Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 02.2007

Лоскутное мироздание

У самого края Большого разрыва Вселенная Баума—Фрэмптона останавливается и распадается на независимые «лоскутки», которые удаляются друг от друга со сверхсветовыми скоростями (фото с сайта www.ece.utah.edu)
Физики-теоретики из университета Северной Каролины в Чэпел-Хилле Лорис Баум и Пол Фрэмптон придумали новую и весьма экзотическую модель вечно пульсирующей Вселенной. Их работа 16 февраля появилась в журнале Physical Review Letters.

Голодание против старения

Один из основных объектов, на которых изучают старение, — плодовая мушка Drosophila melanogaster (фото с сайта www.mimage.uni-frankfurt.de)
Американские ученые на примере мух дрозофил сравнили календарное и физиологическое старение в условиях урезанной диеты. Оказалось, что с возрастом ограничение в питании только снижает устойчивость организма по многим параметрам. Удивительно, что при общей пониженной сопротивляемости голодающие мухи в среднем всё же живут дольше.

3–4 марта 2007 года — полное лунное затмение

Полное лунное затмение 6 июля 1982 года (Chesapeake Bay, MD). Celestron 8 + Nikon F2: Ektachrome 400, f/7, 120 sec; 07:58 UT. Fred Espenak
Все фазы мартовского затмения этого года будут доступны к западу от Тюменской области, где окончание полутеневого затмения произойдет при заходе Луны. К востоку заход Луны будет происходить в различных фазах затмения, а жители Приморья, Сахалина, Камчатки, Магаданской области и Чукотки не увидят затмения вовсе. В Москве теневое лунное затмение начнется через полчаса после полуночи.

Прочтен геном симбиотической бактерии из клеток гидротермального моллюска

Крупный двустворчатый моллюск Calyptogena magnifica, обитающий близ гидротермальных источников на дне океана, получает всё необходимое от симбиотических бактерий, живущих в клетках его тела. Фотография сделана на глубине 2600 м в восточной части Тихого океана. Фото © Woods Hole Oceanographic Institution с сайта www.conchologistsofamerica.org
Анализ генома бактерии, обитающей в клетках двустворчатого моллюска Calyptogena magnifica, показал, что этот микроб снабжает своего хозяина питательными веществами и витаминами, а также утилизирует отходы его жизнедеятельности. Хозяин, со своей стороны, исправно снабжает симбионта необходимыми ему сероводородом и кислородом.

Может ли китобойный промысел привести к исчезновению водорослевых лугов?

Косатка — самый распространенный вид китообразных (фото с сайта www.agriwww.it)
Несколько лет назад было отмечено стремительное сокращение популяции каланов вдоль побережья Аляски. Это вызвало невиданный всплеск численности морских ежей — основной пищи каланов. Морские ежи быстро свели на нет заросли ламинарии и других водорослей на обширных акваториях западной Аляски, что привело к экологической катастрофе.

У архей обнаружен необычный способ фиксации углерода

Рис. 1. Цикл Кальвина — один из важнейших биохимических процессов в живой природе, в ходе которого неорганический углерод вводится в состав органических молекул (рис. с сайта www.geosciences.unl.edu)
Японские биохимики обнаружили у архей необычный способ фиксации углекислого газа, отличающийся от того, который используют все растения и бактерии. То вещество, к которому присоединяется молекула CO2, у архей производится из аденозин-монофосфата (АМФ) — элементарной составной части РНК. Возможно, этот способ фиксации неорганического углерода более древний.

Конкурирующие виды могут сосуществовать и в одной, и в разных нишах

Картина Анри Руссо «Дама, прогуливающаяся в экзотическом лесу», 1905 г. (фрагмент). В действительности видов деревьев в тропическом лесу гораздо больше, и они нередко занимают одну и ту же нишу. Изображение с сайта www.ibiblio.org
Согласно традиционным взглядам, разные виды организмов сосуществуют, если различаются их экологические ниши. Согласно новой гипотезе нейтральности — если они сходны по своим демографическим характеристикам и занимают одну нишу. Предложенная недавно простая модель экологических сообществ позволяет примирить эти, казалось бы, несовместимые гипотезы.

Американцы умели выращивать перец 6000 лет назад

Красный перец (Capsicum) относится к семейству паслёновых, так же как картофель, помидоры и табак. Все четыре растения были одомашнены коренными американцами и распространились по всему миру лишь после плавания Колумба. Фото с сайта www.yunphoto.net
Американские археологи обнаружили, что одомашненные формы красного перца имеют более крупные крахмальные зерна, чем дикие. Это открытие позволило установить, что древние американцы научились выращивать перец не менее 6000 лет назад. Жгучий перец имеет такую же древнюю историю, как и кукуруза, и вместе с ней составлял основу питания земледельческих народов Центральной и Южной Америки.

В Арктике заморозят мировой генофонд зерновых

Так будет выглядеть «хранилище Судного дня» на Шпицбергене, постройка которого завершается в сентябре нынешнего года
Норвежское правительство обнародовало проект грандиозного подземного зернохранилища, которое будет построено на Шпицбергене. Вмурованное глубоко в скальные породы и защищенное от всех мыслимых катаклизмов сооружение, прозванное в прессе «хранилищем Судного дня», должно вместить образцы семян полутора миллионов сортов зерновых со всего мира.

Грамоты открылись

Грамота 100, кон. XIII — сер. XIV века. Фото с сайта gramoty.ru
Открылся сайт gramoty.ru, созданный командой Новгородской археологической экспедиции. На нем в полном объеме представлен архив древнерусских берестяных грамот. Здесь можно своими глазами увидеть и попробовать прочитать подлинные деловые и любовные письма, военные донесения, распоряжения по хозяйству XI–XV веков.

Обнаружен новый механизм скользящего движения бактерий

От того, как бактерии Myxococcus xanthus ползают друг относительно друга, зависит форма колоний. Верхняя колония образована бактериями «дикого типа», остальные — различными мутантами (фото с сайта www.mpg.de)
Американские ученые выяснили, что в движении бактерии Myxococcus участвуют особые белковые конструкции, присоединенные к спиральной структуре, вдоль которой они могут скользить. В результате клетка движется вперед, вращаясь вокруг продольной оси. Эти белки сходны с актином и миозином, ответственными за движение клеток и сокращение мышц у высших организмов.

Воздействие глобального потепления на растительность можно проверить экспериментально

Вид на экспериментальные площадки с высоты птичьего полета. Фото из цитируемой статьи в Science
Американские специалисты поставили пятилетний эксперимент, в котором показали, как возможные климатические изменения скажутся на облике растительных сообществ. Оказалось, что зимнее увеличение осадков практически не сказывается на обилии и разнообразии луговых растений и животных, а вот весеннее переувлажнение в конечном итоге приводит к обеднению и упрощению сообщества.

Бактерии в сообществе способны к быстрой эволюции

Лазерная фотография поверхности стекол, обросших бактериями Acinetobacter (показаны красным) и Pseudomonas (показаны зеленым) через 24 часа после начала культивирования (при использовании новой формы Pseudomonas, спонтанно образовавшейся в ходе эксперимента). Фото из обсуждаемой статьи в Nature
Достигнутое на ранних этапах эволюции совершенство, позволяющее бактериям существовать без радикальных изменений, вовсе не означает, что они не подвержены естественному отбору и не способны быстро эволюционировать в ответ на изменения окружающей среды. А окружающая среда для бактерий — это не только совокупность физико-химических условий, но и другие бактерии.

Холодная эра наступила внезапно

Трехпалая лошадка мезогиппус (Mesohippus) была современником великого похолодания на рубеже эоценовой и олигоценовой эпох. Соотношение стабильных изотопов кислорода и углерода в костях и зубах мезогиппуса сохранило ценную информацию об этом событии. (Картина Зденека Буриана с сайта macroevolution.narod.ru)
Палеоклиматологи из США, Китая и Нидерландов получили убедительные подтверждения того, что 34 млн лет назад на планете в очень сжатые сроки произошло глобальное изменение климата. Три события — резкое похолодание в Северной Америке, установление засушливого климата в Азии и образование ледяного щита Антарктиды — произошли практически одновременно по геологическим меркам.

У африканских рыб обнаружена склонность к инцесту

Pelvicachromis taeniatus — популярная аквариумная рыбка, известная как «попугай», без труда узнает близких родственников, даже если никогда их раньше не видела, и считает их наилучшими брачными партнерами (фото с сайта www.akvariumas.lt)
Германские биологи обнаружили у африканских рыбок Pelvicachromis taeniatus необычные сексуальные наклонности — эти рыбки предпочитают выбирать в качестве брачных партнеров родных братьев и сестер. Возможно, склонностью к инцесту объясняется быстрое видообразование у рыб-цихлид в некоторых озерах.

Азот в океане связывается там, где он теряется

Распределение содержания хлорофилла в мг/м3 (среднегодовые данные для периода 1978–1986 гг.). Рисунок с сайта marine.rutgers.edu
За счет деятельности азотфиксирующих бактерий в океан из атмосферы попадает около 140 млн тонн азота в год и столько же возвращается в атмосферу в результате восстановления нитратов другими бактериями. Считалось, что азотфиксация и денитрификация пространственно разобщены. Но недавние исследования показали, что азот связывается поблизости от тех мест, где он теряется в ходе денитрификации.

Горизонтальный перенос генов приводит к новому режиму эволюции

Схема эволюции жизни с учетом горизонтального переноса генов (один из возможных вариантов) похожа не на дерево, а на запутанную сеть (из статьи W. F. Doolittle «Phylogenetic Classification and the Universal Tree». Science, 1999. №5423. V. 284. P. 2124-2128)
Методы статистической физики позволили найти точное решение некоторых простых моделей генетической эволюции с горизонтальным переносом генов. Выяснилось, что благодаря такому переносу возникает новый, метастабильный режим эволюции.

Изменения климата не были причиной массового вымирания австралийских животных

Один из самых ярких и необычных представителей плейстоценовой фауны Австралии — сумчатый лев Thylacoleo. (Картина Николая Ковалева с сайта macroevolution.narod.ru)
Изучение богатого комплекса ископаемых животных, найденного в трех пещерах на юге Австралии, показало, что 100–400 тыс. лет назад климат там был не менее засушливым, чем сегодня. А значит, причиной гибели множества видов крупных животных и обеднения растительности около 40 тыс. лет назад стала не экологическая катастрофа, а, скорее всего, деятельность первобытных охотников.

Хищных млекопитающих создала конкуренция

Обыкновенная (слева) и песчаная лисицы в некоторых частях света встречаются вместе. Конкуренция вынудила эти виды перейти на разную добычу: в результате их зубы сильно различаются. Фото с сайтов ru.wikipedia.org и www.canids.org
Масштабное исследование международной группы биологов показало, что у хищников, живущих на одной территории, морфологические различия больше, чем у тех, кто живет порознь. При этом чем дольше хищники сосуществуют и чем больше площадь совместного обитания, тем резче проявляются различия. Это доказывает ведущую роль конкуренции в видообразовании у хищников.

Туманности Андромеды сделали спектроскопию желудка

Галактика М31. Отмечены места приливных остатков погибшей мини-галактики. Изображение с сайта www.umass.edu
Американские астрономы нашли доказательство того, что галактика М31 (знаменитая Туманность Андромеды) в прошлом испытала столкновение с другой галактикой и полностью поглотила ее. С помощью чувствительного спектрографа DEIMOS скрытый звездный поток — один из остатков исчезнувшей галактики — был обнаружен именно там, где его предсказала компьютерная модель древнего столкновения.