Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 05.2013

Программы работы Hox-генов у личинок и взрослых особей кольчатого червя принципиально отличаются

Молодой червь Alitta (Nereis) после метаморфоза
В современной биологии очень распространены исследования генов семейства Hox, которые являются важными регуляторами индивидуального развития животных. Однако несмотря на то, что Hox-гены есть у подавляющего большинства современных животных, работать они могут по-разному. Если у личинки кольчатого червя нереиса механизм действия Hox-генов вполне похож на тот, что известен по дрозофиле, то у взрослого нереиса он оказался совершенно другим. Какой из этих вариантов эволюционно первичен — пока неизвестно.

Позвоночник у миксин всё-таки есть, но очень необычный

Рис. 1. Представитель миксин — японский пиявкорот Eptatretus burgeri
Бесчелюстные – очень древняя группа позвоночных животных, представленная в современном мире миногами и миксинами. Долго считалось, что у миксин нет позвоночника, а есть только хорда, примерно как у ланцетника. Из-за этого некоторые зоологи даже отказывались считать миксин позвоночными. Однако новые эмбриологические исследования показали, что, во всяком случае, у некоторых видов миксин позвоночник все-таки есть — правда, очень необычно устроенный.

Космическая обсерватория «Гершель» завершила свою работу

Обсерватория «Гершель» и туманность Розетта

29 апреля 2013 года космическая инфракрасная обсерватория «Гершель» истощила запас гелиевого охладителя, и самый полномасштабный проект по исследованию Вселенной в инфракрасном диапазоне был официально завершен. В силу особенностей исследуемых объектов, причина завершения работы обсерватории «Гершель», как и в случае с предшествующими миссиями, — невозможность её дальнейшего охлаждения.

Глобальное потепление необратимо, но не неизбежно

Реакция климатической системы на эмиссию СО2 с 1950 года до настоящего момента и прогноз на будущее вплоть до 2100 года

Считается, что СО2, попавший в атмосферу в результате сжигания ископаемого топлива, будет постоянно в ней находиться и обеспечивать подъем глобальной температуры. На самом деле, океан, поглощая СО2, приводит к снижению температуры и создает эффект, противоположный парниковому. Ограничив эмиссию СО2, можно добиться, чтобы в дальнейшем температура на Земле не поднималась более чем на 2°C выше доиндустриального уровня.

Полевые мыши муравьев сначала считают, а потом съедают

Установка для проведения второй серии экспериментов
Как эффективнее расправиться с опасной добычей? Очень важно оценить ее количество, чтобы понять масштаб бедствия. Новосибирские ученые исследовали, как ведут себя полевые мыши при столкновении с разным числом лесных муравьев. Оказалось, что, несмотря на пищевую привлекательность этих насекомых для мышей, они предпочитают небольшое их количество. Мыши выбирают оптимальную стратегию, умело оценивая соотношение риска и выгоды.