С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 05.2014

Мухи задумываются, принимая решение

Грибовидные тела дрозофилы

В серии экспериментов ученым из Оксфордского университета удалось показать, что чем труднее задача, тем дольше мухи над ней думают. Как выяснилось из сравнения обычных мух с мухами мутантных линий, в принятии решения участвует ген FoxP: мутанты с дефектным FoxP в трудных ситуациях думают существенно дольше, чем их нормальные сородичи. Гены этого семейства и у дрозофил, и у млекопитающих контролируют развитие и работу высших нервных функций.

IceCube окончательно доказал реальность астрофизических нейтрино

Нейтринное событие с энерговыделением 2 ПэВ

Физики давно знали, что разнообразные высокоэнергетические процессы, происходящие в глубоком космосе, должны сопровождаться испусканием нейтрино больших энергий. Долгое время такие нейтрино астрофизического происхождения зарегистрировать не удавалось, пока в прошлом году огромный нейтринный детектор IceCube не дал первые намеки на их обнаружение. Новая статья этой коллаборации, вышедшая на днях в архиве е-принтов, переводит эти намеки в ранг свершившегося открытия.

Гипотеза о двукратном появлении нервной системы получила новые подтверждения

Гребневик Pleurobrachia bachei

Анализ полного генома гребневика Pleurobrachia bachei и транскриптомов 10 других видов гребневиков подтвердил гипотезу, согласно которой гребневики являются самой базальной ветвью эволюционного дерева животных и, таким образом, состоят в более отдаленном родстве с нами, чем губки и трихоплакс. Новые данные также свидетельствуют в пользу двукратного независимого формирования нервной системы в эволюции животных: у гребневиков и у общих предков книдарий и билатерий.

Бактериофаги участвуют в планетарном круговороте серы

Гидротермальные поля рифтовой зоны бассейна Лау с трубами курильщиков

Изучив пробы, содержащие сероокисляющие бактерии SUP05, ученые обнаружили в их геномах участки вирусных ДНК, кодирующих ферменты, участвующие в окислении серы. Этот элемент генома вирусы используют, чтобы заставить бактерий активно тратить свои энергетические запасы на тиражирование вирусных ДНК. Сумма данных по вирусным геномам свидетельствует о масштабности подобного явления: вирусы заимствуют у бактерий гены, регулирующие энергетический обмен, и используют их в эгоистических целях. Эволюцию этих генов и их трансдукцию приходится рассматривать с учетом этого широко распространенного явления.

Новый инструмент для спектроскопии в экстремальном ультрафиолете бьет рекорды

Схема эксперимента по созданию оптической гребенки в экстремальном ультрафиолетовом диапазоне

Сверхточные спектроскопические исследования — одна из опор экспериментальной физики — были до сих пор очень затруднительны в далеком и экстремальном ультрафиолетовом диапазоне. Погрешность измерения частот составляла мегагерцы (в миллионы раз хуже, чем в видимой части спектра). Новый прибор, созданный группой из Колорадского университета, производит настоящую сенсацию: его частота держится в пределах 0,1 Гц. Он не только открывает возможности для революционных спектроскопических измерений, но и представляет собой совершенно новый инструмент для аттофизики.

Анализ геномов калифорнийских палочников помог оценить соотношение случайности и закономерности в эволюции

Среди палочников Timema cristinae, обитающих на растении с широкими листьями (Ceanothus), преобладают равномерно окрашенные особи, а на растении с узкими листьями (Adenostoma) — полосатые

Сравнение полных геномов 160 палочников из 8 популяций выявило тысячи геномных участков, дивергирующих под действием разнонаправленного отбора (палочники независимо друг от друга приспосабливаются к жизни на двух разных кормовых растениях). И хотя большинство участков уникальны для каждой пары сравниваемых популяций, в нескольких сотнях участков однонаправленные изменения частот аллелей произошли во всех популяциях, то есть элемент предсказуемости в генетической эволюции тоже присутствует.

Конкуренция за опылителей делает совместно цветущие виды пасленовых непохожими по окраске

Разнообразие окрасок венчиков у растений из трибы иохромовые (семейство Пасленовые) объясняется их взаимной конкуренцией за опылителей

Разноцветные цветки нужны покрытосеменным растениям, чтобы привлекать опылителей. Однако механизмы, объясняющие возникновение этого разнообразия, до конца не ясны. Гипотеза о смене окраски для переключения на новую группу опылителей явно не может объяснить всех фактов. Новое исследование показало, что отбор на «непохожую» окраску действует на совместно произрастающие виды с одним и тем же набором опылителей и способствует снижению конкуренции.

Чтобы запомнить новое, надо забыть старое

Дегу и морская свинка

Японско-канадская группа нейробиологов исследовала, как и в каких условиях старая информация стирается из памяти. Разносторонние поведенческие эксперименты на мышах, а также гистологические анализы показали, что активный нейрогенез стимулирует забывание. Нейроны растут значительно активнее у молодых особей, также их рост можно активировать или затормозить с помощью химических препаратов. Во всех случаях ускорение или замедление нейрогенеза сказывается на скорости забывания прежней информации.

Квантовая гравитация может приводить к еще одному наблюдаемому эффекту

Негладкая микроскопическая структура пространства может являться причиной нарушения лоренц-инвариантности

В рамках квантовой гравитации негладкая микроскопическая структура пространства приводит к нарушению лоренц-инвариатности, из-за которого скорости фотонов и других частиц сверхвысокой энергии отличаются от обычной скорости света. Оказывается, это не единственный наблюдаемый эффект таких теорий: дисперсия в вакууме обязана также приводить к эффективной «вязкости вакуума», которая тоже будет влиять на движение частиц. Отсутствие подобных эффектов в астрофизических данных позволяет наложить сильные ограничения на эту вязкость.

Выращивание риса способствует холистическому мышлению, пшеницы — аналитическому

Распространение риса и пшеницы в разных областях Китая

Для представителей «западных» культур более характерны индивидуализм и аналитическое мышление, «восточных» — коллективизм и холистическое мышление. Психологи из Китая и США показали, что такие же различия имеются между районами Китая, где традиционно выращивают пшеницу и рис. По-видимому, выращивание риса в долгосрочной перспективе способствует закреплению в местной культуре коллективистских традиций, тогда как выращивание пшеницы способствует индивидуалистическому мироощущению.

Признаки культурных растений формировались независимо

Тыквы

Современные сведения по археоботанике складываются в неожиданную картину окультуривания растений. Становление культурных сортов начиналось почти всегда за несколько столетий или даже тысячелетий до образования оседлых хозяйств и происходило независимо в разных регионах мира. Полезные для хозяйствования признаки формировались неодинаковыми темпами, но темпы формирования одного признака были сходными в различных центрах земледелия: так, колос с неопадающими семенами повсюду выводился быстрее, чем крупные семена.

Обманщики чередуют ложь с правдой, чтобы им продолжали верить

Вилохвостый дронго

Африканская птица вилохвостый дронго копирует тревожные крики других птиц и млекопитающих, чтобы воровать их добычу. Новые наблюдения и эксперименты показали, что чередование правдивых и ложных сигналов тревоги и разнообразие используемых сигналов повышают успешность обманной тактики дронго, не позволяя жертвам привыкнуть к обману и перестать реагировать на ложные сигналы. Это один из немногих случаев, когда удалось продемонстрировать адаптивное значение широкого репертуара звуковых сигналов у птиц.

Прочтен геном самой кровожадной мухи на свете

Муха цеце Glossina morsitans

Международный исследовательский коллектив завершил работу по секвенированию генома мухи цеце Glossina morsitans, переносчика трипаносомозов — опасных заболеваний человека и домашних животных. Геномные данные прояснили молекулярно-генетические основы многих уникальных особенностей мухи цеце, таких как строгая кровяная диета, живорождение, млекопитание и симбиоз с тремя видами бактерий. Эти сведения помогут в поиске «уязвимых мест» мухи цеце, что необходимо для разработки эффективных средств борьбы с ней.

Губительным для ДНК является весь ближний ИК-диапазон излучения

Разные варианты пространственной организации плазмидной ДНК позволяют обнаружить разрыв нитей

Эксперименты с облучением плазмидной ДНК инфракрасным светом с длиной волны 2,2 микрона показали, что разрывы нитей ДНК происходят не реже, а чаще, чем в ближнем ИК-диапазоне. Молекулярный механизм такого процесса связан вовсе не с электронами, появляющимися при поглощении света, а с гидроксил-радикалами OH, которые при большой пиковой мощности излучения становятся вращательно-возбужденными и эффективно разрезают одну или обе нити молекулы ДНК.

Зайцы-беляки не заботятся о камуфляже

Американский заяц пытается спрятаться

Американский заяц стал объектом внимания эволюционных биологов. Из-за потепления сроки установления и таяния снежного покрова и сроки весенней и осенней линек рассогласовались, из-за этого весной и осенью зайцы становятся заметны для хищников. Однако, как выяснилось, сезонные сдвиги не привели к изменению повадок зайцев, не сглаживает этого несоответствия и фенотипическая пластичность. Приспособление зайцев к изменению климатических условий происходит только за счет естественного отбора.