Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 03.2007

Мышиный мозг готов увидеть мир по-человечески

Чтобы проверить, смогут ли трансгенные мыши различить оттенки цветов, кормушки освещали монохроматическим светом. Порцию соевого молока получала только та мышь, которая смогла увидеть, что правая кормушка отличается от двух левых. Фото с сайта www.hhmi.org
Мыши обладают только двумя зрительными пигментами, и спектр различаемых ими цветов уже, чем у человека. Эксперименты с трансгенными мышами со встроенным геном человеческого светочувствительного пигмента показывают, что мышиный мозг, вооруженный человеческой (трихроматической) фоторецепторной системой, способен воспринять мир по-человечески.

Март — месяц затмений (глазами очевидца)

Солнечное затмение 19 марта (07:50, МСК + 2 часа). Камера SONY CYBERSHOT, выдержка 1/1000 сек, ISO-100, F = 48,5 мм (5-кратный Zoom). Фото: ©А.Козловский
Первый весенний месяц 2007 года преподнес жителям Земли два великолепных астрономических явления: полное лунное и частное солнечное затмение. Несмотря на пессимистичные прогнозы погоды, оба явления удалось наблюдать во многих городах России и СНГ. Среди тех, кому повезло, — и автор этих строк.

Выявлен отдел мозга, отвечающий за эмоциональную составляющую морально-этических оценок

Некоторые отделы мозга, так или иначе связанные с эмоциями: 1 — орбитофронтальная кора, 2 — латеральная префронтальная кора, 3 — вентромедиальная префронтальная кора, 4 — лимбическая система. (Рис с сайта thebrain.mcgill.ca)
Американские психологи обнаружили, что пациенты с двусторонними повреждениями вентромедиальной префронтальной коры при решении сложных моральных дилемм руководствуются только рассудком, тогда как у здоровых людей важную роль при этом играют эмоции. Прекрасно различая добро и зло на сознательном уровне, такие пациенты не способны к сопереживанию и никогда не испытывают чувства вины.

Половое размножение препятствует крупномасштабным изменениям генома

Многочисленные приспособления растений, препятствующие самоопылению, имеют, как выяснилось, еще одну функцию: они препятствуют крупным генетическим перестройкам (фото с сайта mk23.image.pbase.com; © Raymond Soemarsono)
Вероятность переноса генов из митохондрий в ядро выше у растений, размножающихся вегетативно и путем самоопыления, хотя именно таким растениям этот перенос сулит меньше всего выгод. Это говорит о том, что половое размножение, ведущее к постоянному перекомбинированию генов, затрудняет крупные геномные перестройки.

Трансгенные малярийные комары — новое оружие в борьбе с малярией

У этого генномодифицированного малярийного комара Anopheles stephensi ослаблена способность к заражению малярией теплокровных животных, в том числе и человека. Фото с сайта www.jhsph.edu
Проведенные группой американских ученых эксперименты с трансгенными малярийными комарами, не способными быть переносчиками болезни, опровергли широко распространенное мнение, что генномодифицированные животные всегда менее приспособлены, чем их дикие сородичи. Трансгенные комары могут составить серьезную конкуренцию обычным малярийным комарам.

Холодолюбивые виды зверей и птиц моложе тропических

Один из примеров сравнительно недавнего видообразования в высоких широтах: дивергенция видов Ursus arctos (слева) и Ursus maritimus — бурого и белого медведя — произошла не более 200 тыс. лет назад. Фото с сайта upload.wikimedia.org и www.bearden.org
Канадские биологи, оценив время расхождения каждой из 309 наиболее близкородственных пар видов зверей и птиц, обитающих в Новом Свете, обнаружили, что темпы видообразования и вымирания у них возрастают с географической широтой: вблизи экватора оба процесса идут сравнительно медленно, а по мере приближения к полюсам ускоряются.

Гомеопатия в Великобритании претендует на академический статус

Гомеопатия почти не изменилась с начала XIX века (фото из обсуждаемой статьи в Nature)
Ученые серьезно обеспокоены тем, что в нескольких университетах Великобритании начали выдавать дипломы бакалавра (bachelor of science) в области «альтернативной медицины», в частности гомеопатии. Таким образом, к настоящей науке формально приравнивается деятельность, имитирующая науку, но не имеющая с ней ничего общего.

Во время фазы медленного сна активно закрепляются новые знания

Гиппокамп — парная структура мозга, играющая ключевую роль в преобразовании приобретенного опыта в долговременную память (вид с нижней стороны мозга). Изображение с сайта ru.wikipedia.org
Германские нейробиологи установили, что если во время медленного сна человек ощущает тот же запах, который он обонял в процессе обучения, то запоминание происходит эффективнее. Значит, закрепление новых знаний во время медленного сна — активный процесс, требующий работы гиппокампа, а не побочный эффект общего снижения мозговой активности.

Метаматериалы вплотную подошли к оптическому диапазону

Сетчатый метаматериал, сконструированный группой Владимира Шалаева из Университета Пердью. Отверстия диаметром порядка 120 нм расположены на расстоянии 300 нм друг от друга. (Фото с сайта physicsweb.org)
В Соединенных Штатах создан оптически прозрачный материал, обладающий отрицательным показателем преломления в инфракрасной области непосредственно вблизи границы видимого света. Его сконструировали ученые из Университета Пердью, возглавляемые профессором Владимиром Шалаевым.

Предки человекообразных обезьян имеют азиатское происхождение

Орангутаны (на фото) и гориллы — наиболее близкие человеку обезьяны, но первые обитают в Индонезии, вторые — в Африке. Где же она, прародина человекообразных обезьян? Фото с сайтов www.printoffice.ru и www.newscientist.com
Канадские ученые обобщили данные по распространению миоценовых животных, включая и человекообразных обезьян. Они выявили общие направления расселения для различных групп и сделали вывод, что предки человекообразных обезьян, возможно, пришли в Африку из Азии, и уже там началось видообразование, приведшее к появлению человека.

Новая палеонтологическая находка проливает свет на раннюю эволюцию млекопитающих

Yanoconodon allini. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
В Китае найден скелет млекопитающего, жившего 125 млн лет назад, в строении которого сочетаются примитивные и продвинутые признаки. Находка подтвердила, что в эволюции среднего уха млекопитающих была промежуточная стадия, когда слуховые косточки уже не составляли единого целого с нижней челюстью, но еще оставались связанными с ней посредством особого хряща.

Объяснено происхождение колец сверхновой 1987А

Рис. 1. Результаты моделирования структуры колец в сверхновой 1987А (из статьи Морриса и Подсядловского astro-ph/0703317)
Прошло уже 20 лет с момента взрыва сверхновой 1987А в Большом Магеллановом облаке, но тайна трех колец, высветившихся вокруг места взрыва, до сих пор не раскрыта. Астрофизики из Оксфордского университета построили трехмерную численную модель, объясняющую удивительные свойства колец тем, что взорвавшаяся звезда некогда образовалась из слияния двойной системы.

Малый размер птичьих геномов — наследие эпохи динозавров

Отдельные птичьи признаки появлялись многократно и независимо у разных динозавров, поэтому сегодня говорят об общей тенденции к орнитизации («оптичиванию») теропод. (Изображение с сайта macroevolution.narod.ru)
Американские и британские палеонтологи обнаружили, что по микроструктуре ископаемых костей можно судить о размере генома вымерших четвероногих. Оказалось, что одна из отличительных особенностей современных птиц — малый размер генома — была характерна для предков птиц (динозавров-теропод) с самого начала их истории, задолго до того, как они научились летать.

19 марта 2007 года — частное солнечное затмение

Вид частного солнечного затмения
Солнечное затмение в понедельник 19 марта 2007 года начнется в 00:38, а закончится в 04:25 по всемирному времени, UT (московское время = UT + 3 часа). Его общая продолжительность составит немногим менее 4 часов. Середина и максимальная фаза затмения (Ф = 0,88) наступит на Среднем Урале в 02:32 UT. В Москве затмения видно не будет.

Видообразование на разных островах идет параллельными путями

Разнообразие галапагосских вьюрков в свое время навело Дарвина на мысль об эволюции видов. В наши дни вьюрки с островов Тристан-да-Кунья помогли ученым подтвердить возможность параллельного симпатрического видообразования. (Фото с сайта www.rit.edu)
Считалось, что вьюрки рода Nesospiza, обитающие на двух островах архипелага Тристан-да-Кунья, относятся к двум видам: один с большим клювом, другой с маленьким. Однако генетический анализ показал, что они произошли от единой предковой формы, которая когда-то заселила оба острова, а затем на каждом из них подразделилась на большеклювую и мелкоклювую разновидности.

В эксперименте Run II отклонения от Стандартной модели пока не подтверждаются

Распределение в данных Run II событий, содержащих лептон, фотон и недостающую поперечную энергию (одна из многих проанализированных категорий). Новые данные закрыли вопрос о расхождении, обнаруженном в данных Run I. (Рис. с сайта www-cdf.fnal.gov)
Анализ данных эксперимента Run I на установке CDF указал на возможные разногласия между экспериментом и теорией. Вопрос, было ли это флуктуацией или же чем-то новым, оставался открытым несколько лет. В эксперименте Run II ответ получен, Стандартная модель остается в силе, но возникли и новые вопросы. Результаты этого исследования признаны в Лаборатории Ферми событием недели.

От глобального потепления спасет закопаемое топливо

Рецепт «углеродного пирога» от Уоллеса Брокера: кусок съел — кусок закопай глубоко под землю (фото с сайта hilarynelson.com)
Задав предельный допустимый уровень концентрации СО2 в атмосфере, мы определяем размер общего «углеродного пирога». Каждая страна может раньше или позже «съесть» свой кусок, но это всего лишь замедлит рост концентрации СО2. Остановить же этот рост можно только если компенсировать «съедаемое» связыванием атмосферного СО2 и выведением его из круговорота.

Выявлен ген, регулирующий разделение труда у пчел

Генетические основы сложнейшего социального поведения общественных насекомых по-прежнему во многом загадочны, однако первые шаги к их расшифровке уже сделаны (фото с сайта cache.eb.com)
Американские биологи установили, что ген vitellogenin, необходимый для формирования яиц у насекомых, у медоносной пчелы выполняет также целый ряд социальных функций. Кодируемый им белок влияет на возраст, в котором рабочая пчела переходит от работы «по дому» к сбору пропитания, на то, какой корм она будет собирать — нектар или пыльцу, а также на продолжительность ее жизни.

Электронную линзу Веселаго можно изготовить из графена

Плотность заряда в зоне фокусировки (компьютерная модель). Рис. из журнала Science
Профессора физики Ланкастерского университета (Великобритания) Владимир Фалько и Вадим Чеянов и профессор физики Колумбийского университета (Нью-Йорк, США) Борис Альтшулер теоретически доказали возможность использования графена в качестве материала для электронных линз. Эта работа 2 марта появилась в журнале Science.

Импульсивное поведение — признак предрасположенности к наркомании

Крыса — классический объект для изучения наркотической зависимости. Примерно так выглядит устройство, при помощи которого крыс «сажают на иглу». Нажимая на педаль, животное может ввести себе внутривенно ту или иную дозу наркотика. (Изображение с сайта encyclopedia.quickseek.com)
Британские биологи показали, что крысы, отличающиеся импульсивным поведением, более склонны к употреблению наркотиков по сравнению со своими уравновешенными собратьями. У нервных крыс в прилежащем ядре — особом отделе мозга, отвечающем за эмоциональный контроль поведения, — значительно меньше рецепторов, реагирующих на «вещество удовольствия» дофамин.