Журнал общей биологии

Это неофициальный сайт «Журнала общей биологии», созданный при поддержке фонда «Династия». Решение о необходимости создания такого сайта было принято на заседании редколлегии журнала в начале 2006 года. При этом были учтены многочисленные пожелания читателей, многие из которых не имеют доступа к «бумажной» версии журнала.

Большинство статей сопровождается популярными синопсисами (пересказами), предназначенными для широкого круга читателей, в том числе не биологов. Идея таких популярных пересказов заимствована у замечательного сетевого журнала PLoS Biology. Авторы статей, опубликованных в «Журнале общей биологии», не несут ответственности за текст синопсисов, который может содержать критические замечания и соображения, отсутствующие в оригинальной статье. Синопсисы пишутся профессиональными научными популяризаторами (science writers) под редакцией д. б. н. А. В. Маркова, члена редколлегии журнала.

Свежий выпуск

Свежий номер

Номер 5, 2016
Том 77

Статьи

Н. А. Проворов, О. Ю. Штарк, Е. А. Долгих
Эволюция азотфиксирующих симбиозов, основанная на миграции бактерий из микоризных грибов и почвы в ткани растений
Стр. 329–345
Резюме. Abstract
Синопсис: Как это было: эволюционные пути формирования азотфиксирующих симбиозов
Цитология, Ботаника, Микробиология, Физиология
С. Н. Пантелеева, Ж. И. Резникова, О. Б. Синькова
Пространственно-этологические аспекты взаимодействия мелких млекопитающих с рыжими лесными муравьями
Стр. 346–358
Резюме. Abstract
Синопсис: Война и мир мышей и муравьев
Теория эволюции, Этология, Энтомология
С. Н. Шереметьев, Ю. В. Гамалей, Н. Н. Слемнев, А. В. Степанова, К. Е. Чеботарева
Вариации ширины колец прироста деревьев на широтном и палеоширотном градиентах
Стр. 359–378
Синопсис: Свидетели истории – годичные кольца деревьев
Экология, Палеонтология, Ботаника
Д. О. Логофет, Н. Г. Уланова, И. П. Белова
От неопределенности к числу: развитие метода оценки приспособленности клонального вида с поливариантным онтогенезом
Стр. 379–396
Моделирование, Методология, Ботаника
Т. А. Копотева, В. А. Купцова
Влияние пожаров на динамику фитомассы и первичной продукции мезотрофного кустарничково-сфагнового болота в Приамурье
Стр. 379–396
Резюме. Abstract
Синопсис: Как торфяные болота связаны с биосферой
Экология, Геоботаника

Все выпуски

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 5, Сентябрь-октябрь, 2016
Как это было: эволюционные пути формирования азотфиксирующих симбиозов
Предложена гипотеза возникновения азотфиксирующих симбионтов растений двумя различными путями. Первый источник симбионтов это почвенные микроорганизмы, способные к самостоятельному усваиванию атмосферного азота, второй – это бактерии-сателлиты грибов Glomeromycota, образующих с растением-хозяином эндомикоризу. В последнем случае бактерии перешли от гриба непосредственно в ткани растения и, при этом, могли получить от гриба гены хитин-подобных сигнальных факторов, необходимых для развития симбиоза. Формирование клубеньковых структур, по-видимому, происходило путем миграции бактерий в подземные запасающие органы растения. Эволюция эффективности питания растений-хозяев могла идти двумя путями: 1. повышение азотфиксирующей активности бактерий; 2. дифференцировка и специализация клеток клубенька с изменением способа ассимиляции (усвоения) азота.
Том 77 № 5, Сентябрь-октябрь, 2016
Война и мир мышей и муравьев
Вздымающиеся и опадающие “волны жизни” мелких грызунов издавна привлекали внимание экологов своей могучей жизненной силой и не всегда объяснимой динамикой. Что будет при столкновении этих волн жизни с потоками агрессивных рыжих лесных муравьев, живым ковром покрывающими лес? В многолетних исследованиях нашей лаборатории было выяснено, что стражи леса – муравейники – формируют на своей территории “черные дыры”, в которых исчезают многие хищные герпетобионты, такие как пауки и жужелицы. Не проваливаются ли в эти “черные дыры” грызуны? Нужно ли им обходить опасные муравейники стороной или можно поискать в них еды и убежища? Что делать зверьку, если “и хочется, и колется”? На эти вопросы отвечает наше исследование взаимодействия мелких млекопитающих с рыжими лесными муравьями.
Том 77 № 5, Сентябрь-октябрь, 2016
Свидетели истории – годичные кольца деревьев
В статье проводится анализ связи ширины годовых колец (радиального прироста) деревьев с возрастом растений и широтным градиентом. Результаты, полученные на современных данных, были применены для палеоклиматических исследований. Показано, что радиальный прирост зависит от возраста деревьев: наибольший наблюдается у молодых деревьев (от 50 до 150 лет) затем прирост уменьшается в корреляции с возрастом. Именно в период наибольшего радиального прироста ширина колец наиболее коррелирована с климатическими колебаниями. Широтный градиент также оказывается связан с шириной колец, причем наиболее значимым фактором здесь является количество осаждаемой на данной территории воды. Применение метода оценки палеоклимата мелового периода по рядам ширины прироста годовых колец ископаемых образцов показало его адекватность и совпадение результатов анализа с выводами, сделанными на основе других методов.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ