С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 12.2008

Год перепрограммированных клеток

Обложка журнала Science от 19 декабря 2008 года
Наряду с прорывом в области перепрограммирования клеток, непосредственным наблюдением внесолнечных планет, запуском Большого адронного коллайдера и получением первого синтетического генома, к научным достижениям можно отнести и избрание президентом США Барака Обамы, призванного смягчить разразившийся финансовый кризис (который неизбежно отразится и на науке).

Размер живых существ увеличивался скачками

Аномалокарис (Anomalocaris), достигавший в длину более метра, — самое крупное животное кембрийского периода. Рисунок Николая Ковалева
Со времени появления жизни на Земле максимальный размер живых организмов увеличился на 16 порядков. Этот рост приурочен в основном к двум периодам: около 1,9 млрд лет назад (вскоре после появления эукариотической клетки) и 0,6–0,45 млрд лет назад (вскоре после появления многоклеточных животных). Оба периода примерно совпадают с резким увеличением концентрации кислорода в атмосфере.

Брак между двоюродными братьями и сестрами следует разрешить

Американские штаты, в которых принят запрет на браки между двоюродными братьями и сестрами. Разными цветами обозначены годы принятия этих законов. В Техасе этот запрет был введен в 2005 году как часть законопроекта по защите детей. Рис. из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Исследование показывает, что риск появления детей с врожденными уродствами в браках двоюродных братьев и сестер совсем ненамного выше фонового — всего на 1,7%. Запреты на такие браки вводились исходя из экономических и социальных нужд, а вовсе не в целях снижения вероятности проявления наследственных заболеваний.

Тли отвлекают врагов пустыми шкурками

Божья коровка ищет тлей, но пока ей попадаются только пустые шкурки — экзувии. Фото с сайта farm2.static.flickr.com
Остающиеся после линьки пустые шкурки служат тлям хорошей защитой от врагов — наездников, которые откладывают яйца внутрь своих жертв. Наездники принимают шкурки за живых насекомых и тратят на них драгоценное время, которое тли могут использовать, чтобы спастись.

Общий предок бактерий и архей предпочитал прохладу

Реконструкция последнего общего предка бактерий, архей и эукариот, именуемого LUCA, занимает ученых всего мира. Усилия направлены на выяснение его облика, метаболизма, генома, условий и времени его существования — всё это связано с проблемой возникновения жизни на Земле
Французские исследователи по реконструированным геномным последовательностям оценили оптимальную температуру для роста гипотетических предков бактерий, архей и эукариот. Эта температура не превышала 50–60°C. Зато предки бактерий и архей предпочитали перегретые условия (>80°C). Адаптация к гипертермофильности у бактерий и архей была достигнута независимо.

Чтобы стать людьми, обезьянам не хватает рабочей памяти

Шимпанзе из национального парка Таи (Кот-д’Ивуар) колет орехи камнем (кадр из фильма на YouTube)
Предложена гипотеза, согласно которой качественное различие между интеллектом человека и обезьян состоит в отсутствии у последних способности мыслить рекурсивно. Неспособность к рекурсии объясняется малой емкостью «рабочей памяти», которая у обезьян не может одновременно вместить более двух-трех концепций (у человека — до семи).

Поляризация света может закручиваться наподобие ленты Мёбиуса

Лента Мебиуса — полоска, обладающая только одной кромкой, а также только одной стороной. Оказывается, в световом поле трехмерного света вектора поляризации могут образовывать аналогичные структуры. Изображение с сайта math.uwaterloo.ca
Теоретический анализ так называемого трехмерного света показал, что направления поляризации в нём могут образовывать структуры с нетривиальной топологией, напоминающие ленту Мёбиуса.

Отцовская забота о потомстве унаследована страусами от динозавров

Самец овираптора высиживает яйца. Реконструкция с сайта www.britannica.com
Скелеты представителей трех видов динозавров были найдены прямо на своих кладках. Все три вида — ближайшие родственники предков птиц. Строение костей динозавров-наседок свидетельствует о том, что это были самцы. Возможно, современные страусы и другие бескилевые птицы унаследовали отцовскую заботу о потомстве непосредственно от динозавров.

Самозарядная электроника становится реальностью

Модель нанокантилевера, проявляющего флексоэлектрические свойства. Рис. из обсуждаемой статьи
Американские ученые показали возможность использования наноразмерных пьезоэлектриков для сбора энергии колебаний разной природы (звуковые волны, вибрации при движении) и последующего преобразования ее в электрическую, причем эффективность преобразования возрастает в 2-3 раза. Это открытие позволит производить самозарядные мобильные устройства, работающие на «зеленом» электричестве.

Грибы, которым миллиард лет

Загадочные булавовидные образования на нитчатых ножках — Caudosphera
Российский ученый Константин Наговицын представил убедительные доказательства существования разнообразной грибной флоры миллиард лет назад. Фотографии показывают не только грибные мицелии, но и различные стадии жизненного цикла грибов. По ископаемым остаткам удается восстановить облик предков высших грибов, тех, которые сейчас так радуют грибников.

Чувство юмора и щедрость — результаты полового отбора?

Мысль о том, что чувство юмора положительно коррелирует с интеллектом, может показаться тривиальной, однако достоверных научных подтверждений она до сих пор почти не имела. Теперь наконец об этом можно говорить как о доказанном факте. Фото с сайта www.blog.mydimka.com
Эволюционные психологи предполагают, что развитию интеллекта и альтруизма у наших предков во многом способствовал половой отбор, который мог привести и к развитию специальных средств для рекламы этих качеств. Новые эксперименты подтверждают гипотезу о том, что чувство юмора и транжирство могли развиться как адаптации «рекламного» характера.

Окситоцин делает людей более чуткими к добрым словам

Структура молекулы окситоцина — «вещества любви, дружбы и доверия». Изображение с сайта www.3dchem.com
Окситоцин — вещество, выделяемое некоторыми клетками мозга, — играет важную роль в социальном поведении животных и человека. Эксперименты показали, что под действием окситоцина мужчины становятся более чувствительными к положительно окрашенным словам, связанным с отношениями между людьми, однако окситоцин не влияет на восприятие слов из других смысловых категорий.

Получен кремниевый аналог графена — силицен

Рис. 1. а) Изображение параллельных силиценовых полосок, выращенных при комнатной температуре на серебряной подложке размером 6,2 на 6,2 нм. b) изображение решетки силиценовых полосок с шагом приблизительно 2 нм. Размер изображения 22 на 20 нм. Все картинки получены с помощью сканирующего туннельного микроскопа. Рис. из обсуждаемой статьи
Группе исследователей из Франции, США, Италии и Испании впервые удалось получить силицен — атомарный слой кремния. Он был выращен методом молекулярно-лучевой эпитаксии на серебряной подложке. По мнению ученых, кремниевый «родственник» графена должен продлить жизнь закону Мура, описывающему процесс миниатюризации микроэлектронных устройств со временем.

Мусор на улицах ведет к росту преступности

Если прицепить бумажку к велосипеду, стоящему у разрисованной стены, велосипедист, скорее всего, бросит ее на землю, если же стена чистая — заберет с собой, чтобы потом выбросить в урну. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Асоциальное поведение может распространяться подобно эпидемии. Эксперименты, проведенные нидерландскими учеными, показали, что люди чаще нарушают принятые нормы, когда видят, что другие тоже так поступают. При этом «дурной пример» трактуется расширительно: видя, что нарушается одно из принятых правил, люди позволяют себе нарушать и другие.

Какую форму имеет быстролетящий протон?

Схематичный вид высокоэнергетического протона (изображение из обсуждаемой статьи)
Теоретические расчеты показывают, что протоны и ядра, движущиеся с околосветовой скоростью, имеют форму не плоского диска, а двояко-вогнутой линзы.

Обезьяны осмысленно пользуются человеческими жестами

Обезьяны редко пользуются «указующими жестами» в природе, но при необходимости могут делать это вполне осмысленно. Изображения с сайтов petrograd.biz и bp3.blogger.com
Указывать на предметы пальцем, рукой или взглядом — чисто человеческое поведение, почти не встречающееся у человекообразных обезьян в природе, однако в неволе обезьяны быстро обучаются этому. Специальные эксперименты показали, что орангутаны и бонобо правильно понимают смысл указующих жестов и используют их разумно, учитывая при этом информированность собеседника.

Бактерии-симбионты, разлагающие для термитов древесину, еще и связывают для них атмосферный азот

Солдат термита Coptotermes formosanus. Солдаты защищают колонию. Они не добывают пищу и не способны сами питаться. Их кормят рабочие особи. Фото с сайта www.entomology.msstate.edu
У термитов, питающихся древесиной, разложение целлюлозы осуществляют бактерии, живущие в клетках жгутиконосцев, обитающих в кишечнике термита. Но оказалось, что в геноме этих симбиотических бактерий кроме генов, отвечающих за синтез фермента, разрушающего целлюлозу, есть гены, кодирующие ферменты, ответственные за связывание свободного азота.

Утрата конечностей почти необратима

Вверху: ящерица Lerista microtis с хорошо развитыми пятипалыми конечностями. Внизу: Lerista ameles — вид, почти полностью утративший конечности. Фото Марка Хатчинсона, одного из авторов обсуждаемой статьи в BMC Evolutionary Biology, с сайта www.hermonslade.org.au
Редукция конечностей происходила многократно в разных группах наземных позвоночных, в том числе у ящериц. Филогенетический анализ австралийских ящериц рода Lerista показал, что процесс утраты конечностей шел независимо во многих эволюционных линиях, а утраченные части передних и задних конечностей никогда не восстанавливались. Однако у других ящериц такое иногда случалось.

Новое измерение постоянной тонкой структуры подтвердило справедливость квантовой электродинамики

Встречные лазерные лучи создают в пространстве периодическое световое поле. Будучи помещенным в такое световое поле, атомы рассаживаются по узлам решетки, образуя своего рода кристалл. Изображение составлено из рисунков к статье «Condensed-matter physics: Optical lattices» // Nature 453, 736–738 (5 June 2008)
Французские физики измерили постоянную тонкой структуры через импульс отдачи атомов с рекордной для этой методики точностью. Сравнение с результатами, полученными по другой методике, привело к самой сильной проверке квантовой электродинамики за всю ее историю.

Самцам выгодно быть крупными только при дефиците самок

Самка ядовитого австралийского паука Latrodectus hasselti поедает своего крошечного полового партнера сразу после спаривания. Фото с сайта www.physorg.com
У многих видов пауков размеры самцов сильно варьируют. Причины этой вариабельности оставались неясными. На примере австралийской черной вдовы (Latrodectus hasselti) удалось показать, что при недостатке самок в выигрыше оказываются крупные самцы, способные отогнать от самки конкурентов, а при избытке самок преимущество получают мелкие, быстро созревающие самцы.