Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 11.2008

Чтобы отличить искреннюю улыбку от поддельной, нужно стать изгоем

Искренняя эта улыбка или поддельная? Как выяснилось, чувство отверженности и оторванности от коллектива резко повышает точность ответов на подобные вопросы. Чтобы узнать правильный ответ, пройдите тест на сайте www.bbc.co.uk
Любой человек боится стать отверженным, изгнанным из коллектива. В первобытном обществе шансы изгоя на выживание были минимальны. Это должно было привести к выработке защитных психологических механизмов, помогающих отверженному вновь стать членом коллектива. Как выяснилось, один из таких механизмов связан со способностью «читать по лицу».

Предсказан «эффект домино» в углеродных нанотрубках

Рис. 1. «Эффект домино» в углеродной нанотрубке. (a) Начальная форма углеродной нанотрубки — цилиндрическая. (b) Один из концов трубки зажат двумя жестко двигающимися друг к другу узкими плоскостями графена (около 0,8 нм в ширину и 8,5 нм в длину). Под действием такого «пресса» рождается «эффект домино», приводящий к коллапсу нанотрубки с конечным расстоянием между противоположными стенками около 0,34 нм. (c) и (d) Распространение доминошной волны — конфигурации нанотрубки через 15 и 25 пикосекунд после сжатия ее конца. (e) Схематическая иллюстрация «эффекта домино» под действием силы тяжести. Рис. из обсуждаемой статьи в Physical Review Letters
Китайский физик теоретически предсказал существование «эффекта домино» в одностенной углеродной нанотрубке. Сжимая один из ее концов, можно наблюдать последовательное схлопывание участков трубки со скоростью, превышающей 1 км/с, при этом происходит выделение энергии. Этот эффект может быть использован также в качестве ускорителя молекул.

Конечности у членистоногих и кольчатых червей растут из общего корня

Личинка-науплиус рачка Artemia franciscana. На данной стадии развития уже сформированы три передних сегмента, несущих по паре конечностей. Рис. из обсуждаемой статьи в Frontiers in Zoology
Сравнительный анализ ДНК недавно опроверг мнение о близком родстве членистоногих и кольчатых червей, что заставило предположить независимое происхождение конечностей у этих двух типов животных. Новые эмбриологические данные показали, что конечности у них всё же имеют общее происхождение, и значит, общий предок всех первичноротых был сегментированным животным с парными конечностями.

Спиновый эффект Зеебека — путь к термоспинтронике

Изображение термопары, состоящей из двух разнородных металлов, соединенных друг с другом, и объяснение спинового эффекта Зеебека. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
В целом ряде термоэлектрических устройств давно используется эффект Зеебека — возникновении электрического напряжения в цепи из последовательно соединенных разнородных металлов, контакты между которыми находятся при разных температурах. А японские ученые продемонстрировали спиновый эффект Зеебека: металлический магнит, помещенный в температурный градиент, оказывается аналогом термопары.

Лемминги страдают от неправильного снега

Норвежский лемминг (Lemmus lemmus) на снегу. Фото с сайта funzoo.ru
Веками наблюдавшиеся на севере Европы регулярные вспышки численности леммингов в последние годы прекратились. Участившиеся оттепели и высокая влажность приводят к тому, что под толщей снежного покрова не образуется свободного пространства, где обычно проходит зимняя жизнь зверьков и где в конце зимы у них появляются детеныши.

Принимая решение, пчелы учитывают свой прошлый опыт и время суток

Чтобы находить больше нектара, пчелы должны постоянно учиться и иметь хорошую память. Фото с сайта www.solutions-site.org
Чтобы оперативно находить источники нектара, пчелы должны быстро учиться и столь же быстро переучиваться. Эксперименты показали, что пчелы отлично помнят не только цвета и запахи тех мест, где они находили пищу, но и время суток, когда это происходило. Пчелы используют данные о времени, когда ориентируются по цветам, но почему-то не делают этого, когда ориентируются по запахам.

В тропическом лесу Амазонии соседствуют деревья с разными жизненными стратегиями

Сон. Картина работы Анри Руссо (Музей современного искусства, Нью-Йорк, США). Хотя Руссо никогда не бывал в тропиках, он старался изобразить тропический лес как набор разных придуманных им растений. Однако в реальности разнообразие деревьев в тропическом лесу существенно превосходит то, что существовало в воображении художника. Изображение с сайта wings.buffalo.edu
Какие механизмы ответственны за поддержание чрезвычайно высокого разнообразия деревьев тропического леса? Изучение 1123 разных видов деревьев на 25 гектарах леса в верховьях Амазонки показало, что деревья с разными жизненными стратегиями растут рядом чаще, чем того следовало бы ожидать при их случайном распределении.

Гены управляют поведением, а поведение — генами

Прерийные полёвки. Фото из обсуждаемой статьи Robinson et al.
Журнал Science опубликовал серию обзорных и теоретических статей, посвященных сложной и неоднозначной взаимосвязи генов и поведения. Гены влияют даже на такие сложные аспекты человеческого поведения, как семейные и общественные взаимоотношения и политическая деятельность. Однако существует и обратное влияние поведения на работу генов и их эволюцию.

Ученые разработали новый метод получения стволовых клеток

Аденовирусы — возбудители банального ОРЗ — могут оказаться серьезными помощниками в изучении стволовых клеток. Модель с сайта www.mapposity.com
Американские ученые разработали новый метод получения стволовых клеток: специально подготовленные аденовирусы привносят в соматическую клетку необходимый набор эмбриональных генов, которые и запускают процесс омоложения клетки. В отличие от прежних, новая технология не изменяет геном исходной клетки и не вызывает появления опухолей.

Чтобы обнаружить темную материю, нужно наблюдать центр Галактики

Рис. 1. Темная материя вокруг галактик, вероятно, представляет собой совокупность сгустков различных размеров и масс. Сгустки выглядят светящимися, но это лишь искусственные цвета, используемые для наглядного изображения результатов. Рисунок выполнен по результатам расчетов на суперкомпьютере в рамках проекта «Аквариус». Изображение с сайта www.mpa-garching.mpg.de/aquarius
Объединенная группа европейских физиков, работающая в составе проекта «Аквариус», получила оценки возможной яркости гамма-излучения, возникающего при аннигиляции частиц темного вещества в нашей Галактике. Ученые предполагают, что рассеянное излучение от темного гало Галактики будет намного ярче, чем от множества отдельных сгустков темной материи.

Почти все человеческие гены кодируют более одного белка

Альтернативный сплайсинг глазами художника. Рис. © Graham T. Johnson. с сайта www.hhmi.org
Альтернативный сплайсинг — механизм редактирования молекул РНК, благодаря которому на основе одного и того же гена может синтезироваться несколько вариантов (изоформ) белковой молекулы. Анализ 400 млн фрагментов РНК из разных тканей и органов показал, что 94% человеческих генов подвергаются альтернативному сплайсингу, причем в разных тканях производятся разные наборы изоформ.

Плотины гидроэлектростанций не мешают скату лососей в море

Картина Чарльза Рассела (Charles Marion Russell) «Кларк и Льюис в низовье реки Колумбии». Кларк и Льюис предприняли первую трансамериканскую экспедицию от Канзаса до западного побережья (см. Lewis and Clark expedition) и, попав на место впадения реки Снейк в реку Колумбию, написали о несметных стадах лососей. Теперь от тех несметных богатств почти ничего не осталось. Изображение с сайта en.wikipedia.org
Принято считать, что плотины гидроэлектростанций мешают скату молоди лососей вниз по рекам к морю, резко снижая ее выживаемость. Группе канадских и американских специалистов удалось опровергнуть это классическое представление. В этом им помогла новая методика мечения рыб, позволяющая сравнить выживание молоди двух видов рыб на реках с плотинами и без них.

Экономическая наука нуждается в новых подходах

Модель идеальной экономической системы. Рис. © D. Parkins из обсуждаемой статьи в Nature
Французский физик Жан-Филипп Бушо в своей статье, опубликованной в последнем номере журнала Nature, считает, что глобальных экономических кризисов можно в будущем избежать, если использовать физические подходы к моделированию экономических процессов, изменив при этом систему мышления экономистов и их подготовку.

Зарождение человеческой культуры в Африке проходило в два этапа

Древнейший костяной наконечник стрелы, культура Howieson’s Poort, пещера Сибуду (Sibudu cave), Южная Африка, около 61 тыс. лет назад. Похожие наконечники для стрел в историческое время изготавливали бушмены. Фото с сайта archaeology.about.com
Самые древние массовые находки украшений и других следов человеческой духовной культуры происходят из Южной Африки, однако возраст их оставался спорным. Применение точных методов оптико-люминесцентного датирования показало, что первый расцвет «высокой культуры» в Южной Африке начался 71,9 тыс. лет назад и длился менее тысячелетия, второй продолжался с 64,8 до 59,5 тыс. лет назад.

Детектор CDF обнаружил явление, не поддающееся объяснению в рамках Стандартной модели

Типичный вид аномальных событий, зарегистрированных детектором CDF. Некоторые из мюонов рождаются снаружи вакуумной трубы, поэтому их не регистрируют самые внутренние слои детектора. Часто мюоны рождаются сразу по несколько штук с каждой стороны. Рис. автора заметки
Пытаясь разрешить одну давнюю загадку в физике элементарных частиц, экспериментаторы из коллаборации CDF обнаружили явление, которому они не смогли найти объяснения. Статистическая значимость этого эффекта очень высока. Если подтвердится, что это не артефакт аппаратуры, то можно будет говорить о первом ярком эффекте за пределами Стандартной модели.

Перья сначала служили для красоты, а для полета пригодились позже

Примерно так мог выглядеть эпидексиптерикс — пернатый нелетающий динозаврик, живший в конце юрского периода на территории современного Китая. Рис. с сайта blogs.discovermagazine.com
В Китае найдены остатки еще одного оперенного динозавра. Животное размером с голубя, названное Epidexipteryx, жило раньше знаменитого археоптерикса и не умело летать, хотя и было покрыто перьями. Четыре необычайно длинных пера на коротком хвосте эпидексиптерикса, по-видимому, играли роль украшений, привлекающих самок, и развились под действием полового отбора.