Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 02.2010

Гигантские рыбы-фильтраторы вымерли вместе с динозаврами

Реконструкция гигантской планктоядной рыбы Bonnerichthys, жившей 89–66 млн лет назад (в конце мелового периода) и вымершей вместе с динозаврами. Рис. © Robert Nicholls, PalaeoCreations из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science
До сих пор считалось, что гигантские планктоядные позвоночные, подобные усатым китам и китовым акулам, появились 60–30 млн лет назад, а более древняя рыба лидсихтис считалась «неудачным эволюционным экспериментом». Новые открытия показали, что лидсихтис был лишь одним из представителей разнообразной группы огромных костных планктоядных рыб-фильтраторов, которые вымерли вместе с динозаврами 66 млн лет назад.

Коровы и овцы воспринимают одно и то же пастбище в разном масштабе

Пасущаяся овца, выбирая подходящую пищу, действует в более мелком масштабе. Фото с сайта en.wikipedia.org
Для травоядных животных разного размера «кормовой ландшафт» их пастбищ выглядит по-разному. Крупные животные способны заметить только большие скопления предпочитаемых растений, тогда как мелкие могут разобраться с тем, что следует съесть в первую очередь. Это было подтверждено экспериментально при сравнительном изучении пищевого поведения овец и крупного рогатого скота.

Химикам удалось стабилизировать абиогенный синтез сахаров

Два четырехуглеродных сахара (эритроза и треоза), которые получаются из двухуглеродного гликольальдегида в ходе новооткрытой химической реакции. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Химики предполагают, что на заре жизни углеводы синтезировались из простых молекул в ходе автокаталитической реакции Бутлерова. Однако в стандартных условиях продукты этой реакция, необходимые для жизни, составляют лишь доли процента и существуют недолго. Оказалось, что в присутствии силиката натрия реакция Бутлерова становится более упорядоченной, а получающиеся сахара обретают стабильность.

Избыточность регуляторных сетей делает развитие помехоустойчивым

Эмбрионы червя Caenorhabditis elegans (мутанты, у которых ген elt-2 работает нестабильно), окрашенные таким образом, что в них видны ядра клеток (синие пятна), а также молекулы матричной РНК, считанные с гена elt-2 — ключевого регулятора развития кишечника (сиреневые точки). Фото из обсуждаемой статьи в Nature
Изучение регуляторного каскада, управляющего развитием кишечника у червя Caenorhabditis elegans, позволило понять, почему некоторые мутации даже у генетически идентичных особей, развивающихся в одинаковых условиях, иногда проявляются в фенотипе, а иногда нет. Мутации одних генов-регуляторов могут приводить к хаотическим колебаниям активности других, что ведет к непредсказуемым последствиям на уровне фенотипа.

Столкновение твердого тела с жидкостью может генерировать сверхзвуковой воздушный поток

При столкновении твердого тела с жидкостью буквально перед самой отсечкой воздушной полости из нее выходит струя воздуха, способная развить сверхзвуковую скорость. Рисунок с сайта stonebrakerdesignworks.com
При падении твердого тела в жидкость возникает воздушная полость, которая под действием гидростатического давления схлопывается, образуя характерный всплеск. Эксперименты голландских и испанских физиков по столкновению тонкого диска с поверхностью воды показали, что воздушная полость дополнительно создает еще и сверхзвуковую струю воздуха, вытекающую из полости со скоростью около 580 м/с.

Птицы мигрируют на Крайний Север, чтобы уберечь свои гнёзда от хищников

Исландский песочник (Calidris canutus). Фото с сайта scienceblogs.com
Птицы, гнездящиеся в Арктике и проводящие зиму на южных оконечностях Южной Америки и Африки или на островах Океании, совершают самые длинные перелеты, требующие огромных энергетических затрат. Что заставляет птиц лететь так далеко на север? Канадские исследователи, используя искусственные гнёзда, показали, что чем выше широта, тем меньше риск уничтожения кладки яиц хищниками.

Дарвиновская эволюция без участия генов

«Патологическая» пространственная конфигурация прионного белка. Изображение с сайта www.cogs.susx.ac.uk/users/ctf20
Прионы — неправильно свернутые молекулы прионного белка PrP, способные «размножаться», превращая нормальные молекулы PrP в подобие самих себя. Оказалось, что у прионов есть нечто похожее на наследственную изменчивость, что позволяет им эволюционировать под действием естественного отбора. Они могут приспосабливаться к разным типам клеток и даже вырабатывать устойчивость к лекарствам.

Вечная мерзлота раскрывает тайну палеоэскимосов

Саккак (Saqqaq) — крошечная (174 жителя) деревушка в Гренландии, основанная в середине XVIII века. Но до этого, около 4 тысяч лет назад, здесь располагалось одно из древнейших гренландских поселений; по имени деревни первая из культурных традиций Гренландии называется саккак. Фото с сайта www.ilulissat.gl
Генетики продолжают исследование древнейшей культуры Гренландии, именуемой саккак. Анализ ДНК из клеточных ядер волос саккакского охотника возрастом 4000 лет подтвердил выводы, сделанные на основе изучения митохондриального генома: саккакские поселенцы пришли из Восточной Сибири и не связаны близким генетическим родством ни с современными гренландскими экскимосами, ни с североамериканскими северными народностями.

Шимпанзе не бросают сирот

Взрослый самец шимпанзе колет орехи для своей маленькой приемной дочки. Фото из обсуждаемой статьи в PlosOne
Немецкие ученые установили, что в природе шимпанзе нередко берут на воспитание детенышей-сирот, потерявших мать. Такой поступок связан с исключительными личными затратами и рисками и не приносит приемным родителям никакой пользы. Альтруистическое поведение у шимпанзе, как и в человеческих обществах, формируется при наличии мощного внешнего врага и межгрупповых конфликтов.

Сверхпроводящую тонкую пленку можно использовать как ловушку для атомов

Изображение рубидиевого атомного облака с температурой 120 мкК (микрокельвинов), захваченного магнитной ловушкой. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Японские ученые продемонстрировали возможность использования сверхпроводящего состояния вещества как устойчивой и стабильной магнитной ловушки для нейтральных атомов, в частности бозе-эйнштейновского конденсата. Принцип работы их устройства опирается на особенности механизма проникновения магнитного поля в некоторые сверхпроводники.

Бонобо ведут себя по-детски

Бонобо. Фото из журнала Nature, v. 463, 4 February 2010
Юные шимпанзе охотно делятся пищей, но с возрастом становятся всё более жадными. У бонобо детское добродушие сохраняется на всю жизнь. Другие особенности поведения бонобо тоже указывают на некоторую «задержку развития» по сравнению с шимпанзе. Изменения в скорости и хронологической последовательности формирования разных психических черт играют важную роль в эволюции человекообразных.

Реальные пробелы в науке о климате не отменяют глобального потепления

Под этой символической картинкой, опубликованной в журнале Nature 30 апреля 2009 года, помещен крупный заголовок — «Непосильная ноша». Так называется обзорная статья Ричарда Монастерского, посвященная проблемам регуляции выбросов СO2 и возможным последствиям разного уровня содержания углекислого газа в атмосфере для климата Земли
Как убедить широкую публику, что неполнота нашего знания о процессах, определяющих климат, вовсе не отменяет того, что об этих процессах известно точно? Как говорить с обществом о трудностях, с которыми сталкивается наука о климате? Как перейти от глобальных масштабов рассмотрения климата к локальным? Обсуждению этих непростых проблем посвящено несколько публикаций в одном из последних номеров журнала Nature.

Усложнение организма у древних животных было связано с появлением новых регуляторных молекул

Современный кольчатый червь Platynereis. Фото с сайта experimentemos.files.wordpress.com
Одновременно с появлением новых органов и тканей у древнейших двусторонне-симметричных животных (билатерий) появилось более 30 новых микроРНК — регуляторных молекул, управляющих работой генов. Немецкие ученые обнаружили, что разные микроРНК вырабатываются в разных типах формирующихся тканей. Это подтверждает предположение о тесной связи между появлением новых микроРНК и новых тканей в ранней эволюции билатерий.

Коловратки спасаются от паразитов, перелетая в другие водоемы

Бделлоидная коловратка Habrotrocha. Фото с сайта www.microscopy-uk.org.uk
Известно, что половое размножение радикально ускоряет приспособительную эволюцию. Однако бделлоидные коловратки обходятся без полового размножения уже десятки миллионов лет. Было неясно, как им удается при этом не проиграть «эволюционную гонку вооружений» паразитам. Оказалось, что коловратки успешно избавляются от паразитов благодаря своей способности выдерживать высыхание и переноситься ветром.

Руководство ЦЕРНа стоит перед непростым выбором

Схематичный вид соединения двух сверхпроводящих кабелей
Плохое качество электрических контактов в магнитах Большого адронного коллайдера по-прежнему остается головной болью специалистов. Не исключено, что по соображениям безопасности в течение 2010–2011 годов энергия протонов не будет поднята выше 3,5 ТэВ.