Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 08.2007

Крупным млекопитающим может грозить вымирание из-за накопления вредных мутаций

Як (Bos grunniens), фото с сайта www.cwca.org.cn
В небольшой популяции вероятность фатального накопления слабовредных мутаций существенно выше. А поскольку чем животные крупнее, тем они малочисленнее, крупные виды должны накапливать мутации быстрее, чем мелкие. Это предположение подтвердили российские биологи, проанализировав данные по геномам 110 видов млекопитающих разного размера.

Шумиха по поводу преодоления скорости света не имеет под собой научных оснований

Гюнтер Нимц считает, что простой эксперимент с нарушенным полным внутренним отражением опровергает теорию относительности (адаптированное изображение из обсуждаемой статьи)
Сообщение о преодолении скорости света, появившееся на днях во многих СМИ, является не сенсацией, а недоразумением. Оно основано на неправильной интерпретации давно известных опытов, которую уже 15 лет пропагандирует немецкий физик

Азотное загрязнение биосферы способствует росту лесов

Фото из статьи Peter Högberg Environmental science: (Nitrogen impacts on forest carbon // Nature. 2007. V. 447. P. 781-782), сопровождающей публикацию обсуждаемой работы. Фото с сайта botanica/photolibrary.com
Соединения азота, поступающие в большом количестве в атмосферу с выбросами промышленных предприятий и транспорта, в конце концов выпадают с осадками на землю, причём в форме, пригодной для использования растениями. Сказывается ли этот процесс на скорости роста лесов?

Климат Антарктиды в течение последних 800 тысяч лет определялся изменениями орбиты Земли

В этих кернах льда хранится ценная информация о нескольких тысячах лет климатических данных. На таких глубинах в одном метре льда может содержаться информация о 500 годах (фото с сайта www.gdargaud.net)
Анализ содержания дейтерия в колонке льда, взятой на куполе «С» в Антарктиде, позволил детально восстановить ход температуры за 800 тысяч лет. За это время было восемь периодов потепления, чередующихся с более продолжительными холодными периодами.

Поверхность кристалла колеблется не так, как весь объем

Атомы на поверхности кристалла могут колебаться совсем не так, как в толще. Изображение с сайта www.physik.tu-berlin.de, где можно посмотреть анимации разных типов поверхностных колебаний
Новая методика эксперимента позволила послойно изучить колебания атомов вблизи поверхности кристалла. Первый слой атомов на поверхности колеблется особым образом, а уже второй и более глубокие слои — почти так же, как толща.

Реализована сверхминиатюрная и ультрабыстрая рентгеновская голография

Типичная голограмма взрывающегося шарика субмикронных размеров. Обработав ее, можно получить как распределение яркости, так и фазовую картину. Изображение из обсуждаемой статьи
Продемонстрирован в действии новый метод исследования вещества — рентгеновская голография на масштабе в десятки нанометров с временным разрешением в доли пикосекунды. В перспективе возможна голографическая визуализация атомных процессов.

Расселяясь из Африки, наши предки теряли гены и становились более похожими

Святой Иероним (картина Альбрехта Дюрера). Национальная Галерея Лиссабона. Череп нередко фигурирует на изображениях Иеронима, но этот атрибут используется здесь как символ внутреннего зрения и к краниометрии отношения не имеет. Изображение с сайта www.lexscripta.com
Анализ замеров черепа современного человека подтверждает гипотезу о том, что все живущие ныне на Земле люди произошли от сравнительно небольшой группы особей, обитавших в Центральной Африке 60-80 тыс. лет тому назад. По мере того как потомки этих людей расселялись по Земному шару, они теряли часть генов и становились всё менее разнообразными.

Впервые создан беспорядочный магнит

Магнетизм удается успешно описывать на редкость простыми математическими моделями (изображение с сайта tina.nat.uni-magdeburg.de)
Впервые удалось создать ферромагнетик с беспорядочным магнитным полем внутри. Первые же эксперименты подтвердили давно предсказанные теоретиками необычные свойства этого магнита.

Новый вид магнитно-резонансной томографии помогает изучить процесс дыхания

Внешний вид слабопольного магнитно-резонансного томографа с гиперполяризованным гелием (фото из обсуждаемой статьи)
Новый вид магнитно-резонансной томографии впервые позволил увидеть воздействие силы тяжести и позы человека на форму и вентиляцию легких. Методика будет особенно полезна для астматиков, а также позволит контролировать процесс дыхания критически больных пациентов прямо в палате интенсивной терапии.

Новый подход к анализу климата подтверждает антропогенное воздействие

Динамика глобальной температуры за последние 150 лет. Температура не просто растет, а растет все быстрее и быстрее (изображение из отчета рабочей группы 1 Межправительственной группы экспертов по изменению климата)
Прогресс в теории нелинейного статистического анализа позволил определить воздействие на климат на основании одних лишь наблюдательных данных. Усиливающийся в последние годы антропогенный фактор четко наблюдается и при таком подходе.