С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 08.2006

Квинтуплет раздвоился

Звезды Инь и Ян в скоплении Квинтуплет около центра нашей Галактики. Во врезках — снимки высокого разрешения, сделанные на телескопе им. Уильяма Кека (изображение с сайта www.universetoday.com)
Астрономы получили новые данные о членах небольшого звездного скопления Квинтуплет в центре Млечного Пути и сделали еще один шаг к раскрытию тайн эволюции звезд. Оказывается, в состав Квинтуплета входят огромные молодые двойные звезды, которые производят большое количество пыли. Подробности этого открытия обнародованы в журнале Science.

Тайну образования Луны, недораскрытую SMART-1, разгадает Chandrayaan

Участки лунной поверхности, отсканированные D-CIXS (изображение с сайта www.universetoday.com)
Чтобы понять, образовалась ли Луна из-за столкновения Земли с другим космическим телом или же была захвачена ее гравитацией, необходимо знать химический состав лунной поверхности. Подробный анализ некоторых участков Луны удалось сделать при помощи инструмента D-CIXS, установленного на борту SMART-1. Миссию европейского зонда продолжит индийский Chandrayaan.

Российская наука простилась с биологом Л. И. Корочкиным

Леонид Иванович Корочкин (фото с сайта www.neurogene.ru)
В пятницу 25 августа научное сообщество простилось с Леонидом Ивановичем Корочкиным, членом-корреспондентом РАН, крупнейшим ученым-биологом, ведущим специалистом в области биологии развития, профессором, воспитавшим несколько поколений учеников. Слова, звучавшие в траурном зале, были абсолютно искренними, ибо все, кто знал Леонида Ивановича, его любили.

У Млечного Пути нашлись еще четыре спутника

Новый спутник нашей Галактики, открытый Василием Белокуровым (изображение с сайта www.newscientistspace.com)
В августе 1519 года Фернандо Магеллан отправился в путешествие вокруг света. Ясными звездными ночами мореплавателей сопровождали два небольших туманных облака на небе южных широт, названные впоследствии Большим и Малым Магеллановыми облаками. Так были открыты первые карликовые галактики — спутники Млечного Пути. Через 487 лет их число выросло до 20.

Крупные динозавры были почти теплокровными

Такие тираннозавры (Tyrannosaurus rex) во взрослом состоянии весили около 5 тонн. По-видимому, средняя температура их тела превышала 30 градусов. По сути, они были теплокровными (хотя и «инерционными», то есть просто сохраняющими тепло, полученное извне). Рисунок с сайта www.futura-sciences.com. © Raul Martin
Температура тела динозавров зависела от их массы. У мелких она слегка превышала температуру окружающей среды. Крупные динозавры, весящие сотни килограммов, поддерживали гораздо более высокую температуру тела — около 35°, а возможно, и выше. К такому выводу пришли американские исследователи, сопоставляя скорость роста динозавров разного размера.

Астрономы навели порядок в Солнечной системе

Планетный ряд Солнечной системы теперь выглядит так (изображение с сайта www.universetoday.com)
В Солнечной системе осталось 8 планет. Такое решение принято 24 августа 2006 года в Праге на 26-й Ассамблее Международного астрономического союза. После передела Солнечная система стала выглядеть удивительно гармонично: планеты земной группы — пояс астероидов — планеты-гиганты — пояс Койпера.

Даже серебро можно сделать прозрачным

Прибор, смонтированный Хупером и его коллегами. По бокам слева и справа видны обе кварцевые призмы, между которыми зажат тройной сандвич: сульфид цинка—серебро—сульфид цинка (фото с сайта focus.aps.org)
Английские физики экспериментально доказали, что при определенных условиях тонкие пленки серебра могут пропускать значительную долю падающего на них света. Эти результаты кажутся парадоксальными, поскольку серебро отражает свет лучше любого другого металла и используется для изготовления зеркальных амальгам.

Темная материя дала о себе знать

Облака темной материи. Изображение в условных цветах с сайта www.universetoday.com
Вопрос существования темной материи до последнего времени вызывал ожесточенные споры среди ученых. Необходимы были доказательные наблюдения этой невидимой субстанции. И вот при помощи рентгеновской космической обсерватории «Чандра» были исследованы два взаимодействующих скопления галактик и последствия гравитационного их воздействия друг на друга.

Дейтерий, спрятанный в Млечном Пути, нашелся

Космический телескоп FUSE в представлении художника. Изображение с сайта www.universetoday.com
При помощи космического телескопа Far Ultraviolet Spectroscopic Explorer, запущенного в 1999 году и исследующего Вселенную в ультрафиолетовом диапазоне, группа астрономов из Университета Колорадо обнаружила прятавшийся в недрах Млечного Пути дейтерий — тяжелый изотоп водорода.

Инфракрасное зрение змей требует нелокальной обработки изображений

Расположенные около глаз змеи ямочки — это органы, чувствительные к тепловому излучению. Из-за большого диаметра входного отверстия «тепловое изображение» на мембране получается чрезвычайно размытым, но змея умудряется восстанавливать из него достаточно резкую картину окружающего мира (изображение из статьи Phys. Rev. Lett., 97, 068105)
Органы, позволяющие змеям «видеть» тепловое излучение, дают крайне расплывчатое изображение. Тем не менее у змеи в мозгу формируется четкая тепловая картина окружающего мира. Немецкие исследователи выяснили, как такое может быть.

Сексуальные девушки делают поведение мужчин более разумным

Чем меньше у мужчины отношение длины указательного пальца правой руки к безымянному, тем выше его биологическое качество, и наоборот (рисунок с сайта www.vcsa.uic.edu)
Тяжело остаться равнодушным, проходя мимо привлекательной девушки, особенно если она едва одета. Недавно бельгийские ученые выяснили, что сексуальные девушки сильнее всего влияют на мужчин с коротким указательным пальцем и длинным безымянным — они даже думать начинают по-другому.

Решена давняя загадка в каталитической химии

Поверхности металлов способны расщеплять даже такие крепко связанные молекулы, как N2. Этот процесс активно используется в химической промышленности, однако детального его понимания до сих пор нет (изображение с сайта rulgla.leidenuniv.nl)
Численное моделирование дало исчерпывающий ответ на одну из загадок каталитической химии: почему молекулам так важно, на какую именно сторону кристалла садиться. Механизмы хемосорбции теперь нуждаются в пересмотре.

Темная энергия: долгий путь к истине

Dark Energy Space Telescope (рисунок с сайта www.universetoday.com)
Новый космический телескоп Dark Energy Space Telescope (Destiny), разрабатываемый NASA, поможет обнаружить темную энергию — неведомую субстанцию, ускоряющую расширение Вселенной. Он должен будет обработать изображения 3000 сверхновых звезд, поиск и изучение которых будут вестись в течение двух лет. Вывод телескопа на орбиту намечен на 2013 год.

Стабильность экосистем обеспечивается асимметрией их структуры

Желтый садовый паук (Argiope aurantia). Этот верховный хищник соединяет два совершенно разных канала — один начинается на суше, а другой в водоеме. Фото M.W.McCoy, Univ. Florida из статьи Robert D.Holt, Ecology: Asymmetry and stability, Nature, 442, 252-253
Сеть трофических (пищевых) взаимосвязей в природных экосистемах устроена асимметрично. Энергия в них передается от нижних уровней к верхним по разным каналам (один — более быстрый, другой — более медленный), которые объединяются хищниками только на самых верхних уровнях.

Уточнена постоянная тонкой структуры

Схема одноэлектронного циклотрона, использовавшегося в эксперименте. Изображение из статьи PRL 97, 030801 (2006)
Физики из Гарвардского университета под руководством профессора Джеральда Габриэльса осуществили чрезвычайно прецизионный эксперимент, который позволил значительно уточнить численное значение постоянной тонкой структуры. Данные измерений и итоговые вычисления опубликованы в двух статьях, одновременно появившихся в журнале Physical Review Letters.

Лунные зонды разобьются во имя науки

Зонд Shepherding готовится регистрировать облако пыли, которое поднимет врезавшийся в Луну большой зонд-ударник. Рисунок с сайта www.universetoday.com
В 2008 году, вместе с запуском космического корабля Lunar Reconnaissance Orbiter, начнет свой отсчет миссия LCROSS. Большой зонд на высокой скорости врежется в Луну, образовав кратер и подняв облако лунной пыли. Его участь разделит его меньший собрат Shepherding, во время падения успев проанализировать состав облака поднятой пыли и предоставив ученым данные для исследований.

Квазары и гамма-всплески задают новые загадки

Гамма-всплеск в представлении художника (изображение с сайта www.universetoday.com)
Изучая спектры от квазаров и гамма-всплесков — наиболее ярких объектов во Вселенной — астрономы из Калифорнийского университета в Санта-Круз пришли к выводу, что в направлении гамма-всплесков находится в 4 раза больше галактик, чем перед квазарами. Заинтригованные ученые пытаются найти объяснение этому странному космическому феномену.

Полное доказательство гипотезы Пуанкаре предъявлено уже тремя независимыми группами математиков

Гипотеза Пуанкаре (изображение с сайта www.claymath.org)
Три независимых группы математиков утверждают, что полностью доказали гипотезу Пуанкаре — одну из самых сложных задач XX века. Окончательный вердикт, возможно, будет вскоре объявлен на Международном конгрессе математиков.

Марсианские пылевые бури несовместимы с жизнью на планете

Пылевая буря на Марсе (в представлении художника). Изображение с сайта www.universetoday.com
Новое исследование планетологов позволяет сделать вывод, что пылевые бури на Марсе способствуют уничтожению органики. Атмосферные катаклизмы планеты генерируют мощное статическое электричество, которое содействует распаду молекул CO2 и водяного пара. В результате на марсианский грунт выпадает перекись водорода, способная уничтожить многие органические соединения.

Отправляясь на Титан, не забудьте зонтик

Фотография Титана в видимых лучах, полученная аппаратом «Кассини». Изображение с www.universetoday.com
Новое исследование специалистов NASA, опубликованное в журнале Nature, позволяет говорить о том, что на Титане — самом большом спутнике Сатурна — постоянно моросит дождь. Этот дождь не похож на земной ливень из жидкой воды, тем не менее небольшие метановые капли ни на минуту не прекращают орошать оранжевую поверхность Титана.