Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 11.2005

Cassini передал на Землю детальные фотографии Реи

Изъеденная кратерами поверхность Реи с расстояния 500 км (фото NASA с сайта www.newscientistspace.com)

Автоматический зонд «Кассини», продолжающий исследовать окрестности Сатурна, прошел на минимальном расстоянии от второго по величине спутника этого газового гиганта — Реи.

30.11.2005 | ФизикаХимия

Электроны прыгают по водяным островам

Зависимость времни туннелирования электронов от расстояния (рис. с сайта authors.library.caltech.edu)
Биохимики из Университета Дьюка выполнили сложнейшие квантово-механические расчеты, которые показали, каким образом даже небольшое количество воды существенно сказывается на взаимодействии белков.

«Национальная поджигательная установка» зажигает огни

Сферическая экспериментальная камера (фото с сайта www.llnl.gov)
В Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса в Калифорнии проведены первые испытания на строящемся лазерном комплексе NIF — National Ignition Facility. В 2009 году ему предстоит стать самой мощной лазерной установкой в мире.

Эндорфины сделали нас людьми?

Малыш бонобо (фото с сайта www.wwf.be)

Американские биологи обнаружили, что люди отличаются от высших обезьян строением гена, влияющего на эмоции. Возможно, изменение эмоционального статуса (от которого, в свою очередь, во многом зависит поведение) сыграло важную роль в становлении человека разумного.

Структура электромагнитных полей в веществе оказалась сложнее, чем считалось ранее

Симбиоз сканирующего туннельного микроскопа и термодатчика (изображение с сайта physik.uni-oldenburg.de)

Изучая явление теплопередачи при помощи теплового микроскопа, немецкие физики натолкнулись на неожиданное открытие: тепловое излучение генерируется не единичными атомами или электронами, а целыми областями — «электромагнитными пузырями» размером порядка 100 нанометров.

Уничтожение регуляторных T-клеток усиливает действие противораковой вакцины

Регуляторная Т-клетка (фото с сайта cmbi.bjmu.edu.cn)

Исследователи из Университета Дьюка опытным путем доказали, что удаление из периферической крови регуляторных T-клеток за несколько дней до вакцинации против рака может существенным образом повысить эффективность противораковых вакцин.

Японский блог: взятие грунта с астероида в прямом эфире

Вот такой симпатичный вышитый амулет, висящий в японском ЦУПе, обеспечивает безопасность полета зонда Хаябуса (фото с сайта www.isas.jaxa.jp)
По сообщению японского космического агентства JAXA, последняя попытка взятия грунта с поверхности астероида Итокава, по всей видимости, наконец принесла успех зонду «Хаябуса». Весь процесс спуска освещался в реальном времени в специальном блоге на сайте JAXA.

Найден удобный математический язык для описания дуальностей в магнитных системах

Изображение с сайта arxiv.org

Бельгийский физик нашел адекватный математический язык для выяснения происхождения дуальности в решеточных моделях. Результаты работы могут в конце концов привести к лучшему пониманию магнитных материалов.

Раскрыт механизм заражения малярией

Стадии вторжения малярийного мерозоита внутрь эритроцита (изображение с сайта www.nimr.mrc.ac.uk)

Ученым, занимающимся поиском средства борьбы с возбудителем малярии, удалось идентифицировать фермент, играющий ключевую роль в заражении красных кровяных телец этим паразитом. Это поможет разработать принципиально новый класс противомалярийных препаратов.

Духота на Земле достигла рекордной отметки

Буровая станция проекта EPICA на куполе Конкордия (фото: Laurent Augustin, LGGE, Grenoble с сайта www.esf.org).
Современный уровень парниковых газов – самый высокий за последние 650 тысяч лет и продолжает расти рекордными темпами. Об этом говорит анализ добытого в Антарктиде ледяного керна, который охватывает восемь ледниковых периодов и хранит пузырьки воздуха с образцами древней атмосферы.

«Величайшая ошибка Эйнштейна» снова в строю

Альберт Эйнштейн (1879-1955)
Первые результаты масштабного исследования далеких сверхновых звезд SNLS показывают, что ускоренное расширение Вселенной в первом приближении неплохо описывается космологической постоянной в уравнении Эйнштейна, введение которой сам ученый называл своей «величайшей ошибкой».

«Хаябуса» станцевал на Итокаве

На этом кадре виден силуэт зонда на поверхности астероида, а также выброшенный с него маркер-отражатель (фото с сайта www.isas.jaxa.jp)
Японское космическое агентство JAXA объявило, что зонду «Хаябуса» все-таки удалось прикоснуться к своей цели — астероиду Итокава. Это стало ясно из анализа телеметрической информации, полученной от аппарата уже после того, как он поднялся над поверхностью астероида.

Эйнштейну не удалось потеснить Ньютона на научном Олимпе

Эйнштейн VS Ньютон (изображение с сайта www.royalsoc.ac.uk)

Согласно результатам опроса, проведенного британским Королевским обществом, титул ученого, оказавшего наиболее значимое влияние на развитие научной мысли и человечества в целом, получил сэр Исаак Ньютон, а вовсе не Альберт Эйнштейн, являющийся, казалось бы, символом прогресса.

Молекулам NO устроили допрос с пристрастием в сверхтекучей камере

Капли сверхтекучего гелия, обволакивающие молекулы NO (рис. с сайта aip.org)
Немецкие физики получили инфракрасный спектр молекулы оксида азота (NO) при температуре меньше 0,5 кельвина с беспрецедентно высоким разрешением.

Оловянный припой не хочет лысеть

Электронная микрофотография волокна на поверхности медно-оловянного сплава (фото с сайта www.nist.gov, из статьи Boettinger et al., Acta Materialia, 5033-5050)
В Американском национальном институте стандартов (NIST) ищут способ создания экологически безопасного припоя, наносимого электролитическим методом. Это необходимо для продолжения поставок американской электроники в страны Евросоюза.

Автоматические карты погоды сделают полеты безопаснее

Изображение с сайта planeta.infospace.ru

Синоптики аэропорта Шереметьево осваивают новые карты погоды, разработанные учеными из НИЦ «Планета» с помощью автоматической системы анализа спутниковых данных. Они позволяют более точно определять, где может разразиться буря, как долго она будет продолжаться и где закончится.

23.11.2005 | Астрономия

Телескоп Spitzer изучает, как формируются карликовые галактики

15 карликовых галактик вокруг NGC 5291 (фото с сайта www.newscientistspace.com)

Новый метод обнаружения отличающихся особенно малой светимостью карликовых галактик, разработанный американскими астрономами, может помочь в определении «родословной» карликовых галактик, окружающих Млечный Путь.

Погибающие нейроны призывают соседей к самоубийству

Пространственная структура фактора транскрипции NF-кB (рис. сайта gibk26.bse.kyutech.ac.jp)
Особые сигналы, передаваемые между нейронами головного мозга, вызывают массовую гибель клеток у жертв инсульта. Немецкие и итальянские нейрофизиологи смогли расшифровать эти сигналы. Это даст возможность значительно ослабить последствия кризиса.

Цветовой тест поможет выяснить причину боли

Один из самых известных в психологии цветовых тестов — «глубинный» тест Макса Люшера (изображение с сайта www.sinapsi.cl)

Специалисты Федерального научного клинико-экспериментального центра традиционных методов диагностики и лечения Минздрава РФ и Центра психического здоровья РАМН разработали и запатентовали метод, позволяющий определить причину и силу боли по результатам цветового теста.

Фуллерены защищают клетки от радиации

Фуллерен способен нейтрализовать множество свободных радикалов (изображение с сайта www.csixty.com)

Группа американских ученых из Медицинского колледжа Джефферсона показала, что микроскопические наночастицы могут защитить нормальные ткани организма от воздействия радиации: углеродные наношарики, или фуллерены, обладают свойством связывать возникающие под действием радиации свободные радикалы.