С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 12.2005

Самосборные решетки из ДНК научились писать свое имя

Упорядоченная ДНК-решетка 4х4, полученная в Университете Дьюка в 2005 году (изображение с сайта www.dukenews.duke.edu)
Американские нанотехнологи из Университета Дьюка (Duke University) создают из молекул ДНК самособирающиеся решетки, которые в будущем могут стать основой для сверхкомпактной электроники.

Диагностировать болезнь на ранней стадии поможет тепловизор

Современный тепловизор (фото с сайта www.kenautomation.com)

Российские ученые предлагают для ранней диагностики заболеваний широко использовать тепловидение. Современные тепловизоры следует установить в больницах, медпунктах школ и вузов для своевременного выявления сердечно-сосудистых заболеваний, рака, нарушений эндокринной и других систем организма.

CRDF и Роснаука объявили проекты, получившие финансирование

Американский фонд гражданских исследований и развития (CRDF) и российское Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) на заседании совместной Рабочей группы рекомендовали к финансированию девять исследовательских проектов, получивших высокие оценки экспертов.

29.12.2005 | Психология

Томограф проследил за работой человеческой памяти

Области мозга, связанные с визуальной памятью (рис. с сайта www.colorado.edu)
Воспоминания представляют собой нечто вроде мысленного путешествия во времени. Они переводят мозг человека в состояние, близкое к тому, при котором событие отложилось в его памяти.

Рак начинает развиваться на эпигенетическом уровне

Молекула инсулиноподобного фактора роста IFG2 (изображение с сайта www.bris.ac.uk)
Первые шаги к развитию рака происходят на не генетическом, а на эпигенетическом уровне, считает группа исследователей из США и Швеции. В экспериментах на мышах они показали, как развиваются предвестники рака в клетках, которые еще не испытали мутаций.

Обнаружена ошибка в расчетах эффекта Казимира для микромеханических устройств

Микроскопический незаряженный металлический шарик притягивается к подложке за счет эффекта Казимира (изображение с сайта physicsweb.org)

Американские физики доказали, что в расчеты эффекта Казимира для некоторых микромеханических устройств вкралась ошибка, которая полностью меняет ответ. Из-за этого проблема преодоления «универсальной склеивающей силы» в микромеханизмах по-прежнему остается.

Синтетическая аминокислота отслеживает наноматериалы в живом организме

Изображения волокон наноматериала тканевой основы, полученные с использованием атомно-силового микроскопа (фото из статьи с сайта stupp.northwestern.edu)
Современные задачи тканевой инженерии требуют тщательного контроля за поведением искусственных материалов, вводимых в организм для стимулирования роста тканей. Группа американских исследователей разработала наноматериал, обладающий повышенной контрастностью на магнитно-резонансных изображениях.

Биоразнообразие необходимое и достаточное

Изображение с сайта orgs.unca.edu

Ученые из Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова и МГУ им. М. В. Ломоносова разработали математическую модель, позволяющую определить уровень биологического разнообразия, оптимальный для устойчивого существования экосистемы.

Результат, полученный экспериментом PVLAS, нуждается в объяснении

Эксперимент PVLAS обнаружил сигнал, теоретическое объяснение которому пока не найдено (изображение с сайта www.pd.infn.it)

Итальянский эксперимент PVLAS, изучающий влияние магнитного поля на распространение светового луча в вакууме, обнаружил непонятное изменение поляризации света. Результат не только не вписывается в Стандартную модель физики элементарных частиц, но и противоречит некоторым другим экспериментам.

27.12.2005 | Медицина

Виртуальная реальность помогает диагностировать заболевания сердца

Врач внутри I-Space изучает объемное изображение сердца (фото из статьи Annemien E. van den Bosch et al.)
В Нидерландах разработана уникальная 3D-система для визуализации ультразвуковых изображений сердца. Она может значительно упростить и повысить надежность диагностики сердечных заболеваний.

26.12.2005 | Геология

Морское бурение позволило установить возраст высокогорного водораздела

Схема бассейна реки Инд (рис. с сайта www.eurekalert.org)
Британские и американские геологи необычным способом получили подтверждение крупных изменений горного рельефа в Азии. Изучая морские отложения в устье реки Инд, они показали, что 5 млн лет назад территория ее водосбора заметно увеличилась из-за того, что часть рек изменила свое направление.

МикроРНК тоже подвергаются редактированию

МикроРНК блокирует трансляцию матричной РНК
Исследование, выполненное в американском биомедицинском исследовательском институте им. Вайстара (Wistar Institute), обнаружило неожиданное взаимодействие двух разных механизмов регуляции экспрессии генов — микроРНК и редактирования РНК.

Астрономы выслушали Альфу Центавра

Одна из возможных колебательных мод звезды. Рис. с сайта www.physics.usyd.edu.au/~bedding
Звезды не только светят, но и звучат. Просто их звуки не доходят до нас через космический вакуум. Но астрономы подсмотрели эти звуки у двух компонент системы α Центавра. По этим данным можно многое узнать о внутреннем строении звезд.

Наступила развязка южнокорейского научного скандала

У Сок Хван приносит извинения за допущенные фальсификации и прощается с Сеульским университетом (фото: AP)
Сегодня наступила развязка в деле У Сок Хвана, ведущего корейского специалиста по стволовым клеткам и клонированию. Специальная комиссия объявила, что его работа по созданию «персонализированных» эмбриональных стволовых клеток, опубликованная в мае, содержит серьезные фальсификации.

Журнал Science назвал самую успешную науку 2005 года

Логотип журнала Science

Подводя итоги, журнал Science выделил самые важные результаты и направления исследований уходящего года. Научным прорывом 2005 года редакция журнала назвала исследования в области эволюционной биологии.

В Австралии найдены человеческие следы эпохи плейстоцена

Один из множества человеческих следов эпохи плейстоцена, обнаруженных в районе озер Вилландра в Австралии (фото: REUTERS/Michael Amendolia)
Сотни человеческих следов возрастом около 20 тысяч лет обнаружены на дне высохшего австралийского озера к юго-западу от Сиднея. Это самая крупная подобная находка в мире и самые древние следы человека, найденные в Австралии.

Переносчиком растительных инфекций может быть человек

Перец, пораженный вирусом мозаики перца (слева) и вирусом пятнистого вилта томатов (справа). Фото с сайта www.plantmanagementnetwork.org

В кишечнике человека обнаружено большое и разнообразное сообщество вирусов — возбудителей болезней растений. Эти вирусы, получаемые с пищей, не только выживают в пищеварительном тракте, но и размножаются там. По-видимому, люди и животные могут служить переносчиками растительных инфекций.

В Пенсильванском суде победила эволюция

Надпись на доске: «Затем произошло чудо» (рис. с сайта home.earthlink.net)
20 декабря Джон Джоунз, окружной федеральный судья города Гаррисберга (штат Пенсильвания), вынес вердикт, согласно которому преподавание в американских публичных школах теории «разумного плана» создания живых существ противоречит конституции Соединенных Штатов.

У растений обнаружен межвидовой обмен генами

Между рисом (слева) и просом (справа) недавно произошел обмен генетическим материалом (фото с сайтов www.frontrange.ca и www.rz.uni-karlsruhe.de)

Представители разных видов высших растений, не способные к скрещиванию друг с другом, могут обмениваться генетическим материалом посредством транспозонов. Об этом свидетельствует сравнение геномов риса и проса, проведенное группой исследователей из Калифорнийского университета в Беркли.

Найдена одна из основных мутаций, определяющих цвет кожи человека

Золотая рыбка-зебра (фото с сайта www.jjphoto.dk)

Группа генетиков из Пенсильванского университета, изучая аквариумных рыбок-зебр (danio rerio), обнаружила ген, который, по всей видимости, играет определяющую роль в формировании цвета кожи у человека.