Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 05.2009

Сложная иммунная система развилась независимо в двух эволюционных линиях позвоночных животных

Минога — представитель бесчелюстных позвоночных. Фото с сайта en.wikipedia.org
Американские биологи обнаружили, что у миноги — представителя «низших» (бесчелюстных) позвоночных — лимфоциты подразделяются на две разновидности, очень похожие по своим свойствам на B- и T-лимфоциты челюстноротых («высших» позвоночных), но использующие для борьбы с инфекциями совершенно другие молекулярные механизмы.

Луговые собачки различают девушек по цвету футболки

Белохвостая луговая собачка начеку: если заметит опасность, то ее тревожный крик вовремя оповестит сородичей. Фото с сайта dwr.smugmug.com
Уже известно, что животные передают голосовую информацию о видовой принадлежности хищника, о том, наземный он или нападает с воздуха, о скорости его передвижения. Теперь ученые добавили к этому списку и способность оповещать сородичей о цветовой гамме нападающего. Эту способность подтвердили эксперименты, проведенные на колонии луговых собачек.

Почему некоторые растения на чужбине растут лучше, чем на родине?

Агератина бубенчиковая (Ageratina adenophora) — кустарник из семейства сложноцветных родом из Мексики, но распространившийся очень широко по всему свету. Фото с сайта www.floracyberia.net
Оказавшись на новой территории, инвазийные виды начинают размножаться чрезвычайно интенсивно, становясь доминантными в местных сообществах, а то и превращаясь в злостные сорняки. Исследование таких растений показало, что в новых местах обитания у них происходит отбор на более быстрый рост — за счет сокращения затрат на выработку защиты от растительноядных животных.

Найден ген, влияющий на склонность к добрым поступкам

Мы привыкли считать, что доброта зависит прежде всего от воспитания, однако новые открытия генетиков показывают, что это качество является отчасти наследственным. Изображение с сайта www.8zaek.ru
Израильские генетики обнаружили, что некоторые вариации в нуклеотидной последовательности гена OXTR, кодирующего рецептор окситоцина, напрямую связаны со склонностью людей совершать добрые поступки в ущерб личной выгоде. Открытие стало еще одним шагом в понимании наследственных основ альтруистического поведения.

Химики преодолели главное препятствие на пути к абиогенному синтезу РНК

Синтез рибонуклеотида цитидина  из простейших органических веществ. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Воспроизвести в лаборатории ключевой этап добиологической эволюции — синтез активированных рибонуклеотидов из простейших органических соединений — долго не удавалось из-за нежелания рибозы и азотистого основания соединяться друг с другом. Британские химики нашли изящный обходной путь, позволяющий получить нуклеотиды Ц и У в условиях, которые вполне могли существовать в мелких водоемах на ранней Земле.

В Германии найдена самая древняя в мире скульптура

Древнейшая скульптура из пещеры Холе-Фельс. Фото из обсуждаемой статьи в Nature
В пещере Холе-Фельс на юго-западе Германии найдена древнейшая в мире статуэтка. Женская фигурка с гротескно преувеличенными половыми признаками была вырезана из бивня мамонта в самом начале эпохи ориньяк. Возраст скульптуры — 35–40 000 лет. Таким образом, она как минимум на 5000 лет старше всемирно известных палеолитических «венер» граветтской эпохи.

Предложено простое объяснение инверсии магнитных полюсов Земли

Схема магнитного поля Земли. Рис. из статьи Н. В. Короновского «Магнитное поле геологического прошлого Земли» в Соросовском образовательном журнале
На протяжении всей геологической истории Земли магнитные полюса нашей планеты неоднократно менялись местами. Исследователи из Франции предложили простую модель, которая объясняет такую инверсию. Согласно их теории, на дипольную компоненту геомагнитного поля накладывается «шумящая» квадрупольная мода. Воздействие такого «шума» и приводит к инверсии магнитных полюсов.

В разнообразном сообществе у животных меньше шансов вымереть

Палеонтологические данные позволяют реконструировать не только строение отдельных вымерших животных, но и некоторые свойства древних экосистем. На рисунке — морские животные ордовикского периода: головоногие моллюски и морские лилии (реконструкция). Изображение с сайта www.westga.edu
Анализ большого массива палеонтологических данных показал, что роды морских животных, приуроченные к палеосообществам с высоким родовым разнообразием, существовали в среднем дольше и вымирали реже по сравнению с родами, жившими в простых сообществах. Этот факт подтверждает гипотезу, согласно которой высокое биоразнообразие повышает устойчивость сообществ.

Растения предупреждают своих близких родственников о нападении насекомых-вредителей

Куст полыни трёхзубчатой (Artemisia tridentata) в районе Большого Каньона (США). Фото © J. S. Peterson с сайта plants.usda.gov
При повреждении насекомыми растения выделяют летучие вещества, предупреждающие соседей о возможном нападении. Те в ответ усиливают средства химической защиты, делая свои листья менее привлекательными для вредителей. На примере полыни Artemisia tridentata ученые показали, что самая сильная защитная реакция наблюдается у близкородственных растений.

Предками хоббитов могли быть люди из Дманиси

Пещера Лианг-Буа на острове Флорес. Хоббиты жили здесь от 95 до 17 тыс. лет назад. Фото из обсуждаемой статьи D. E. Lieberman в Nature
Новые данные по строению головного мозга и стопы Homo floresiensis подтвердили, что «хоббиты» с острова Флорес были особым видом людей, а не представителями Homo sapiens, страдавшими карликовостью в сочетании с микроцефалией. Предками хоббитов, скорее всего, были не поздние эректусы, а более древние и примитивные представители человеческого рода, близкие к «человеку из Дманиси» или даже к хабилисам.

Новые данные подтвердили возможность сохранения белков в костях динозавров

На этом рисунке показаны оба вида динозавров, из костей которых удалось выделить фрагменты белковых молекул: на заднем плане тираннозавр нападает на брахилофозавра, еще брахилофозавр изображен на переднем плане. Рис. с сайта www.curatedobject.us
В 2007 году американские палеонтологи выделили из костей тираннозавра, жившего 68 млн лет назад, фрагменты молекул коллагена, структура которых подтвердила родство динозавров с птицами. Открытие было подвергнуто серьезным сомнениям. Новая статья той же группа исследователей — о выделении белков из костей жившего 80 млн лет назад брахилофозавра — дает убедительные ответы на основные возражения скептиков.

Один из постулатов лысенкоизма частично реабилитирован

При помощи прививки можно получить растение, разные части которого резко различаются по своим наследственным признакам. Фото с сайта en.wikipedia.org
Германские биологи экспериментально доказали возможность обмена генами между клетками привоя и подвоя. Это можно расценить как частичное подтверждение теории «вегетативной гибридизации», которую отстаивал Т. Д. Лысенко и которая долгое время считалась полностью ошибочной. Вопреки взглядам Лысенко, смешение наследственных признаков привоя и подвоя носит крайне ограниченный характер.