Первый реализованный проект, однако достоверных сведений о полете нет

Самолет Можайского (Россия), 1882 г.

Самолет Можайского (Россия), 1882 г.

  • Расчетная скорость полета — 40 км/ч
  • Взлетная масса — точно не известна
  • Мощность — точно не известна
  • Размах крыла — 22,8 м
  • Длина — 23 м

Известен тем, что:
согласно проведенным исследованиям, в том числе продувкам модели в аэродинамической трубе, выполненным в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ), был способен подняться в воздух и пролететь некоторое расстояние на экранном эффекте (см. раздел Экранопланы).

Весной 1878 г. русский моряк, исследователь и изобретатель А. Ф. Можайский, разрабатывавший свой проект летательного аппарата тяжелее воздуха с 1876 г., решил перейти к постройке самолета в натуральную величину.

23 марта 1878 г. он обратился в Главное инженерное управление с докладной запиской, в которой указывал, что «требуемые для разрешения вопроса данные могут быть получены только над аппаратом таких размеров, на котором силою машины и направлением аппарата мог бы управлять человек». И просил об отпуске средств на строительство аэроплана, стоимость которого им была определена в 18 895 рублей.

Предложение Можайского сопровождалось подробными чертежами самолета, расчетами и пояснительной запиской, содержащей описание аппарата. В описании говорилось, что самолет состоит: из лодки, служащей для помещения машины и людей; из двух неподвижных крыльев; из хвоста, который может подниматься и опускаться и служить для изменения направления полета вверх и вниз; из винта большого переднего; из двух винтов малых на задней части аппарата; из тележки на колесах под лодкою, которая служит для того, чтобы аппарат, поставленный наклонно, около 4 градусов к горизонту, переднею частью вверх, мог сперва разбежаться по земле против воздуха и получить ту скорость, которая необходима для парения его; из двух мачт, которые служат для укрепления его крыльев и связи всего аппарата по его длине и для подъема хвоста.

В качестве двигателей предусматривалась установка двух паровых машин общей мощностью 30 л.с. Одна из машин должна была работать на носовой тянущий винт, а другая — через передачу на два задних толкающих винта. Аппарат, по замыслу изобретателя, мог совершать посадку и на воду, для чего фюзеляжу была придана форма лодки. Впервые разработав фюзеляжный тип самолета, Можайский на 30 с лишним лет опередил западноевропейских и американских конструкторов, которые только в 1909–1910 гг. начали строить подобные самолеты.

Летом 1882 г. самолет, названный им «Жар-птицей», был готов к испытаниям. Для разбега самолета была построена специальная взлетная дорожка в виде наклонного деревянного настила. Испытания самолета Можайского производились в условиях большой секретности. 20 июля 1882 года на Военном поле в Красном Селе собрались представители военного ведомства и Русского технического общества. Аппарат весом 57 пудов (около 934 кг) летел со скоростью 11 метров в секунду. Пропеллеры крутились паровыми двигателями мощностью 10 и 20 л.с.

Самому Можайскому лететь не разрешили, так как ему было уже 57 лет. Испытывать самолет в воздухе было доверено механику, помогавшему Можайскому, — И. Н. Голубеву. Самолет, пилотируемый Голубевым, поднялся в воздух, пролетел некоторое расстояние по прямой и, по утверждению современников, завалился набок, сломав крыло.

Несмотря на это, Можайский был доволен результатами испытания, так как впервые была практически доказана возможность полета человека на аппарате тяжелее воздуха.

Далее: Первый самолет. Самолет братьев Райт (США)


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005-2017 «Элементы»