С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 06.2010

Процесс видообразования у пеночек Евразии растянулся на миллионы лет

Представитель так называемых «расписных» пеночек (род Seicercus) — одного из пяти трудно различимых видов комплекса Seicercus burkii. Рисунок © Ian Lewington, приведенный в обсуждаемой статье Тревора Прайса
Исследование большой группы пеночек — мелких птиц, обитателей лесной зоны Евразии — показало, что процесс видообразования у них занимал не менее 10 миллионов лет, включал значительное расширение ареала, возникновение барьеров на пути потока генов и формирование репродуктивной изоляции. По-видимому, время — это и есть фактор, решающий для формирования видового разнообразия пеночек, как аллопатричных, так и симпатричных.

Подлинное творчество несовместимо с показной скромностью

Пока самка придирчиво осматривает беседку, самец пытается обратить ее внимание на лучшие драгоценности в своей коллекции. Фото с сайта marisagrey.com
Самцы шалашников строят изящные беседки и украшают их, чтобы привлечь самок. При этом самцы активно конкурируют, разрушая беседки соперников и воруя у них украшения. Поэтому количество украшений — надежный индикатор силы самца. Однако даже самые слабые шалашники не прибегают к «показной скромности», чтобы избежать агрессии со стороны более сильных соперников, и стараются сделать свою постройку максимально привлекательной.

Теплолюбивая бактерия помогает понять происхождение интронов

Горячие источники в Беппу (Япония) — излюбленные места обитания термофильной цианобактерии Thermosynechococcus elongatus. Фото с сайта nonstoptotokyo.co.uk
Предполагают, что у эукариот некодирующие вставки в генах, которые вырезаются из РНК перед синтезом белка, — интроны — произошли от особой разновидности мобильных генетических элементов — «интронов группы II», встречающихся у бактерий. Эта гипотеза получила новые подтверждения в ходе изучения термофильного микроба T. elongatus — бактерии, в геноме которой содержится наибольшее количество мобильных элементов этого типа.

Нейрологические механизмы принятия решений будут изучать на раках

Американский речной рак Procambarus clarkii не шарахается от каждой тени, а сначала взвешивает все «за» и «против». Фото с сайта wikipedia.org
Эксперименты показали, что раки выбирают одну из защитных реакций — замирают или отпрыгивают назад — на основе комплексного анализа зрительных и обонятельных сигналов, взвешивая плюсы и минусы. В отличие от млекопитающих, альтернативные поведенческие реакции у раков определяются возбуждением небольшого числа нейронов, что делает их удобным объектом для изучения нейрологических механизмов принятия решений.

Изменение климата повлияет на работу «водонапорных башен» Центральной Азии

Священный город Варанаси на берегах Ганга. Фото П. И. Крылова с сайта www.photosight.ru/photos/825489. Воспроизводится с любезного согласия автора
Великие реки, берущие начало в Тибетском нагорье (где их питают ледники и снег, лежащие на большой высоте), обеспечивают водой территорию с населением более 1,4 млрд человек. Как показало недавнее исследование, наиболее значимое сокращение поступления талых вод из-за прогнозируемого потепления климата должно коснуться Брахмапутры и Инда и может поставить под угрозу жизни 60 млн человек. В меньшей степени будут затронуты Ганг, Янцзы и Хуанхэ.

Конденсировать водяной пар в атмосфере можно с помощью лазера

Поскольку показатель преломления воздуха увеличивается с ростом интенсивности излучения, проходящего через него (оптический эффект Керра), воздушная среда начинает вести себя по отношению к лазерному лучу как собирающая линза. Рисунок с сайта americanscientist.org
Искусственный дождь обычно вызывают, засевая облака из самолетов специальными реагентами либо бомбардируя их снарядами. Ученые из Германии, Швейцарии и Франции в лаборатории и в реальных атмосферных условиях показали, что спровоцировать конденсацию водяного пара в воздухе можно, если стрелять в него мощными лазерными импульсами. Более того, сжижение водяного пара возможно даже при относительной влажности воздуха ниже 100%.

Проясняется механизм формирования синапсов

Схема формирования возбудительного и тормозного синапса под действием FGF22 и FGF7. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Правильный баланс между возбудительными и тормозными синапсами — одно из необходимых условий для правильной работы мозга. Его нарушение может стать причиной целого веера заболеваний. Но то, как между двумя данными нейронами образуется синапс нужного типа, до сих пор оставались загадкой. Теперь выяснилось, что формированию возбудительных и тормозных синапсов способствуют два фактора роста фибробластов — FGF22 и FGF7.

Представление о пространстве является врожденным

Крысенок исследует пространство. Рис. из обсуждаемой статьи Palmer & Lynch
Ключевую роль в пространственном мышлении у млекопитающих играют три группы нейронов: «клетки места», «клетки направления» и «клетки координатной сетки». Оказывается, у маленьких крысят, впервые в жизни отправившихся на прогулку, уже есть работающие клетки первых двух типов, и только клетки третьего типа появляются позже. По-видимому, это означает, что восприятие пространства у млекопитающих — в значительной мере врожденное.

Уровень ВИЧ-инфицированности в ЮАР снизился среди детей, подростков и молодых женщин

В Южной Африке — стране с максимальной долей носителей ВИЧ-инфекций — постоянно ведется мониторинг заболеваний не только в медицинских учреждениях, но и с выездом социологов и медиков по городам и селениям страны. Фото из отчета по результатам обследования населения (www.hsrc.ac.za/Document-3239.phtml)
В ходе мониторинга эпидемии СПИДа в ЮАР было проведено три крупномасштабных обследования населения — в 2002-м, 2005-м и 2008 году. Сейчас носителем ВИЧ-инфекций является каждый девятый житель страны и каждая третья молодая женщина. В последние годы эпидемическая ситуация немного улучшилась за счет снижения заболеваемости среди детей и подростков и молодых женщин в возрасте до 29 лет.

Окситоцин усиливает любовь к «своим», но не улучшает отношения к чужакам

Любовь (к «своим») и ненависть (к «чужакам») так тесно переплетены в нас, что даже на нейрохимическом уровне разделить их оказалось непросто. Фото с сайта motivatedphotos.com
Эксперименты, проведенные голландскими психологами, показали, что положительные эффекты нейропептида окситоцина (люди становятся добрее и доверчивее) распространяются на тех, кого человек считает «своими», но не на членов конкурирующих групп. Окситоцин усиливает желание защищать своих и может стимулировать нанесение «упреждающих ударов» по чужакам с целью защиты от возможной агрессии с их стороны.

Ихтиозавры и плезиозавры, по-видимому, были теплокровными

Ихтиозавры Shonisaurus popularis как их представил себе художник. Скелеты этих рептилий в большом количестве были найдены в центральной части штата Невада (США). Рисунок с сайта www.onlinenevada.org
Хищные рептилии, обитавшие в морях 175–70 миллионов лет назад, вели активный образ жизни и, по-видимому, были теплокровными — к такому выводу пришли французские ученые. Опираясь на данные по содержанию в ископаемых остатках стабильного изотопа кислорода 18O, они показали, что температура тела морских рептилий была выше температуры тела рыб, обитавших в тех же местах в то же самое время.

Зарождение сельского хозяйства привело к росту инфекционных заболеваний и снижению агрессии

Захоронение El Wad, относящееся к Натуфийской культуре полуоседлых охотников-собирателей. Фото с сайта webspace.webring.com
Переход от присваивающего к производящему хозяйству радикально изменил образ жизни людей и повлиял на их здоровье, в основном в сторону ухудшения. Детальное исследование скелетов 200 охотников-собирателей и 205 ранних земледельцев, живших в Палестине и ее окрестностях 15–8 тыс. лет назад, показало, что в этом древнейшем очаге сельского хозяйства смена уклада оказала на здоровье людей комплексное и неоднозначное влияние.

Необычный аромат гибридных орхидей способствует видообразованию

Самец пчелы Andrena nigroaenea с прилипшим к голове желтым поллинарием совершает «псевдокопуляцию» с цветком орхидеи Ophrys lupercalis. Фото из обсуждаемой статьи в BMC Evolutionary Biology
Орхидеи рода Ophrys привлекают опылителей — самцов насекомых — при помощи веществ, имитирующих женские половые феромоны соответствующего вида опылителей. Изучение двух видов орхидей, совместно растущих на юге Франции, показало, что межвидовое скрещивание приводит к смене опылителей. Аромат гибридных цветов привлекает третий вид, который ни одним из родительских растений не интересуется.

Экспериментальное подтверждение сверхпроводимости полуторного рода откладывается

Рис. 1. Фазовая диаграмма состояния сверхпроводников 1-го, 2-го и 1,5-го рода, показывающая, как изменяются состояния сверхпроводника при изменении температуры и индукции внешнего магнитного поля. Рисунок Юрия Ерина
В 2009 году группа ученых во главе с Виктором Мощалковым опубликовала экспериментальную работу, в которой сообщалось о наблюдении в дибориде магния MgB2 полуторной сверхпроводимости. На прошедшей недавно в Анталии Международной конференции по сверхпроводимости и магнетизму ICSM-2010 ученые сошлись на том, что результаты экспериментов Мощалкова нельзя расценивать как доказательство наличия в MgB2 сверхпроводимости 1,5-го рода.

Впервые удалось проследить действие отбора в природной популяции насекомых

Самец полевого сверчка Gryllus campestris поет, используя правое крыло как скрипку, а левое как смычок. Фото с сайта www.orchis.webzdarma.cz
Британские биологи впервые в деталях проследили, как работает естественный и половой отбор в природной популяции полевых сверчков. Исследование подтвердило ряд классических теорий, но некоторые результаты оказались неожиданными. В числе «сюрпризов» — положительная связь между числом половых партнеров и выживших детей у самок, а также неожиданно большое число самок, вовсе не оставляющих потомства.

Выяснение отношений между птицами разных видов имеет далеко идущие последствия

Филин (Bubo bubo). Размер его охотничьей территории примерно соответствует размерам ячейки пространства (5 × 5 кв. км), использованной Готтели и др. для учета птиц. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Анализ пространственного распределения птиц, гнездящихся в Дании, показал, что птицы одного вида, хотя и отстаивают свою гнездовую территорию, часто селятся по соседству, а вот представители разных, но экологически близких видов расходятся в пространстве, могущем в тысячи раз превосходить территорию, охраняемую отдельной гнездящейся парой. Происходит это не за счет выбора разных типов местообитаний, а за счет избегания (или прямого вытеснения) одних видов другими.

Изучая эволюцию, нужно думать о людях

Тесты показывают, что два медведя кажутся большинству людей более похожими друг на друга, чем две девушки. Возможно, причина в том, что нам свойственно воспринимать людей как уникальные личности, а других животных — как «обобщенных» представителей своего вида. Изображения из обсуждаемой статьи в Evolutionary Psychology
Эксперименты, проведенные на британских студентах, показали, что понимание механизмов эволюции может быть улучшено, если в ходе обучения использовать примеры, связанные с людьми, а не с другими животными. Из-за присущего нашему мышлению «типологического» взгляда на животных мы склонны видеть в каждой особи представителя того или иного вида. О людях, напротив, мы чаще думаем как об уникальных индивидуумах.

Синий и зеленый свет будят человека по-разному

График зависимости фазового сдвига от дозы полученного света. Изображение из обсуждаемой статьи в Science Translational Medicine
В регуляции суточных ритмов у человека кроме меланопсиновых клеток принимают участие «классические» фоторецепторы (палочки и колбочки). Однако если меланопсиновые клетки «просыпаются» в ответ на коротковолновый, то колбочки  — в ответ на длинноволновый свет. Через некоторое время после включения света колбочки «выключаются» и перестают «будить» организм, а меланопсиновые клетки активны всё то время, что горит свет.

Избыточные регуляторы делают развитие эмбриона помехоустойчивым

Работа теневого энхансера Z на одной из стадий эмбрионального развития Drosophila melanogaster. Изображение из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Nature
Работа многих генов, управляющих развитием эмбриона, контролируется «теневыми» энхансерами — дополнительными регуляторными элементами, дублирующими действие основных регуляторных элементов («обычных» энхансеров). На примере гена svb, управляющего развитием щетинок у личинок дрозофилы, удалось показать, что теневые энхансеры являются избыточными только в оптимальных условиях.