Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 11.2011

Рис и рыба: что обеспечивает успешность комплексных рисоводческих агроценозов?

Карповые рыбы на рисовых чеках. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в PNAS

Китайские ученые детально исследовали экологические взаимосвязи комплексных зарыбленных рисоводческих наделов. Они показали, что в таких хозяйствах повышение урожаев обеспечивается за счет уничтожения вредителей рыбами, снижения риска грибковых заболеваний, более эффективного использования удобрений и выедания рыбами водорослей — конкурентов риса за минеральные ресурсы. Кроме того, фермеры получают продукцию самой рыбы.

Хищное растение непентес для ловли разных жертв использует разные стратегии

Разнообразие форм, окраски и размеров кувшинов в роде Nepenthes. N. rajah. Рисунок из обсуждаемой статьи в Journal of Evolutionary Biology

Насекомоядные растения из рода Nepenthes демонстрируют потрясающее разнообразие форм и размеров кувшинов, которые представляют собой изощренные ловушки для насекомых. Оказалось, что разные виды непентесов используют разные приспособления для ловли. Различные стратегии ловли связаны с пищевой специализацией, которая, по-видимому, является основной движущей силой бурного видообразования непентесов.

Вымирание позднечетвертичных животных управлялось климатом

А был ли человек причиной вымирания этих гигантов? Картинка с сайта www.blm.gov

Что было причиной вымирания крупных животных четвертичного периода — климат или антропогенное влияние? Данные по вариабельности ископаемой митохондриальной ДНК позволили оценить различные популяционные параметры вымерших и выживших животных и сопоставить их с антропологическими и климатическими данными. По-видимому, первичным фактором всё же был климат, а человек лишь ускорил неизбежные события.

Расшифрована структура каталитического центра нитрогеназы — фермента, расщепляющего атмосферный азот

Прогресс в расшифровке структуры железо-молибденового кофактора. Рисунок из обсуждаемой статьи S. Ramaswamy в Science

После многолетних усилий американским и германским ученым удалось расшифровать структуру «железо-молибденового кофактора», образующего каталитический центр фермента нитрогеназы и играющего ключевую роль в фиксации атмосферного азота. Открытие должно помочь в разработке новых эффективных технологий производства жизненно необходимых человечеству азотных удобрений.

Рост численности людей на Земле регулировался как положительными, так и отрицательными обратными связями

«Перепись в Вифлееме», Питер Брейгель Старший, 1566 год, Королевский музей искусств (Musées Royaux des Beaux-Arts) в Брюсселе. В середине XVI века, когда была написана эта картина, численность населения Земли восстанавливалась после голода и чумы XIV века. Изображение с сайта en.wikipedia.org

Общая картина динамика численности народонаселения Земли за последние две тысячи лет оказывается довольно сложной. Хотя, за исключением относительно недолгого периода в XIV веке, численность эта непрерывно росла, скорость удельного роста была очень разной. В будущем численность человеческой популяции может стабилизироваться на одном уровне, хотя очень вероятно и возникновение долгосрочных циклических колебаний.

Доминантные самцы оказываются в проигрыше, когда их слишком много

Рыжая полевка (Myodes glareolus). Фото с сайта merkinchlnr.org.uk

Некоторые гены полезны одному из полов, но вредны другому. Например, аллели (генетические варианты), повышающие уровень тестостерона, могут способствовать репродуктивному успеху самцов и одновременно снижать плодовитость самок. Эксперименты на рыжих полевках показали, что такие аллели могут находиться под действием частотно-зависимого отбора.

Марсианские глины сформировались в подповерхностных слоях планеты

Исландия, долина Хвалфьордур: на поверхность выходят глинистые отложения, сформировавшиеся в результате поземной гидротермальной активности. Это местонахождение может быть моделью для марсианских процессов глинообразования. Фото из статьи Ehlmann et al., 2011

Анализ огромного массива данных по глинистым минералам Марса позволил заключить, что большая часть пород этого типа образовалась в подземных слоях коры, а не на поверхности планеты. Их формирование связано с древнейшими — 4,1–3,8 млрд лет назад — этапами геологии планеты. Таким образом, гипотеза о древнем теплом, окутанном плотной атмосферой Марсе оказывается менее состоятельной, чем представления о стабильно сухом и безводном Марсе.

Критическая температура сверхпроводника может быть увеличена магнитным полем

Усиление сверхпроводимости параллельным магнитным полем в ультратонкой аморфной пленке свинца. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics

Сверхпроводимость характеризуется формированием синхронизированных между собой пар из электронов проводимости, которые, в силу особенностей своего строения, разрушаются при повышении индукции магнитного поля. Коллектив американских ученых, проведя эксперименты с ультратонкими аморфными пленками свинца, обнаружил, что сильное магнитное поле, вопреки ожиданиям, повышает их критическую температуру.

Пираньи не только кусаются, но и поют

Обыкновенная или краснобрюхая пиранья, Pygocentrus nattereri. Изображение с сайта www.myanimals.ru

Оказалось, что известные своим агрессивным поведением южноамериканские рыбы пираньи издают несколько типов акустических сигналов, которые различаются в зависимости от поведенческой ситуации. Когда пираньи выясняют друг с другом отношения, они испускают сигналы с помощью сокращений плавательного пузыря. Когда же они переходят в наступление или преследуют добычу, то издают звуки, щелкая челюстями.

Геном голого землекопа — ключ к секрету долголетия?

Голый землекоп роет ходы в земле не лапами, как крот, а зубами, как подобает грызуну. Фото © Raymond A. Mendez / Animals Animals с сайта arkive.org

Прочтение генома голого землекопа — нестареющего холоднокровного эусоциального грызуна — открывает путь к расшифровке генетических основ уникальных особенностей этого животного, в том числе беспрецедентного долголетия и защищенности от рака. Не исключено, что анализ генома голого землекопа поможет решить ряд важных медицинских задач.

Жизнь в большом коллективе стимулирует развитие мозга

Участки мозга макак-резусов, объем серого вещества в которых увеличивается у особей, живущих в больших коллективах (выделены желтым и красным). Слева — фронтальные (поперечные) срезы мозга, справа — сагиттальные (продольные). Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Британские нейробиологи обнаружили, что жизнь в больших коллективах стимулирует у обезьян увеличение объема серого вещества в нескольких отделах мозга, связанных с обработкой социально-значимой информации. А самцы, у которых эти отделы крупнее, добиваются более высокого социального статуса. Увеличенный размер «социально-ориентированных» участков мозга может быть не только причиной, но и следствием вовлеченности индивида в сложную сеть общественных взаимоотношений.

Прочитан геном чумной палочки времен «Черной смерти»

«Черная смерть». Иллюстрация из Тоггенбургской библии, 1411 год. Изображение с сайта en.wikipedia.ru

Биологи из Канады, Германии и США реконструировали геном чумной палочки (Yersinia pestis) из жертв пандемии чумы 1346–1353 гг. («Черной смерти»). Сравнение генома древней Y. pestis с геномами бактерий из современных штаммов не выявило существенных различий в нуклеотидных последовательностях. Это говорит о том, что различия в протекания и распространении болезни нельзя объяснить генетическими изменениями бактериального штамма.

Новое филогенетическое древо млекопитающих примирило палеонтологические и молекулярные данные

Юрамайя (Juramaia sinensis) — самое древнее из известных ныне плацентарных млекопитающих, найденное в среднеюрских (160 млн лет) отложениях Китая. Эта находка заполнила разрыв между палеонтологическими датировками и молекулярными реконструкциями. Рисунок с сайта www.palaeocritti.com

Большая группа ученых, использовав внушительный массив молекулярных данных, получила филогенетическое дерево семейств млекопитающих, удовлетворяющее аминокислотным и нуклеотидным последовательностям, а также палеонтологическим данным. Анализ дерева показал, что активная эволюция класса млекопитающих приходится на середину и конец мелового периода (100 и 80 млн лет назад), а не на эоцен (55–50 млн лет назад), как предполагалось ранее.

Сравнение геномов 29 млекопитающих проливает свет на эволюцию человека

Эволюционное дерево 29 видов плацентарных млекопитающих, чьи геномы анализируются в рассматриваемой работе. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

Международная команда генетиков сообщила о завершении шестилетнего проекта по прочтению полных геномов 29 видов плацентарных млекопитающих. Сравнительный анализ прочтенных геномов позволил картировать 3,6 млн функциональных (консервативных) участков ДНК, находящихся под действием очищающего отбора. Работа представляет собой важный шаг на пути к пониманию смысла прочтенных генетических текстов.