Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 04.2008

Магнитная память «на беговой дорожке»: быстро, дешево и надежно

Движение доменных стенок под действием спин-поляризованного электрического тока
Исследовательская группа под руководством Стюарта Паркина анонсировала первые результаты работ по созданию нового класса энергонезависимой памяти — памяти «на беговой дорожке», или трековой памяти. Она соединит в себе быстроту оперативной памяти и дешевизну жестких дисков, превзойдет их по плотности записи и при этом будет потреблять в десятки раз меньше энергии.

Птичьи трели поддаются расшифровке

Белобровый корольковый певун. Фото с сайта www.avespampa.com.ar
Орнитологи из Франции и Бразилии с помощью экспериментов выделили в песенках корольковых певунов, обитающих в дождевых лесах Бразилии, компоненты, обозначающие видовую принадлежность певцов, индивидуальные вариации, предназначенные для оседлых соседей-самцов и самок, и сигналы о своем местоположении. Эта информация необходима для поддержания социальных связей в условиях густой листвы дождевого леса.

Коллаген из костей вымерших животных подтверждает родство динозавров с птицами, а мастодонтов — со слонами

Мэри Швайцер — одна из основоположниц «молекулярной палеонтологии», известная своими работами по извлечению остатков белковых молекул из костей динозавров и других доисторических животных. Фото с сайта news.ncsu.edu
Американские палеонтологи сравнили аминокислотные последовательности фрагментов белка коллагена, извлеченных из костей тираннозавра и мастодонта, с коллагеном современных позвоночных. Оказалось, что «эволюционный сигнал», сохранившийся в обрывках древних белковых молекул, вполне достаточен для установления родственных связей.

Паразиты фиговых опылителей не дают им паразитировать на фигах

Сиконий фикуса в разрезе. Фото © James Cook из заметки об этой работе на сайте журнала Science
Растения рода Ficus опыляются перепончатокрылыми из семейства Agaonidae. Самки агаонид откладывают яйца в завязи фикуса, и выбирающиеся наружу взрослые насекомые переносят пыльцу на другие деревья. Однако заражению всех цветков, то есть переходу от взаимовыгодного сотрудничества с фикусами к паразитизму, мешают другие перепончатокрылые — паразитирующие на агаонидах наездники.

Ракообразные достигли совершенства уже 510 млн лет назад

Увеличенное изображение жевательной поверхности (изображение из обсуждаемой статьи в Nature)
Анализ 3,5 тыс. фрагментов возрастом 510 млн лет из канадского местонахождения Маунт-Кап показал, что они принадлежат весьма совершенному и довольно крупному ракообразному, для которого уже тогда был характерен современный тип питания. Очевидно, что сложный ротовой аппарат сформировался, едва возникла необходимость эффективно снабжать пищей это крупное животное.

Зачем нужны «ненужные» гены

Дрожжевая клетка в процессе почкования. Фото с сайта www.kaeberleinlab.org
Геном дрожжей содержит около 6000 генов, из которых только 1000 абсолютно необходимы для выживания в стандартных лабораторных условиях. Проведя более 6 млн тестов, генетики из США и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство остальных 5000 якобы «ненужных» генов оказываются полезными в тех или иных нестандартных условиях.

Рентгеновская микрорадиография позволяет изучать содержимое непрозрачного янтаря

Образец непрозрачного шарантского янтаря. Фото с сайта www.spiegel.de
Многие образцы янтаря содержат инклюзы — остатки утонувших в древней смоле организмов или их фрагментов, которые доступны для изучения, только если янтарь прозрачный. Метод пропускающей фазово-контрастной микрорадиографии позволил французским исследователям создать детальные трехмерные изображения невидимых ранее инклюзов в непрозрачном янтаре.

Эксперимент DAMA по-прежнему «видит» частицы темной материи

Схематический вид в разрезе детектора DAMA/LIBRA с его многослойной экранировкой (изображение из обсуждаемой статьи The DAMA/LIBRA apparatus)
Итальянский эксперимент DAMA/LIBRA объявил о детектировании частиц темной материи. В непосредственных экспериментальных данных специалисты не сомневаются, но с их интерпретацией согласны далеко не все.

Фитопланктон реагирует на рост концентрации CO2 не так, как ожидалось

Кокколитофорида Emiliania huxleyi — самый многочисленный и продуктивный из всех морских организмов с известковым скелетом. Фото с сайта www.co2.ulg.ac.be
Эксперименты показали, что главные производители карбоната кальция в мировом океане — микроскопические водоросли кокколитофориды — реагируют на рост концентрации CO2 в атмосфере не снижением, как ожидалось, а значительным увеличением продукции. Эти данные подтверждаются результатами послойного изучения кокколитофорид в донных морских отложениях Северной Атлантики.

Мыльные пузыри помогут предсказывать траектории ураганов

Возникновение вихря при самой большой разности температур. Рис. из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Французские исследователи обнаружили, что вихри, определенным образом созданные в мыльных пузырях, ведут себя аналогично более масштабным атмосферным явлениям, таким как циклоны и ураганы. Мыльные пузыри дали возможность промоделировать факторы, управляющие траекторией поведения ураганов.

Белок–регулятор индивидуального развития управляет движением раковых клеток

Под воздействием белка Wnt на одном из концов клетки меланомы формируется молекулярный комплекс W-RAMP (светлое пятно, отмеченное красной стрелкой). Фото из обсуждаемой статьи в Science
Белок Wnt придает полярность и способность к направленному движению не только клеткам развивающегося эмбриона или регенерирующей конечности, но и раковым клеткам. Эксперименты показали, что он оказывает поляризующее воздействие на клетки, даже если они не контактируют с другими клетками и потому не имеют информации о своем положении относительно других клеток эмбриона или опухоли.

Сульфид мышьяка образует три разных жидкости

Кристаллическая структура реальгара при нормальных условиях (изображение с сайта en.wikipedia.org)
Эксперименты российских и японских физиков показали, что одно и то же вещество — сульфид мышьяка — при разных давлениях образует три разных жидкости: молекулярную, полимерную и металлическую.

Уровень мирового океана может подниматься еще быстрее

Братское водохранилище — одно из самых крупных в мире: его площадь 5470 кв. км, объем — 169,3 куб. км. В результате строительства водных резервуаров на суше задерживается внушительное количество воды. С учетом поправок на объемы воды в водохранилищах уровень мирового океана должен повышаться еще быстрее. Фото с сайта www.ilec.or.jp
Тайваньские климатологи подсчитали, как меняется уровень мирового океана из-за задержки вод в искусственных водных резервуарах — водохранилищах, запрудах и т. д. Оказывается, искусственные резервуары, уменьшают потенциальный сток в мировой океан даже больше, чем привносят в совокупности тающие льды Антарктиды и Гренландии.

Оледенения сопровождались запылением на протяжении 800 тысяч лет

Буря в северо-западной Африке. На снимке НАСА, сделанном со спутника 28 февраля 2000 года, видно, как облака пыли из района Сахары сносятся ветром на запад, в Атлантический океан. Попадающая в центральные районы океана пыль — важнейший источник биогенных элементов, прежде всего фосфора и железа, необходимых для развития фитопланктона. Фото с сайта www.nasa.gov
Во время оледенений пыль на поверхности Земли накапливается гораздо быстрее, чем в теплые межледниковые периоды. К такому выводу пришла группа европейских ученых, проанализировав отложения льда в центральной части Антарктиды за 800 тысяч лет. Скорость осаждения пыли (приносимой в основном из Южной Америки) во время оледенений возрастала примерно в 25 раз.

Эволюция под управлением компьютера

Первая в мире установка, позволяющая осуществлять искусственную эволюцию размножающихся молекул РНК под контролем компьютера. Фото из обсуждаемой статьи в PLoS Biology
Разработано компьютеризированное устройство для опытов по искусственной эволюции, позволяющее проводить в автоматическом режиме многие операции, раньше осуществляемые вручную. Помещенные в установку рибозимы за 70 часов эволюции увеличили свою каталитическую активность в 90 раз, что потребовало закрепления 11 мутаций.

Летучие мыши защищают растения от вредителей наравне с птицами

Малый большеухий листонос (Micronycteris), поедающий таракана. Летучие мыши многих видов умеют охотиться не только на летящих насекомых, но и на ползающих по листьям и ветвям. Иногда они подстерегают своих жертв в засаде, затаившись среди листвы, держась задними ногами за ветку. Фото © Merlin D. Tuttle, Bat Conservation International с сайта www.umich.edu
Известно, что птицы в тропических экосистемах оказывают ощутимое воздействие на членистоногих, в том числе на растительноядных. Новые опыты, предотвращающие доступ к участкам леса не только днем, но и ночью, показали, что влияние летучих мышей на тропические экосистемы вполне сравнимо с влиянием насекомоядных птиц.

Новые данные позволили уточнить родословную животного царства

Раньше плоские черви считались предками круглых червей, а кольчатые черви — предками членистоногих. По последним данным плоские черви оказались родственниками кольчатых, а круглые — членистоногих. На рисунке (слева направо сверху вниз): плоский червь (планария), круглый червь (нематода драконема), кольчатый червь (нереис), членистоногое (сколопендра).Фото с сайтов schools.keldysh.ru, web.pml.ac.uk, www.sfu.ca и www.bighairyspiders.com
Новое уточненное эволюционное древо животного царства, основанное на анализе рекордного числа генов и типов животных, позволило разрешить многие спорные вопросы эволюции и систематики. Подтвердилась теория, согласно которой разделение на первичноротых и вторичноротых произошло еще до того, как у животных сформировался целом (вторичная полость тела).

Физики открыли идеальный изолятор

Увеличенный в масштабе джозефсоновский контакт можно интерпретировать как конденсатор, обладающий некоторой емкостью. Оранжевая стрелка показывает направление туннелирования куперовских пар. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature
Группа физиков из США, России, Германии и Бельгии обнаружила полное отсутствие проводимости в тонких пленках нитрида титана, охлажденных до температур, близких к абсолютному нулю, и находящихся в сильном магнитном поле. Парадоксально, но причиной возникновения сверхизоляции оказываются исключительно эффекты, присущие явлению сверхпроводимости.

Почвенные микробы растут на антибиотиках

В одном грамме верхнего слоя почвы содержится до миллиарда бактерий; при этом многие из почвенных штаммов способны расти на чистых антибиотиках. Фото с сайта www.microzym.ru
Проверка устойчивости почвенных бактерий к различным антибиотикам показала, что они отлично утилизируют все 8 известных на сегодняшний день классов антибиотиков. Таким образом, почвенная микробиота, среди которой имеются многочисленные родичи патогенов человека, — неисчерпаемый источник новых механизмов устойчивости болезнетворных бактерий к антибиотикам.

Мамонты вымерли потому, что им негде стало жить

Мамонты, шерстистый носорог, лошади и другие обитатели холодных степных и лесостепных ландшафтов в верхнем плейстоцене. Картина © Mauricio Anton из популярного синопсиса к обсуждаемой статье в PLoS Biology
После максимума последнего оледенения 21 тыс. лет назад климат северной части Евразии становился более теплым и влажным. В результате резко сократилась площадь холодных тундровых степей — места обитания мамонтов, и численность последних также сильно уменьшилась. Остававшиеся же 6 тыс. лет назад популяции мамонта уже были крайне уязвимы для любых неблагоприятных воздействий.