля, начинают активно размножаться и перемещаться по геному, вызывая всплеск мутагенеза.

В монокристалле SrFe2As2 обнаружено сосуществование антиферромагнетизма и сверхпроводимости

Кристаллическая структура сверхпроводника SrFe2As2. Рисунок из статьи Patricia L. Alireza, et al. Superconductivity up to 29 K in SrFe2As2 and BaFe2As2 at high pressures
Группа японских физиков-экспериментаторов методом ядерного магнитного резонанса обнаружила в монокристалле SrFe2As2 уникальное гибридное состояние — одновременное сосуществование антиферромагнетизма и сверхпроводимости. Данное открытие может прояснить механизм возникновения высокотемпературной сверхпроводимости.

Портреты степных зверей: синтез науки и искусства

Детеныши даурской пищухи (Ochotona dauurica) в возрасте чуть больше 3 недель. Родились на Звенигородской биостанции. Рис. В. Смирина из обсуждаемой книги
У каждого вида животных есть свой неповторимый облик. Передать его в строгом зоологическом описании чрезвычайно трудно, но с этой задачей может справиться художник. Владимир Моисеевич Смирин (1931–1989) за свою жизнь нарисовал почти 300 разных видов млекопитающих. Книга «Портреты степных зверей Европы и Северной Азии» — это попытка представить широкому читателю только крошечную часть наследия Смирина.

Стратегия притворщика надежно защищает жертву

Различные типы обманных раскрасок — распространенная стратегия, дающая преимущество в выживании. Исследования показали, что особенно эффективна в борьбе за существование маскировка под различные предметы окружающей обстановки. Фото с сайта www.trendhunter.com
Животные и растения используют различные типы обманных раскрасок для получения преимуществ в выживании. Особый тип — подражание предметам окружающей обстановки. Шотландские ученые показали, что такой тип животного маскарада прячет объект более эффективно, чем простая маскировка. На создание такого обманного облика в большой мере влияет способность противника к обучению и исследованию объектов.