Новости LHC
Расписание на 2013–2015 годы
Устройство и задачи LHC
Физика элементарных частиц
Галерея

Архив журнала «Химия и жизнь» за 40 лет!

На 4 CD или 1 DVD

Главная / LHC / LHC в работе / Расписание на 2010 год

Расписание на 2010 год

Общий план

Работа Большого адронного коллайдера в 2009 году ограничится лишь запуском коллайдера и несколькими днями столкновений протонов с энергией 1,1 ТэВ. Более существенное повышение энергии, увеличение интенсивности пучков и, возможно, получение первых научных результатов приходится на 2010 год. В терминах программы по запуску коллайдера, описанной на странице Ранние этапы работы LHC, в 2010 году будет завершена стадия A и пройдена стадия B. В феврале 2009 года руководством ЦЕРНа было принято решение не останавливать коллайдер на зиму 2009-2010. В результате работы на LHC возобновятся в начале января и завершатся лишь осенью этого года. Кроме того, в 2010 году планируется выделить примерно один месяц на изучение столкновений тяжелых ядер.

Той статистики, которую физики ожидают получить в 2010 году, будет достаточно для того, чтобы изучить в деталях множество процессов с участием известных частиц (W- и Z-бозонов, топ-кварков) и возможно, улучшить некоторые результаты Тэватрона. Кроме того, начнутся первые поиски хиггсовского бозона и некоторых экзотических явлений.

Уже первые столкновения на полной энергии 7 ТэВ принесут некоторые новые результаты. Например, теория пока плохо предсказывает изменение с ростом энергии распределения заряженных адронов по быстроте. На Тэватроне эта величина измерена для меньшей энергии, а предсказания разных моделей для энергий LHC существенно различаются. Новые результаты позволят оптимизировать программы, моделирующие «фоновые» процессы на коллайдере, а значит, позволят более зорко выискивать редкие и интересные события.

Конкретные шаги

Предварительное расписание работы LHC в 2010 году. Изображение из доклада LHC Status, 23.09.2009

На текущий момент известно, что работы на коллайдере возобновятся 7 января. Ожидается, что первые несколько недель работы будут посвящены тестированию и «тренировке» поворотных магнитов на ток 6 кА, что позволит удерживать протоны с энергией 3,5 ТэВ. Если всё пойдет по плану, то в начале февраля начнутся протонные столкновения на этой энергии, которые продлятся до мая. В июне предполагается повысить энергию протонов до 4–5 ТэВ и проработать на этой энергии до октября. В октябре-ноябре планируется выключение протонного пучка, настройка пучка ионов свинца и месяц работы в режиме ион-ионных столкновений.