Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 01.2006

Самая маленькая в мире рыбка оказалась альфонсом

Самка Photocorynus spiniceps (46 мм) с прикрепившимся к ее спине самцом (6,2 мм). Открыта в 1925 году (фото с сайта www.eurekalert.org)
За последние два года две группы ихтиологов — астрало-американская и британская — объявили, что нашли самую маленькую в мире рыбу. Ирония судьбы заключается в том, что настоящий рекордсмен был открыт еще в 1925 году, но в погоне за сенсацией о нем просто все забыли.

Удвоился объем генетической информации о птичьем гриппе

Структура белка NS1 (рис. с сайта www-nmr.cabm.rutgers.edu)
Американские вирусологи резко расширили массив генетических данных о птичьем гриппе — расшифрована информация почти о 170 линиях вируса. Эта информация позволила выявить участок белка, который делает вирус H5N1 особенно опасным.

Дружба человека с собакой основана на родительском инстинкте

Что общего между детьми и собаками? Наша любовь к ним, считают психологи (фото с сайта www.ijhc.org)
В общении с четвероногими друзьями и женщины, и мужчины используют поведенческие стереотипы, выработавшиеся в ходе эволюции для общения с детьми. Способность переносить этот стиль взаимоотношений на других социальных партнеров могла сыграть важную роль в антропогенезе.

Горы могут всплывать, как поплавки

Кармала Гарционе, геолог (фото с сайта www.rochester.edu)
Горные массивы поднимаются над землей значительно быстрее, чем считалось. Скорость их роста может превышать километр за миллион лет. Результат получен двумя независимыми методами на основе анализа осадочных пород Боливийского нагорья. Он может привести к изменению представлений о горообразовании.

27.01.2006 | Экология

2005 год стал рекордно теплым, утверждает NASA

Измерение средней годовой температуры поверхности Земли по данным NASA Goddard Institute for Space Studies (GISS). Рис. с сайта data.giss.nasa.gov
Прошлый год стал самым теплым за всё время систематических наблюдений, утверждается в ежегодном отчете NASA. Это особенно показательно, если учесть, что рекорд был побит без участия Эль-Ниньо, вклад которого вывел в лидеры 1998 год.

Завершено сквозное бурение ледника на Земле Королевы Мод

Схема расположения скважин в Антарктиде (рис. с сайта www.awi-bremerhaven.de)
Вторая антарктическая скважина в рамках европейского проекта EPICA прошла через всю толщу ледника и достигла грунта. По сравнению с первой, бурение которой завершилось в 2004 году, она оказалась не столь глубокой, однако возраст самых нижних слоев льда в обеих скважинах практически совпадает.

Обнаружено вещество, регулирующее аппетит

Крысы, в гипоталамус которых был введен вирус с геном MCD, набирают вес быстрее (слева), чем те, которым был введен такой же вирус без гена MCD (фото из статьи в Nature Neuroscience)

Главная причина ожирения — обжорство. Аппетит регулируется гипоталамусом, который, в свою очередь, находится под контролем гормонов. Американские ученые обнаружили вещество, недостаток которого в гипоталамусе приводит к обжорству и ожирению невзирая ни на какие гормоны.

Выяснен механизм образования нанопор: ключевую роль играют нановулканы

При облучении микропоры ионным пучком вокруг нее вырастает миниатюрный вулкан, жерло которого постепенно сужается (изображение с сайта golovchenko.physics.harvard.edu)

Нановулканы, образующиеся вблизи отверстий при напылении ионов на поверхность, оказались ключевым промежуточным этапом в процессе образования микроскопических пор молекулярного размера.

Инфракрасный лазер отыскивает раковые клетки

Здоровая клетка мышиной печени. Красный цвет отмечает положение митохондрий, которые концентрируются вокруг ядра (черное). Рис. с сайта www.sandia.gov
В Сандийской национальной лаборатории в США разработана лазерная технология, позволяющая практически мгновенно отличать раковые клетки от нормальных. В перспективе это даст возможность выявлять возникновение рака на самых ранних стадиях, что может радикально изменить подходы к его диагностике.

Обоняние у насекомых и млекопитающих основано на разных молекулярных механизмах

Органы обоняния (антенна) и вкуса (хоботок) у мухи дрозофилы (рис. из статьи в PloS Biology)

Обонятельные нейроны насекомых и млекопитающих устроены очень похоже. Считалось, что белки, ответственные за восприятие запахов, у них тоже сходны и имеют общее происхождение. Однако удалось показать, что обонятельные системы насекомых и млекопитающих возникли независимо друг от друга.

Пепельный свет Луны конфликтует с потеплением климата

Пепельный свет Луны и Венера (фото с сайта www.njit.edu)
Несмотря на наблюдаемое потепление климата поток тепла, поступающего на Землю от Солнца, в последние пять лет понемногу сокращается. Об этом говорят наблюдения пепельного света Луны, которые вот уже почти десять лет ведутся в Солнечной обсерватории Big Bear в Калифорнии.

Вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна зависит от возраста бабушки

Сегодня в мире каждый шестисотый ребенок рождается с синдромом Дауна (фото с сайта www.einstein-syndrome.com)

Индийские ученые обнаружили, что вероятность рождения ребенка с синдромом Дауна тем выше, чем старше была его бабушка по материнской линии, когда рожала дочь. Этот фактор может оказаться более значимым, чем возраст матери, возраст отца и степень близкородственности брака.

Муравьи-листорезы приручили бактерий для борьбы с вредителем

Муравей-листорез (фото с сайта www.richard-seaman.com)

Пример муравьев-листорезов, ухитрившихся вовлечь в тесное сожительство две группы грибов и актинобактерии, уже давно не дает покоя ученым. Группе биологов из университетов разных стран удалось понять, как в ходе эволюции мог возникнуть такой удивительный симбиоз сразу четырех видов организмов.

Космические композитные материалы займутся самолечением

Полые стеклянные трубки, пронизывающие композитный материал, при повреждении разрушаются, и жидкость растекается, заполняя трещину и затвердевая (рис. с сайта www.esa.int)
Экспериментальный конструкционный материал для космических аппаратов позволит вдвое продлить срок службы из их корпусов. Трещины и небольшие выбоины будут немедленно затягиваться специальным быстро твердеющим составом, не вызывая снижения прочности конструкции.

Динозавры, возможно, зарывали яйца в землю

Яйца двуногого хищного динозавра (фото с сайта www.stonecompany.com)

Скорлупа яиц динозавров была слишком пористой, чтобы защитить детеныша от высыхания. Для нормального развития эмбриона яйцо должно было находиться в условиях стопроцентной влажности. Об этом свидетельствует комплексный анализ данных по микроструктуре скорлупы динозавровых яиц.

Уровень сахара в крови можно определить по давлению

Российские ученые разработали прибор, который рассчитывает уровень глюкозы в крови по показаниям давления крови пациента. Преимущества портативного прибора налицо — метод определения уровня гликемии неинвазивный, то есть бескровный.

23.01.2006 | Физика

Физики смоделировали возникновение трещин на атомном уровне

Возникновение нестабильности в процессе распространения трещины (рис. с сайта www.mpg.de)
Детальное численное моделирование показало, что форма трещины связана со свойствами материала на предельных величинах деформации и что в некоторых материалах трещины могут распространяться быстрее поверхностных рэлеевских волн. Это противоречит теории, однако согласуется с недавними экспериментами.

Найден главный виновник массового вымирания амфибий

67% видов американских лягушек-арлекинов уже вымерли. Эта, желтенькая, еще жива (фото из журнала Nature)

Массовое вымирание земноводных в тропических районах планеты вызвано паразитическим грибом, еще недавно почти безвредным. В убийцу он превратился из-за глобального потепления. А всесветное распространение паразиту обеспечили фармакологи — производители тестов на беременность.

Открыты пылевые диски у солнцеподобных звезд

Пылевой диск у звезды HD 139664 виден с ребра (рис. из статьи P. Kalas et al.)
Группа астрономов из Калифорнийского университета в Беркли впервые получила изображения пылевых дисков вокруг двух солнцеподобных звезд. Существование подобных дисков обнаружено давно, однако непосредственно увидеть их сложно, поскольку они значительно уступают по яркости самой звезде.

В Патагонии найден череп необычного морского крокодила

Морской крокодил Geosaurus (рисунок Дэна Варнера с сайта www.oceansofkansas.com)

На западе Аргентины найден практически целый череп необычного морского крокодила Dakosaurus andiniensis, жившего на рубеже юрского и мелового периодов (145 млн лет назад) и ранее известного лишь по разрозненным фрагментам скелета.