Мышление

Итак, за счет чего человек стал самым сильным видом на планете? Конечно, за счет мышления и разума, за счет множества изобретений, которые выдвинули человека на первое место.

Как ни странно, самые важные человеческие изобретения были сделаны очень давно. Нам кажется, что это автомобиль, самолет, ракета, атомный ректор или на худой конец электромотор, радио, телевизор. Но, пожалуй, самое важное открытие — это орудия, которые могли убивать крупных животных 12–10 тысячелетий назад. Копье, дротик, лук и стрелы с острыми и прочными наконечниками из кремния и других природных стекол убивали или ранили крупных животных с безопасной дистанции (20–100 метров). Например, дротик с расстояния 20–30 метров пробивал между ребер грудную стенку крупного животного. Кстати, копье до наших дней применяется на охоте многими племенами, а всего 90 лет назад, во время Первой мировой войны, состояло на вооружении многих европейский армий.

Как только человек применил МЫШЛЕНИЕ и групповые методы охоты, с ним не могли справиться самые крупные и кровожадные животные. Ум и хитрость (тоже проявление специфических качеств ума), изобретательность позволяли первобытным охотникам поражать таких животных, как мамонты, умело защищаться от таких умных и страшных хищников, как древние медведи и львы.

Насколько важнее мышление и изобретательность человека, чем простая физическая сила, видно хотя бы из того, что всего за несколько столетий человек уничтожил несколько видов крупных животных. Мамонты и другие гиганты плейстоцена не просто вымерли. Их истребили люди — вернее, подорвали численность их популяций настолько, что они вымерли. Первая экологическая катастрофа была спровоцирована людьми не сейчас, а десять тысяч лет назад, и она была следствием замечательных технических открытий. Ружье, как бы совершенно ни выглядело оно по сравнению с дротиком, не настолько изменило положение человека на земле, как первые дротики с кремниевыми наконечниками.

Каменное рубило, нож, копье, дротик — это простые орудия. Но даже с простыми орудиями человек совершил огромный прорыв. Численность человечества в период после неолитической революции и до промышленной выросла в тысячу раз. Используя только простые механизмы, мышечную силу и энергию животных и природных явлений, таких, как движущаяся вода (водяное колесо), ветер (парус), человек добился замечательных успехов.

Он даже научился летать — сначала, используя закон Архимеда, на воздушных шарах. Хотя воздушный шар летит по воле ветра (так могут перемещаться и животные по воде, держась за плывущие деревья), но на воздушном шаре человек все-таки может регулировать высоту и, вообще говоря, используя свойство ветра дуть на разной высоте в разных направлениях, до определенной степени менять направление движения.

Любопытно, что сейчас человек все-таки умеет летать на большие расстояния, причем в нужном направлении, но для этого ему понадобилась не просто изобретательное мышление, но и НАУКА.

Далее: Наука