С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 09.2011

Комары передают по наследству своим сыновьям способность изменять частоту брачной песенки

У комаров A. aegypti рои образуют в основном самцы, а одиночные самки время от времени залетают в них для спаривания. Фото с сайта fotki.yandex.ru/users/drycike

Недавно стало известно, что комары могут изменять частоту своих акустических брачных сигналов, подстраивая свои гармоники под гармоники самки. Теперь авторы этого открытия решили выяснить, отдают ли самки предпочтение тем самцам, которые умело под них подстраиваются. Оказалось, что не только с самими «музыкальными» самцами чаще спариваются самки, но и их сыновья имеют больший успех у самок, чем сыновья «тугоухих» отцов.

В древних льдах найдены бактерии, устойчивые к антибиотикам

Вечная мерзлота на Аляске: в некоторых местах лед имеет возраст 30 тысяч лет. Фото с сайта alaska-in-pictures.com

Канадские ученые, исследовав фрагменты ДНК в куске древнего льда, не только определили, какие растения и животные обитали в данной местности 30 тыс. лет назад, но и выяснили некоторые свойства микробного сообщества тех эпох. Оказалось, что древние бактерии уже тогда имели гены устойчивости к антибиотикам. По словам ученых, гены резистентности к современным препаратам зачастую не появляются de novo, а выбираются из уже имеющегося набора.

Анализ зубной эмали динозавров показал, что температура их тела была как у современных млекопитающих

Зуб Brachiosaurus brancai, использованный для определения температуры тела. Рис. из дополнительных материалов к статье: Eagle R.A. et al., 2010

Анализ эмали зубов нескольких крупных растительноядных динозавров из юрских отложений показал, что температура их тела была между 36° и 38°C — то есть примерно соответствовала температуре тела современных млекопитающих. В качестве «палеотермометра» использовался новый вариант изотопного анализа, основанный на том, что в образующемся карбонате (CaCO3) частота связей между тяжелым изотопом углерода 13C и тяжелым изотопом кислорода 18O зависит от температуры.

Эксперимент OPERA сообщает о наблюдении сверхсветовой скорости нейтрино

Протонный пучок выводится из ускорителя SPS и порождает нейтринный пучок, летящий в направлении лаборатории Гран-Сассо. Изображение из обсуждаемой статьи

Прямое измерение скорости движения нейтрино, выполненное недавно в эксперименте OPERA, привело к результату, превышающему скорость света. Это сообщение, однако, вызывает оправданный скепсис у подавляющего большинства физиков.

Чем грозит для морских экосистем увеличение уловов мелкой рыбы?

Фото А. В. Чесунова, с разрешения автора

К каким последствиям может привести увеличение уловов мелкой рыбы, большей частью ради производства белкового корма и удобрений? Построив модели пищевых связей в пяти важнейших промысловых районах океана, международная группа исследователей пришла к выводу, что даже существующие объемы вылова могут вызвать заметное сокращение численности птиц, морских млекопитающих и хозяйственно ценной рыбы.

Дрожжи отказались от противовирусной защиты, чтобы приютить вируса-убийцу

Эксперимент, показавший, что система РНК-интерференции уничтожает симбиотического вируса-убийцу, который нужен дрожжам для борьбы с конкурентами. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

РНК-интерференция — важный защитный механизм, помогающий эукариотическим клеткам бороться с вирусами и подавлять активность эгоистических фрагментов ДНК — транспозонов. Однако дрожжи и некоторые другие грибы утратили систему РНК-интерференции. Как выяснилось, это позволяет им содержать в своих клетках симбиотического вируса, который помогает грибам уничтожать конкурентов.

У пещерных рыб биологические часы регулируются не светом, а пищей

Изображение пещерной рыбы Phreatichthys andruzzii из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Известно, что внутренние биологические часы регулируются внешними воздействиями, главное из которых — суточные колебания света. Международная группа ученых исследовала суточные ритмы у абсолютно слепой рыбки Phreatichthys andruzzii, обитающей в постоянной темноте в подземных пещерах Сомали. Оказалось, что у нее сохранились «слепые» циркадные часы, которые не корректируются светом, а запускаются только пищей.

Параллелизмы — результат быстрой эволюции сенсорных рецепторов

Спящая личинка Caenorhabditis elegans (белая стрелка) в многоклеточном плодовом теле почвенной амебы Dictyostelium. Фото с сайта www.cumc.columbia.edu

Изучение независимого появления одного и того же нового признака у двух лабораторных линий нематоды Caenorhabditis elegans и у родственного вида Caenorhabditis briggsae показало, что признак возник в результате мутации в сходных генах у всех трех объектов. Это означает, что репертуар возможных адаптивных решений весьма ограничен. Наиболее простым и быстрым решением является настройка сенсорных рецепторов.

Связь массовых вымираний с вулканизмом получила новое подтверждение

Плато Путорана на Таймыре образовано базальтовой лавой и представляет собой часть сибирской трапповой провинции, сформировавшейся около 250 млн лет назад в результате подъема «мантийного плюма» — потока раскаленных пород из мантии. Фото из синопсиса к обсуждаемой статье в Nature

Предположение о связи между крупнейшим массовым вымиранием в истории Земли, произошедшим около 250 млн лет назад, и образованием грандиозной толщи магматических пород — сибирских траппов, не подтверждалось имеющимися моделями. Российские геологи показали, что выброс CO2 и HCl в самом начале формирования сибирской трапповой провинции был в несколько раз масштабнее, чем считалось, и вполне мог вызвать массовое вымирание.

Грозит ли систематикам вымирание?

Иллюстрация Георга Эрета к классификации репродуктивной системы цветковых растений Карла Линнея. Изображение с сайта library.otago.ac.nz

Считается, что если раньше, на заре развития науки, среди биологов был большой процент систематиков, то сейчас они представляют собой почти вымирающую группу, особенно в западных странах. Английские и американские биологи решили проверить, действительно ли ситуация столь угрожающая. Оказалось, что число систематиков неуклонно растет, причем они работают более эффективно, чем их предшественники сто лет назад.

Новый язык приносят мужчины

Население современной Исландии несет разные этнические сигналы в мужской и женской линиях ДНК: в Y-хромосомах прослеживаются скандинавские корни, а в мтДНК, передаваемой от матерей, — наследие с Британских островов. Фото с сайта www.stranz.ru

Английские ученые представили примеры, показывающие, что распространение языка соотносится с распространением Y-хромосом иммигрантов-мужчин. При этом генные маркеры мигрантных мтДНК, привносимых женщинами, не коррелируют с распространением той или иной языковой группы. Ученые заключили, что именно мужчины играют ведущую роль в распространении и смене языков на новой территории.

Расширенный фенотип объяснен на генетическом уровне

Гусеница непарного шелкопряда, убитая вирусом NPV. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Многие паразиты манипулируют поведением своих хозяев, однако генетические основы таких манипуляций изучены слабо. Американские биологи выявили ген, при помощи которого вирус ядерного полиэдроза заставляет зараженных гусениц непарного шелкопряда взбираться на вершины деревьев, что способствует распространению вируса. Как выяснилось, вирус добивается этого, воздействуя на систему гормональной регуляции линек и пищевого поведения гусеницы.

Сколько видов на планете?

Число известных видов. График из обсуждаемой статьи в PLoS Biology

Результат почти трехсотлетней работы систематиков — зоологов, ботаников, микробиологов — это более миллиона найденных и описанных видов живых существ, населяющих Землю. Как оценить, сколько видов еще не найдено? Разные методы расчета дают сильно различающиеся результаты. Один из возможных способов решения этой задачи — анализ таксономического разнообразия на разных уровнях иерархической классификации живого.

Полиплоидные виды вымирают чаще

Полиплоидные растения в нашей жизни: рапсовое масло (тетраплоидное, 38 хромосом), банан (триплоидный, 33),  картошка (тетраплоидная, 48), кукуруза (тетраплоидная, 20). Картинка из статьи A. R. Leitch and I. J. Leitch в Science

Американские и канадские ученые показали, что полиплоидные виды растений менее устойчивы, чем диплоидные, и быстро вымирают. При этом известно, что все семенные растения имели полиплоидного предка и что предок всех цветковых растений удвоил свой геном и передал его всем потомкам. Таким образом, полиплоидия не способствует процветанию видов, зато иногда может сработать на долговременную перспективу.

Белок альфа-синуклеин — это тетрамер, а не мономер

Один из примеров, показывающий, что в эукариотической клетке альфа-синуклеин присутствует преимущественно в виде тетрамера. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Часто бывает, что важные исследования заходят в тупик, потому что исходят из неправильных предпосылок. Ошибка может возникнуть по многим причинам — например, из-за неправильно подобранной методики для выяснения какого-то факта. Судя по всему, именно это произошло при определении структуры белка альфа-синуклеина, который образует агрегаты при одном из самых распространенных нейродегенеративных заболеваний — болезни Паркинсона.

Численность населения Земли достигла семи миллиардов — что дальше?

Калькутта, День населения Земли (World Population Day), 11 июля 2011 года. Снимок из: Science. 2011. V. 333. P. 538

Численность населения сейчас быстро растет. При этом центр роста из Европы и Северной Америки переместился в развивающиеся страны Юго-Восточной Азии и Африки. Прогноз зависит от того, насколько быстро в этих странах будет снижаться рождаемость. При разных принятых значениях коэффициента фертильности (числа детей, рожденных за жизнь одной матерью) ожидается, что в 2100 году на Земле может быть от 6,1 до 15,8 млрд человек.

Шерстистые носороги пришли с Тибета

Распространение шерстистых носорогов: 1 — новый вид C. thibetana (3,7 млн лет). Изображение из обсуждаемой статьи в Science

В юго-западном Тибете, на высоте 4200 м, найдены кости шерстистого носорога возрастом 3,7 млн лет. Открытие показало, что родиной шерстистых носорогов, по-видимому, был Тибет, где разнообразная фауна крупных, приспособленных к холоду млекопитающих сложилась задолго до ледникового периода (плейстоцена). С наступлением холодов некоторые ее представители спустились с гор и распространились в Северной Евразии, войдя в состав плейстоценовой мамонтовой фауны.

Вольбахия на службе у медиков: зараженные бактерией комары перестают распространять лихорадку денге

На карте Австралии показаны два места около города Кэрнс, где были выпущены комары Aedes aegypti, зараженные вольбахией. Рисунок из обсуждаемой статьи Hoffmann et al. в Nature

Лихорадка денге — вирусная инфекция, которая переносятся комарами Aedes aegypti. Австралийские и американские биологи придумали способ заблокировать распространение заболевания. Они заразили комаров штаммом внутриклеточной симбиотической бактерии Wolbachia, добившись их абсолютной устойчивости к инфекции, а затем выпустили в природу. Через несколько месяцев новые, устойчивые к вирусу, популяции комаров полностью заменили старые популяции.

Белки нектины помогают клеткам слухового эпителия расположиться в шахматном порядке

Взаимное расположение клеток НЕК293, экспрессирующих нектин1+EGFP и нектин-3+mCherry напоминает шахматный порядок, в котором располагаются клетки в слуховом эпителии. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Часто в сложноорганизованных тканях можно увидеть «узоры», в которых клетки одного типа строго чередуются с клетками другого. Яркий пример — слуховой эпителий, расположенный в улитке, одной из частей внутреннего уха. В нем два типа клеток — волосковые (сенсорные рецепторы; благодаря им мы слышим) и клетки сопровождения — располагаются в шахматном порядке. Группа японских исследователей смогла понять, как им удается так выстроиться.

Концепция плаща-невидимки может помочь двигаться в жидкости без сопротивления

Структура течения воды (линии потока) вблизи и внутри пористой среды и распределение скорости (шкала показана справа) для числа Рейнольдса, меньшего 0,5. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.

Принцип работы плаща-невидимки можно использовать для проектирования «плащей» иного типа — маскирующих объекты от звуковых волн, волн на поверхности жидкости, сейсмических волн и распространения тепла. Американские физики-теоретики предложили модель устройства, с помощью которого объекты могут двигаться в жидкости без сопротивления, не оставляя за собой характерного следа.